Особенности словообразования у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблемы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ………………………………………………………………..5
1.1. Развитие представлений об ОНР в трудах отечественных ученых…………………………………………………………………………….5
1.2. Этимология и проявления общего недоразвития речи…………….….8
1.3. Особенности словообразования у дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………………………………………16
2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ……..22
2.1. Организация исследования и характеристика группы………………22
2.2.Методика исследования…………………………………………………..23
2.3. Результаты оценки развития словообразования испытуемых….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

межличностные отношения.doc

— 251.00 Кб (Скачать)
 

      На  гистограммах 1 и 2 представлено распределение детей экспериментальной и контрольной групп в зависимости от уровня развития умений в сфере словообразования.

      Гистограмма 1. Распределение детей экспериментальной  группы в зависимости от уровня развития умений в сфере словообразования.

       

      Гистограмма 2. Распределение детей контрольной  группы в зависимости от уровня развития умений в сфере словообразования.

         

      Итак, анализ обобщенных данных констатирующего  эксперимента показал, что большинство детей экспериментальной группы, страдающих ОНР, имеют средний уровень развития умений в сфере словообразования, а большинство детей контрольной группы, имеющих нормальное речевое развитие, имеют высокий уровень развития умений в сфере словообразования.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Общее недоразвитие речи – это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

     Период  словообразования неразрывно связан с  психическим развитием ребенка. В этот период дети наиболее «отзывчивы»  к усвоению форм русского языка, разносторонне  наблюдательны к языковым формам, в частности к словообразованию суффиксов (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.). Все речевое развитие ребенка является последовательным формированием всех указанных ниже закономерностей процесса словообразования.

     Третий  уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений, имеются лишь отдельные проблемы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя.

     У детей наблюдается нарушение  произношения звуков, отличающихся тонкими  артикуляционными или акустическими признаками (свистящие, шипящие, сенсорные и т.п.), страдаются некоторые звуки раннего онтогенеза (сь, б, г, к) несформированность звуковой стороны речи выражается также в заменах, пропусках, искаженном произношении, нестойком употреблении звуков в речи.

      Недоразвитие  словообразовательной компетенции  оказывает выраженное негативное влияние  на овладение детьми с ОНР речью, значительно снижает успешность  в овладении знаниями, умениями и  навыками в процессе обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.

      Мы  провели исследование с целью  выявить особенности словообразования у детей дошкольного возраста в условиях массового детского сада.

      Для этого проведен анализ анамнестических  данных детей контрольной и экспериментальной групп; осуществлен отбор методик, их адаптация и критерии оценки; изучены особенности словообразования у детей, страдающих ОНР и дошкольников с нормальным речевым развитием; проведены количественный и качественный анализ данных констатирующего эксперимента.

      В исследовании приняли участие 20 детей  в возрасте 5 – 6 лет, среди которых 10 мальчиков и 10 девочек. 10 детей  страдают ОНР III уровня (вошли в экспериментальную группу), 10 детей – с нормальным речевым развитием (вошли в контрольную группу).

     В констатирующем эксперименте применялась  методика «Исследование способности  словообразования», которая включает в себя задания  для проверки правильно  называть животных и их детенышей  в ед. и мн. числе; для проверки употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; для проверки умения употреблять наименования предметов посуды; для проверки умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

     Тестирование  по данной методике показало исходный уровень словообразования в контрольной и экспериментальной группе. В контрольной группе этот уровень выше, чем в экспериментальной группе.

      Анализ  обобщенных данных констатирующего  эксперимента показал, что большинство  детей экспериментальной группы, страдающих ОНР, имеют средний уровень развития умений в сфере словообразования, а большинство детей контрольной группы, имеющих нормальное речевое развитие, имеют высокий уровень развития умений в сфере словообразования. 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 1998
    2. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, -М., 1998.
    3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и                   обучения родному языку дошкольников.- М.: Издательский центр                   «Академия», 2000.- 400 с.
    4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль, «Академия развития», 1998.
    5. Воспитание  и обучение детей с расстройствами речи. / под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968. – 248с.
    6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –Спб., Союз, 1997.
    7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Педагогика, 1961.
    8. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. // Ред. Л. П. Григорьева. – М., ИКЦ, 2002.
    9. Дошкольная педагогика. //Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. -М., 1983г. С. 82
    10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. -М., «Педагогика», 1984. С. 104.
    11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., Педагогика, 1985.
    12. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., Просвещение, 1994.
    13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
    14. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. –Спб., «Каро», 2002.
    15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб., 2001.
    16. Левина Р.Е. Логопедия. – М., 1968.
    17. Логопедия // Ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М., ВЛАДОС, 1998.
    18. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. – М., Аквариум, 1995.
    19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
    20. Ляско Е. Развитие речи малыша. – М., Айрис-Пресс, 2003.
    21. Менджерицкая Ю.В. Воспитателю о детской игре. -М., 1982г.
    22. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: АПО, 1993. – 57с.
    23. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., Просвещение, 1991.
    24. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 1978.
    25. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Гринго», 1995.
    26. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1996. – 302с.
    27. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов.// Под ред. Сохина -М., Просвещение, 1976г.
    28. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). -  М., 1981.
    29. Филичева Т. Б.  Основы логопедии. – М.: Просвещение,  1989. –223с.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игры  на формирование словообразования

