Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:01, реферат
Данная работа исследует ценности и ценностные ориентации современных подростков, проблемы формирования ценностей и факты спободствующие им.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности……………………………………………………………………………...6
2. Представление о системе ценностей личности как иерархии……………..…..9
Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича;…………...10
Концептуальное определение ценностей по Ш. Шварцу
и У. Билски………………………………………………………………………11
3. Психологические особенности подросткового возраста и связанное с ними развитие ценностно-смысловых ориентаций молодежи………….…………….12
4. Кризис ценностной системы личности и его значение в жизни современных подростков………………………………………………………….17
6. Практическое исследование предпочтений и ценностных ориентаций подростков…………………………………………………………………...……...20
Выводы…………………………………………………………….………………..28
Литература………………………………………………….………….……………29
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретический анализ понятий «ценности»
и «ценностные ориентации» личности…………………………………………………………
2. Представление о системе ценностей личности
как иерархии……………..…..9
и У. Билски………………………………………………………………
3. Психологические особенности подросткового
возраста и связанное с ними развитие
ценностно-смысловых ориентаций молодежи………….…………….12
4. Кризис ценностной системы личности
и его значение в жизни современных подростков……………………………………………………
6. Практическое исследование предпочтений
и ценностных ориентаций подростков……………………………………………………
Выводы…………………………………………………………….
Литература………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Каждое
общество имеет уникальную ценностно-ориентационную
структуру, в которой отражается самобытность
данной культуры. Поскольку набор ценностей,
которые усваивает индивид в процессе
социализации ему “транслирует” именно
общество, исследование системы ценностных
ориентаций личности представляется особенно
актуальной проблемой в ситуации серьезных
социальных изменений, когда отмечается
некоторая “размытость” общественной
ценностной структуры, многие ценности
оказываются нарушенными.
Исследование ценностей особенно актуально
сегодня, в нашу кризисную эпоху. В условиях
переходного периода существенно меняется
социальная ситуация развития молодежи,
исходные условия процесса становления
личности молодого человека, что не может
не привести к изменениям системы ценностей
молодежи, обучающейся в школах и вузах.
В условиях переходного периода претерпевает
существенные изменения социальная ситуация
личности, что не может не привести к трансформациям
системы ценностей молодого поколения.
Огромное влияние на молодежь оказывает
политическая ситуация: рост интереса
различных политических партий и движений
(в том числе радикального, экстремистского
толка), расширить свое влияния и электорат
за счет молодежи. Немалое влияние на ценности
молодого поколения оказывают сегодня
так же средства массовой информации. В
условиях краха официальной идеологии
наблюдается ощущение утраты смысла жизни
у многих людей, которое несомненно передается
и юношеству. Но все-таки идет постепенное
и нелегкое осознание приоритета общечеловеческих
ценностей, которое осложняется экономическими
неурядицами и социальной напряженностью.
Начальной структурной единицей общества,
закладывающей основы личности, является
семья. То, что ребенок в детские годы приобретает
в семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи как института воспитания
обусловлена тем, что в ней ребенок находится
в течение значительной части своей жизни,
и по длительности своего воздействия
на личность ни один из институтов воспитания
не может сравниться с семьей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал,
что каждый последующий воспитатель оказывает
на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Ценностные ориентации есть результат
отражения общественных отношений и системообразующий
фактор личности. В качестве ценностей
выступают значимые для личности объекты
явления окружающей действительности,
в том числе и общественные отношения.
Сама же система ценностных ориентаций
обладает сложной структурой, компоненты
которой имеют отношение к конкретным
видам общественных отношений.
Ценностные ориентации личности изучаются
в рамках общей психологии, психологии
личности, социальной психологии. Многие
ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М.
Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С.
Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский,
А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г.
Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В.
Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему
ценностей в связи с источниками активности
человека - потребностями, предметами
этой активности - мотивами и механизмами
регуляции активности. Большой вклад в
исследование ценностных ориентаций подростка
внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон,
В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова
и др.
Целью курсовой работы является анализ
категории «ценностные ориентации» у
современных подростков.
В соответствии с целью определены следующие
задачи исследования:
1) теоретический анализ понятий «ценности»
и «ценностные ориентации личности»;
2) анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме формирования в подростковом
возрасте ценностных ориентаций;
3) выявление факторов, влияющих на кризи ценностныхх
4) подбор методик для проведения эмпирического
исследования;
5) анализ полученных результатов и их
обобщение.
Объект исследования: ценностная сфера
личности.
Предмет исследования: формирование ценностных
ориентаций подростков и в современном
обществе.
1. Теоретический
анализ понятий «ценности» и «ценностные
ориентации» личности
Ценность – представление о том, что свято
для человека, коллектива, общества в целом,
их убеждения и представления, выраженные
в поведении. В узком значении под ценностью
понимаются требования, нормы, выступающие
в качестве регулятора и цели человеческих
отношений и деятельности. Можно сказать,
что от ценностей зависит уровень культурного
развития общества, степень его цивилизованности.
С понятием ценность тесно связано понятие
«ценностная ориентация», которое впервые
стало употребляться в американской социологии,
в частности, Т. Парсонсом. Ценностные
ориентации – важнейшие элементы внутренней
структуры личности, закрепленные жизненным
опытом индивида, всей совокупностью его
переживаний и отграничивающие значимое,
существенное для данного человека от
незначимого несущественного. По мнению
философии, ценностные ориентации, эта
главная ось сознания обеспечивает устойчивость
личности, преемственность определенного
типа поведения и деятельности и выражается
в направленности потребностей и интересов
[12, С.732].
В социальной психологии понятие “Ценностные
ориентации” используется в двух значениях,
как:
1) “идеологические, политические, моральные,
эстетические и др. основания оценок субъектом
действительности и ориентации в ней;
2) способ дифференциации объектов по их
значимости. … Формируются при усвоении
социального опыта и обнаруживаются в
целях, идеалах, убеждениях, интересах
и др. проявлениях личности”. [10, С.373]
Ценностные ориентации являются важнейшим
компонентом структуры личности. Наряду
с другими социально-психологическими
образованиями они выполняют функции
регуляторов поведения и проявляются
во всех областях человеческой деятельности.
Ценности носят двойственный характер:
они социальны, поскольку исторически
и культурно обусловлены, и индивидуальны,
поскольку в них сосредоточен жизненный
опыт конкретного субъекта. Социальные
ценности определяются как некое данное,
имеющее эмпирическое содержание значение,
соотносимое с чем-то, являющимся объектом
деятельности. Ценности конкретной личности
формируются под влиянием социальной
среды, особенностей тех социальных групп,
в которые она входит.
Древнегреческий философ Гераклит главной
ценностью считал весь мир, который он
рассматривал как живой организм. Мерой
всех вещей он считал человека. По мнению
Гераклита, выше его стоит только бог.
Демокрит в качестве высшей ценности рассматривал
мудрого человека. Сократ дал определение
таким этическим понятиям, как «справедливость»,
«доблесть», «счастье», «добродетель».
Счастья человек не достигает не потому,
что не хочет его, а потому, что не знает,
в чем оно заключается. Тезис «Никто не
ошибается добровольно» подчеркивает
ценность знания, позволяющего отличить
реальное добро от того, которое таковым
не является. Аристотель считал, что кроме
материальных благ есть такие, которые
находятся вне тела и души — почет, богатство,
власть. Однако духовное благо он считал
«самым высоким» [11, С. 9].
Субъективная значимость для человека
тех или иных ценностей может определяться
разными источниками. В качестве основных
таких источников на разных этапах развития
науки назывались: божественный или природный
разум, принцип удовольствия и инстинктивные
биологические потребности, универсальный
закон сохранения вида, этические нормы
микросоциального окружения и общества
в целом, внутренняя психологическая природа
человека.
По своему функциональному значению ценности
личности можно разделить на две основные
группы:
В зависимости от направленности на
личностное развитие ценности могут
быть разделены на:
В то же время терминальные и инструментальные,
высшие и регрессивные, внутренние
и внешние по своему происхождению
ценности могут соответствовать
разным уровням или стадиям
2. Представление
о системе ценностей личности как иерархии
Ценностные ориентации личности, связывающие
её внутренний мир с окружающей действительностью,
образуют сложную многоуровневую иерархическую
систему, занимая пограничное положение
между мотивационно - потребностной сферой
и системой личностных смыслов. Соответственно,
ценностные ориентации личности выполняют
двойственные функции. С одной стороны,
система ценностных ориентаций выступает
в качестве высшего контрольного органа
регуляции всех побудителей активности
человека, определяя приемлемые способы
их реализации. С другой – в качестве внутреннего
источника жизненных целей человека, выражая
соответственно то, что является для него
наиболее важным и обладает личностным
смыслом. Система ценностных ориентаций,
тем самым, является важнейшим психологическим
органом саморазвития и личностного роста,
определяя одновременно его направление
и способы его осуществления.