      Кто у кого?

      Цель: учить образовывать названия детенышей  зверей.

      Оборудование: картинки с изображением зверей и  их детенышей (цветные реалистические, черно-белые, контурные или теневые).

      * * *

      Логопед. Ребята, отгадайте загадку.

      Сердитый  недотрога

      Живет в глуши лесной.

      Иголок  очень много,

      А ниток - ни одной. (Еж.)

      Как называют детеныша ежа?

      Дети. Ежонок.

      Логопед. Посмотрите на картинки и вспомните  названия детенышей этих зверей. (Показывает.) Кто у волка? Кто у белки?

      Дети. У волка волчонок.

      У белки бельчонок.

      Логопед. Послушайте еще раз названия детенышей  и скажите, что слышится в конце  этих слов? Какая у них общая  часть?

      Дети. Общая часть -онок. 

      Умная стрелка

      Цели: учить подбирать родственные слова; образовывать и закреплять в речи относительные, притяжательные, качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей зверей, птиц, профессий.

      Оборудование: круг с подвижной стрелкой в центре (пособие), на котором расположены предметные картинки (цветные реалистические, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные или схематические).

      В зависимости от цели логопед выкладывает  картинки на круг. Дети вращают стрелку  и, когда она останавливается  на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое.

      Что для чего?

      Цель: учить образовывать и закреплять в речи существительные с суффиксом -ниц-.Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов (цветные 

      реалистические, черно-белые, контурные, теневые).

      * * *

      Логопед просит детей назвать картинки с  изображением продуктов. Затем спрашивает, как называется посуда, в которую  кладут салат. Дети отвечают, что это  салатница и кладут картинку с  изображением продукта рядом с той, на которой нарисована емкость для него.

      Далее логопед предлагает еще раз послушать  слова и определить у них общую  часть: салатница, хлебница, сахарница  и т.д. Голосом он подчеркивает суффикс -ниц-. В конце игры делается вывод: посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть частичка -ниц. 

      Что перепутал Незнайка?

      Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

      Оборудование: картинки с изображением зверей или  птиц, у которых одна часть тела принадлежит другому животному (например, петух с лапами гуся).

      * * *

      Логопед (показывает детям картинки). Незнайка решил научиться рисовать. Посмотрите, что у него получилось. Он все  нарисовал правильно или нет?

      Дети (говорят, что перепутал Незнайка, и дают верный вариант). У петуха гусиные лапы. У петуха должны быть петушиные лапы. 

      Ералаш

      Цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.

      Оборудование: картинки с изображением животных, разрезанные на три части: голова, туловище, хвост.

      * * *

      Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Дети из частей составляют целое изображение животного и называют, чьи это голова, туловище, хвост. 

      Назови  профессию

      Цель: закреплять образование существительных  мужского рода с суффиксом -щик-.Оборудование: картинки с перечеркнутым изображением людей различных профессий или  со сложным фоном.

      * * *

      Логопед (показывает детям соответствующие картинки). Посмотрите на изображения этих людей, ответьте на мои вопросы и покажите картинку с человеком такой профессии. Кто носит багаж?

      Дети. Носильщик.

      Логопед. Кто вставляет стекло?

      Дети. Стекольщик.

      Логопед. Кто чинит часы?

      Дети. Часовщик.

      Логопед (интонационно выделяет суффикс). Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик?

      Дети. Частичка -щик-.

      Помоги  животным найти

      своих детенышей

      Цель: закрепить умение образовывать названия детенышей животных.

      Оборудование: картинка с изображением детенышей животных со зрительными помехами, в качестве которых может выступать схематичное изображение лесных деревьев.

      * * *

      Логопед рассказывает детям, что детеныши животных спрятались в лесу. Надо помочь родителям  найти своих деток и назвать  их. Дети по одному выходят к доске, обводят по контуру найденного им детеныша и называют: у лисы - лисенок, у совы - совенок и т.д.

Информация о работе Особенности словообразования у дошкольников с ОНР