Ценностные образования являются базой
для формирования системы личностных
смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает
смысл жизни переживая определённые ценности.
Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является
пограничным образованием, в котором сходятся
идеальное и реальное, жизненные ценности
и возможности их реализации. Смысл, как
целостная совокупность жизненных отношений,
у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом
ценностной системы личности.
Формирование и развитие систем личностных
смыслов и ценностных ориентаций носит
взаимосвязанный и взаимодетерминирующий
характер. Как справедливо замечает Д.А.
Леонтьев, личностные ценности являются
одновременно и источниками, и носителями
значимых для человека смыслов.
Г.Е. Залесский связывает личностные ценности
и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение,
являясь интегрирующим элементом механизма
регуляции активности человека, представляет,
по его мнению, «осознанные цели, субъективно
готовые к реализации путём их использования
в социально-ориентировочной деятельности».
По словам Г.Е. Залесского, убеждениям
присущи о одновременно и побуждающая,
и когнитивная функции. Убеждение, выступая
в качестве эталона, оценивает конкурирующие
мотивы с точки зрения их соответствия
содержания той ценности, которую оно
призвано реализовать, и выбирает практический
способ её практической реализации. Как
пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит
как бы двойной характер: принятые личностью
социальные ценности «запускают» его,
а будучи актуализированным, уже само
убеждение вносит личностный смысл, пристрастность
в реализацию усвоенной общественной
ценности, участвует в актах выбора мотива,
цели, поступка». При этом чем выше в субъективной
иерархии находится убеждение, соответствующее
той или иной ценности, тем более глубокий
смысл придаётся его реализации, а следовательно,
и выделенному с его участием мотиву.
Представление о системе ценностей личности
как иерархии её убеждений получило распространение
также в американской социальной психологии.
Так, М. Рокич определяет ценности как
«устойчивое убеждение в том, что определённый
способ поведения или конечная цель существования
предпочтительнее с личной или социальной
точек зрения, чем противоположный или
обратный способ поведения, либо конечная
цель существования». По его мнению, ценности
личности характеризуются следующими
признаками:
- истоки ценностей прослеживаются в культуре,
обществе и личности;
- влияние ценностей прослеживается практически
во всех социальных феноменах, заслуживающих
изучения;
- общее число ценностей, являющихся достоянием
человека, сравнительно невелико;
- все люди обладают одними и теми же ценностями,
хотя и в различной степени;
- ценности организованы в системы.
Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное
определение ценностей, включающее следующие
формальные признаки:
- ценности – это понятия или убеждения;
- ценности имеют отношение к желательным
конечным состяниям или поведению;
- ценности имеют надситуативный характер;
- ценности управляют выбором или оценкой
поведения и событий;
- ценности упорядочены по относительной
важности.
Таким образом, ценностные ориентации
представляют собой особые психологические
образования, всегда представляющие иерархическую
систему и существующие в структуре личности
только в качестве её элементов. Невозможно
представить себе ориентацию личности
на ту или иную ценность как некое изолированное
образование, не учитывающее её приоритетность,
субъективную важность относительно других
ценностей, то есть не включённое в систему.
3. Психологические
особенности подросткового возраста и
связанное с ними развитие ценностно-смысловых
ориентаций молодежи.
Подростковый возраст - это граница между
детством и взрослой жизнью, связанная
с возрастом обязательного участия человека
в общественной жизни. Во многих древних
обществах переход к взрослому состоянию
оформлялся особыми ритуалами, благодаря
которым ребенок не просто приобретал
новый социальный статус, но как бы рождался
заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно
совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах
средней школы и охватывают возраст от
10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление
в подростковый возраст может не совпадать
с переходом в 5-й класс и происходить на
год раньше или позже [27, C.9].
Особое положение подросткового периода
в развитии ребенка отражено в его названиях:
«переходной», «переломный», «трудный»,
«критический». В них зафиксирована сложность
и важность происходящих в этом возрасте
процессов развития, связанных с переходом
от одной эпохи жизни к другой. Переход
от детства к взрослости составляет основное
содержание и специфическое отличие всех
сторон развития в этот период - физического,
умственного, нравственного, социального.
По всем направления происходит становление
качественно новых образований, появляются
элементы взрослости в результате перестройки
организма, самосознания, отношений с
взрослыми и товарищами, способов социального
взаимодействия с ними, интересов, познавательной
и учебной деятельности, содержания морально-этических
норм, опосредствующих поведение, деятельность
и отношения.
Первая общая закономерность и острая
проблема подросткового возраста, - это
перестройка отношений с родителями, переход
от детской зависимости к отношениям,
основанным на взаимном уважении и равенстве.
Подростковый возраст называют переходным.
Психологическое состояния подросткового
возраста связано с двумя «переломными»
моментами этого возраста: психофизиологическим
- половым созреванием, и всё, что с ним
связано, и социальным - конец детства,
вступление в мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с внутренними
гормональными и физиологическими изменениями,
влекущие за собой телесные изменения,
неосознанное половое влечение, а также
эмоционально-чувствительные изменения.
Вторая особенность и ценнейшее психологическое
приобретение подростка - открытие своего
внутреннего мира, в этот период возникают
проблемы самосознания и самоопределения.
В тесной связи с поисками смысла жизни
находиться и стремление узнать самого
себя, свои способности, возможности, поиск
себя в отношениях с окружающими. Для ребенка
единственной осознаваемой реальностью
является внешний мир, куда он проецирует
и свою фантазию. Для подростка внешний,
физический мир - только одна из возможностей
субъективного опыта, сосредоточением
которого является он сам. Обретая способность
погружаться в себя и наслаждаться своими
переживаниями, подросток и юноша открывают
целый мир новых чувств, они начинают воспринимать
и осмысливать свои эмоции уже не как производные
от каких-то внешних событий, а как состояние
своего собственного «я». Даже объективная,
безличная информация нередко стимулирует
юношу к интроспекции, размышлению о себе
и своих проблемах.
Представление подростка о себе всегда
соотносятся с групповым образом «мы»
- типичного сверстника своего пола, но
никогда не совпадает с этим образом полностью.
Еще одна характеристика, относящаяся
к подростковому возрасту - это большое
значение, которое юноши и девушки придают
своей внешности, причем эталоны красоты
и просто «приемлемой» внешности зачастую
завышены и нереалистичны. С возрастом
человек привыкает к своей внешности,
принимает ее и соответственно стабилизирует
связанный с ней уровень притязаний. На
первый план выступают другие свойства
личности - умственные способности, волевые
и моральные качества, от которых зависят
успешная деятельность и отношения с окружающими.
С возрастом повышается адекватность
самооценок. Самооценки взрослых по большинству
показателей более реалистичны и объективны,
чем юношеские, а юношеские, чем подростковые.
Но эта тенденция не является линейной,
необходимо учитывать изменение с возрастом
самих критериев самооценки. Если в средних
классах ребенок сильно ориентируется
на мнение учителей и в его самооценке
важную роль играет школьная отметка,
успеваемость, то в старших классах значение
отметок снижается.
Повышение степени осознанности своих
переживаний нередко сопровождается также
гипертрофированным вниманием к себе,
эгоцентризмом, озабоченностью собой
и тем впечатлением, которое индивид производит
на окружающих, и, как следствие этого,
застенчивостью.
Особенность подросткового возраста -
это кризис идентичности (термин Э. Эриксона),
тесно связанный с кризисом смысла жизни.
« Как говорят исследователи подросткового
возраста, подросток-девочка и подросток-мальчик
- это две различных биологических величины.
В этот период жизни они переживают необходимость
решения такой жизненной задачи, как установление
близких отношений с лицами противоположного
пола. Биологическая основа этой формы
поведения представляет собой врожденный
инстинкт исключительной силы, значение
которого в жизни человека нельзя недооценивать.
Появление переживаний, связанных с отношением
к противоположному полу, можно зафиксировать
у детей в очень раннем возрасте - уже в
1,5-2 года они могут проявить выраженное
восхищение человеком, явно любуясь им.
К сожалению, разрозненные факты таких
наблюдений почти не систематизированы
в специальной литературе, их исследование
относят чаще всего к подростковому возрасту
в свете обсуждения проблем ранних браков,
ранних половых контактов. Мне встречалось
мало работ, где бы авторы обсуждали половые
влечения человека с точки зрения проявления
в них экзистенциальных особенностей.
Когда же встретила в литературе начала
века несколько важных, с моей точки зрения,
идей, была поражена их актуальностью
сегодня. Для меня важно, что в них предстает
проблема осознания человеком динамических
сил своего Я, возможность пережить свое
отношение к ним как к проявлению своей
сущности. Инстинкт материнства, данный
природой женщине, составляет основу социальных
навыков. Именно этот инстинкт позволяет
строить те отношения, которые задают
человеку его психологическое пространство,
определяют в начале жизни его место среди
других людей » [1, C.409].
В подростковом возрасте начинает формироваться
устойчивый круг интересов, который является
психологической базой ценностных ориентаций
подростков. Происходит переключение
интересов с частного и конкретного на
отвлеченное и общее, наблюдается рост
интереса к вопросу мировоззрения, религии,
морали и этики. Развивается интерес к
собственным психологическим переживаниям
и переживаниям других людей. Чаще всего,
период перехода от подросткового к юношескому
возрасту приходится на старшие классы
школы и поэтому переход от детства к взрослости
и связанная с ним необходимость самоопределения
и выбора жизненного пути после окончания
школы осложняется тем, что для старшеклассников
остается актуальным проблема формирования
самосознания (центрального новообразования
подросткового возраста).
Общение в этот период приобретает ряд
специфических черт: расширение круга
контактных групп, в которые включается
старшеклассник, и в тоже время, большая
избирательность в общении, которая проявляется
в частности, в четкой дифференциации
групп общения на товарищеские, с достаточно
широким составом членов и ограниченной
интенсивностью общения внутри них, и
дружеские, с которыми старшеклассник
идентифицирует себя и которые он стремится
использовать как стандарт для самооценки
и как источник ценности. Л.И. Божович,
И.С.Кон, А.В. Мудрик связывают переход
от подросткового к раннему юношескому
возрасту с резкой сменой внутренней позиции,
заключающейся в том, что устремленность
в будущее становится основной направленностью
личности.
Таким образом, формирование системы ценностных
ориентаций личности является предметом
пристального внимания и разнопланового
изучения. Исследование подобных вопросов
особое значение приобретает в подростковом
возрасте, поскольку именно с этим периодом
онтогенеза связан тот уровень развития
ценностных ориентаций, который обеспечивает
их функционирование как особой системы,
оказывающей определяющее воздействие
на направленность личности, ее активную
социальную позицию.
4. Кризис ценностной
системы личности и его значение в жизни
современных подростков
В мире уже давно назрел кризис ценностной
системы, выступающий в качестве падения
морально нравственных норм, отсутствия
четких правил, принципов и императивов,
характеризующих направленность в действиях
и поступках личности. Представления о
ценностных ориентациях размыты, нет грамотного
механизма формирования и способа воздействия
на сознание и поведение личности. Соответственно
изменилось отношение к образованию, труду,
близким, семье.
Особенно ярко снижение в системе ценностных
ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как
базовой социальной ценности. Современная
система образования в основном ориентирует
на самостоятельное обучение и самообучение,
развитие творческих способностей учащихся.
Это проявляется в обобщении, критическом
анализе, выработке знаний на основе предшествующего
опыта. Однако современная молодежь не
готова к таким индивидуальным шагам.
Большинство из них не умеет самостоятельно
вырабатывать суждения, устанавливать
причинно следственные связи, выявлять
закономерности, логически правильно
мыслить, стройно и убедительно формулировать
свои идеи, грамотно аргументировать выводы.
Несмотря на то, что современное общество
активно внедряет информационные технологии,
молодежь, особенно учащиеся, в качестве
пользователей интернета далеко не всегда
эффективно их используют. Образовательное
информационное поле наводнено готовыми
«шпаргалочными» продуктами довольно
низкого качества, написанными рефератами,
курсовыми, дипломными работами и даже
учебным материалом сомнительного содержания.
Современная молодежь не готова к использованию
первичных источников, будучи склонна
пользоваться сокращенными версиями,
непонятно кем интерпретируемыми. В своем
подавляющем большинстве молодежь ориентирована
на получение любого образования с минимальными
усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий
уровень притязаний к образованию носит
инструментальный характер, образование
рассматривается как средство перспективного
конкурентоспособного положения на рынке
труда и лишь затем как способ приобретения
знаний.
В стороне остается устойчивая мировоззренческая
и нравственная позиции, проявляющиеся
в социальной ответственности, порядочности,
искренности. Молодежи, как в прочем и
всему обществу, присуща растерянность,
непонимание происходящего. Ей нередко
приписывают жесткий прагматизм, социальную
незрелость, инфантилизм, агрессивность,
зависть.
Доминантой жизненных ценностей и поведенческих
приоритетов остается материальное благополучие.
За последнее время наблюдается следующая
тенденция: молодежь в основном отдает
предпочтение не столько духовным и нравственным
ценностям, сколько большим деньгам. Умение
сколачивать состояние для большинства
является мерилом человеческого счастья.
Полезность труда для большинства молодых
людей определяется достижениями собственного
экономического достатка. Причем ставится
в основном цель зарабатывания денег,
причем любым доступным путем, лишь бы
этот путь приносил доход и чем больше,
тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается
с предприимчивостью и деньгами, а не с
талантом, знаниями и трудолюбием.
В отношении семейных ценностей молодежь
превыше всего ставит независимость и
карьеру, достижение высокого статуса.
Семью же планируют в далекой перспективе,
после создания успешной, на их взгляд,
карьеры.
Коммуникативные
ценности отодвигаются по мере взросления.
Вектор изменения ценностных норм и правил,
характеризующих поведение, обусловлен
рыночными отношениями. Верные друзья,
надежные товарищи остаются в детстве.
Отношение к близким носит все более устойчиво
корыстный, коммерческий характер. В молодежной
среде эгоистичный индивидуалистический
настрой («сам за себя») выше гуманных отношений,
взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.
Высокую коммуникативность проявляют
с нужными, влиятельными людьми, отражающими
определенный желаемый статус.
5. Практическое исследование
предпочтений и ценностных ориентаций
подростков
К исследованию предпочтений и ценностных
ориентаций подростков обращались и обращаются
в наше время множество средств массовой
информации, социологи, психологи, психотерапевты
и др.
Следует отметить, что в настоящее время
методик, направленных на изучение ценностных
ориентаций подростков существует достаточно
много. Остановимся на характеристике
некоторых из них.
Ученый-психолог С.С. Бубнова разработала
оригинальный подход к исследованию ценностных
ориентаций личности, включающий: концепцию
ценностных ориентаций как системообразующего
фактора личности; методологические принципы
исследования (нелинейность, иерархичность
и динамичность). (Бубнова С.С. Методика
диагностики ценностных ориентаций личности.
М., 1995).
Исследователи используют различные методики
для изучения ценностных ориентаций молодежи.
Социологи, как правило, проводят: анкетирование,
углубленное интервью, используют метод
фокус-групп. В психологических исследованиях
применяются такие методики, как:
- тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева
– для изучения уровней структуры системы
ценностных ориентаций;
- опросник уровня субъективного контроля
(УСК) над разнообразными жизненными ситуациями;
- опросник самоотношения (ОСО) С.Р. Пантилеева
и В.В. Столина – для изучения особенностей
самооценки и Я-концепции;
- русифицированная методика для изучения
ценностей личности Ш. Шварца, которая
разработана с использованием типов ценностей
М.Рокича, но охватывает более широкий
круг ценностей;
- тест мотивации достижений Т.А. Махрабяна;
- опросник потребности в достижениях
Ю.М. Орлова – для изучения основных характеристик
мотивационно-потребностной сферы и мн.
др.
Исходя из цели моего исследования, мною
были выбраны методика М. Рокича «Ценностные
ориентации».
В данном исследовании принимали участие
молодые люди и девушки в возрасте от 11
до 15 лет. Всего было опрошено 13 человек,
в том числе 6 юношей и 7 девушек.
Система ценностных ориентации определяет
содержательную сторону направленности
личности и составляет основу ее отношений
к окружающему миру, к другим людям, к себе
самой, основу мировоззрения и ядро мотивации
жизнедеятельности, основу жизненной
концепции и "философии жизни". Наиболее
распространенной в настоящее время является
методика изучения ценностных ориентаций
М. Рокича, основанная на прямом ранжировании
списка ценностей, ее результат сильно
зависит от адекватности самооценки испытуемого.
Поэтому данные, полученные с помощью
теста Рокича, как правило, подкрепляют
данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная
цель индивидуального существования стоит
того, чтобы к ней стремиться; инструментальные
– убеждения в том, что какой-то образ
действий или свойство личности является
предпочтительным в любой ситуации. Это
деление соответствует традиционному
делению на ценности – цели и ценности
– средства.
Перед началом тестирования с ребятами
был проведен инструктаж: "Сейчас Вам
будет предъявлен набор из 18 карточек
с обозначением ценностей. Ваша задача
– разложить их по порядку значимости
для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь
в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав
ту ценность, которая для Вас наиболее
значима, поместите ее на первое место.
Затем выберите вторую по значимости ценность
и поместите ее вслед за первой. Затем
проделайте то же со всеми оставшимися
ценностями. Наименее важная, останется
последней и займет 18 место. Конечный результат
должен отражать Вашу истинную позицию".
Обработка полученных результатов проводилась
по каждой ценности отдельно для всех
участников; по каждой ценности отдельно
для девочек и для мальчиков. Для определения
содержания типов ценностных ориентаций
обычно прибегают к факторному или таксономическому
анализу. Здесь использовали последний
– группировка данных по сходным признакам
и провели следующую процедуру обработки
полученных материалов. Средний балл определяется
путем деления суммы всех оценок по этой
ценности на число школьников данной группы.
Для получения общей картины ценностных
ориентаций подростков и отдельно для
девочек и для мальчиков, полученные результаты
сведены в общую таблицу (Таблица 1).
Таблица 1. Средние
показатели значимости типов ценностей
по методике М. Рокича в группе опрашиваемых
подростков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Также в ходе определения приоритетов
и ценностей современных
Таблица 2. Ценностные
ориентации подростков
Таблица 3. Опрос:
« Что нужно подростку для
счастья? »
|
|
|
|
|
|
Таблица 5. Отношение
подростков к религии.
|
|
|
|
Таблица 6. Мнение
молодежи относительно оправданности
различных негативных поступков
|
|
|
|
Среди респондентов сложились в
целом следующие позиции:
- отрицательная относительно употребления
наркотиков;
- осуждающее отношение ко лжи в личных
целях, супружеской измене, проституции,
абортам, управлению транспортом в нетрезвом
виде;
- среднее отношение сложилось к проезду
в общественном транспорте бесплатно,
скрытию доходов, уклонению от воинской
службы;
- стремятся оправдать такие действия
как половые отношения до достижения совершеннолетия,
разводы.
Если подвести итог всему исследованию,
то можно сказать, что ценностные ориентации
и предпочтения современной молодежи
в принципе достаточно разнообразны. Относительное
единодушие молодые люди высказали по
вопросам ценностей в жизни, отношения
к религии, к будущему. Интересы и увлечения
весьма отличаются.
Выводы
Таким образом, ценностно-смысловая сфера
– это функциональная система, формирующая
смыслы и цели жизнедеятельности человека
и регулирующая способы их достижения.
Изучение ценностных ориентаций подростков
дает возможность выявить степень ее адаптации
к новым социальным условиям и ее инновационный
потенциал. От того, какой ценностный фундамент
будет сформирован, во многом зависит
будущее состояние общества.
Проведенное исследование доказывает,
что социальный портрет молодого поколения,
как и во все времена, очень противоречив.
С одной стороны, это романтики, для которых
очень важны семейное счастье, верная
дружба, взаимная любовь. С другой стороны,
они жесткие прагматики, ценящие здоровье,
престиж, материальное благополучие. Они
готовы прилагать серьезные усилия для
получения хорошего образования, но при
этом желают после учебы иметь легкую
и прибыльную работу. Для них очень важна
свобода мыслей, суждений, действий.
У современных подростков не сформировано
общее ценностное поле: нет сфер жизни,
однозначно значимых или незначимых для
большинства. Не проявилось и ярких различий
в ориентации в зависимости от пола, возраста,
образования.
Молодежные проблемы – это не только и
не столько проблемы самой молодежи, но
и проблемы всего общества, если оно заинтересовано
в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь
– главная ценность общества. Через успешное
решение социальных проблем вступающих
в жизнь поколений страны выходят на новый
уровень развития цивилизации и социального
прогресса.
Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное
внимание к вступающему в жизнь молодому
поколению превращает его в мощный фактор
дестабилизации всего современного общества.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.