Особенности словообразования у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблемы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ………………………………………………………………..5
1.1. Развитие представлений об ОНР в трудах отечественных ученых…………………………………………………………………………….5
1.2. Этимология и проявления общего недоразвития речи…………….….8
1.3. Особенности словообразования у дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………………………………………16
2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ……..22
2.1. Организация исследования и характеристика группы………………22
2.2.Методика исследования…………………………………………………..23
2.3. Результаты оценки развития словообразования испытуемых….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

межличностные отношения.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

    1.3. Особенности словообразования у дошкольников с ОНР III уровня

 

     Словообразование  – раздел языкознания, в котором  излагаются способы и средства образования  слов, их строение [2]

     Современные лингвисты описывают словообразование, как процесс или результат  образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, - соединение основ суффиксами (стол-ик, за-столь-н-ый); соединение нескольких основ (узкоколейный, громкоговоритель, сенокос, вертолет); перевод основ из одного класса в другой (руль – рулить, золото - золотой); чередования в составе основы (глухой - глушь) и др. Вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связностью с исходной единицей. [5].

     Дети  с нормальным речевым развитием  часто занимаются словотворчеством. Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений нормы детьми.

     Время появления первых слов у детей  с нарушениями развития речи не имеет  резкого отличия от нормы. Однако, проследить развитие словообразования при норме речевого развития можно следующим образом.

     В 3-4 года дети употребляют существительные  в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей; употребляют  форму мн. числа существительных  в родительном падеже (ленточек, яблок, рук).

     В 4-5 лет образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в именительном, родительном падежах (котята - котят), правильно используют форму мн. числа родительного падежа.

     В 5-6 лет образуют форму мн. числа  существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

     В 6-7 лет образуют (по образцу) существительные  с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень  прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова. [5]

     При оценке речи детей, страдающих общим  недоразвитием речи, необходимо выявить  не только речевые нарушения, но и  то, что уже усвоено ребенком, и в какой степени усвоено. Диагностика развития словообразования при общем недоразвитии речи бывает различной.

     Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не оречевляют игровую  ситуацию. Дети с общим недоразвитием  речи затрудняются в образовании  существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («лихняя шапка», «глинный кувшин», «стекловая вода»).

     В области словообразования затруднение  вызывает разграничение оттенков значения слова. Наиболее усвоенными являются формы  именительного,  винительного и родительного падежей множественного существительного. В ответах на вопросы, требующие употребление существительных в этих падежах, ошибка не наблюдается.

     У детей с общим недоразвитием  речи отличаются нарушения в построении словосочетания из наречия много и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа.

     Функция словообразования является менее сформированной, чем функция словоизменения. Недостаточность  функции словообразования проявляется  в трудностях построения прилагательных от формы существительного  (подушка из пуха – «пушоная»; варенье из груш – «грушиное»; лапа волка - «волкина»).

     В основном дети пользуются суффиксальным  способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).

     У детей с общим недоразвитием  речи бедны морфологические обобщения, представления о морфологическом  составе слова. Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем  возрасте, системой словообразования – начиная со средней группы. В средней и старшей группах процесс формирование интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание нормы словообразования. [22]

     В словообразовании используются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. Например: прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».

     Играя, изменяя слова и образуя новые  словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

     Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой  слух; обогащать детей знаниями и  представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

     В процессе словообразования простое  повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или (ехал - уехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

     В старшем дошкольном возрасте программа  рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

     Прежде  всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и  птиц с помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).

     Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.)

     В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».

     Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).

     Более сложная задача – образование  названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок  и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмыслить  их, оперировать ими.

     Чтобы уточнить, какие профессии знают  дети, можно провести игру «Знаешь  ли ты профессии?» (упражнение в образовании  существительных, обозначающих лиц  по профессии), в игре «Кто он такой?»  дети учатся образовывать существительное  от глагола, в игре «И я тоже » дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.

     Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова - родственники» должны иметь  похожую часть и быть связаны по смыслу.

     Одна  из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения  прилагательных. Сравнительная степень  образуется при помощи слов более  или менее (аналитический способ): чистый – чище – более чистый.

     Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 мин.):  на образование прилагательных от основ существительных, на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода, на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

     Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера.

     Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.

     Многие  дети испытывают затруднения в подборе  однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя приставки или  суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова. Работа по определению  аграмматизмов при словообразовании является одной из главных задач в коррекционной помощи дошкольникам, имеющим нарушения речи.

     5-ый  год жизни – период активного  освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество  уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять все  части речи. Однако при спонтанном развитии у некоторых  из них наблюдается задержка; активными словотворцами они становятся лишь на 6-ом году жизни. Разумеется, факт не очень желательный, т.к. в старшем дошкольном возрасте у детей проявляется критическое отношение к своей речи. Они уже стесняются играть со словом, что неблагоприятно сказывается на освоении мотивированной лексики (производных слов). Порой виновник запаздывания словотворчества у детей – взрослые, родители, воспитатели. Здоровый духовно ребенок должен играть словами как с игрушками. Словотворчество у детей носит весьма многообразный характер.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы.

     Общее недоразвитие речи – это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

     Период  словообразования неразрывно связан с  психическим развитием ребенка. В этот период дети наиболее «отзывчивы»  к усвоению форм русского языка, разносторонне наблюдательны к языковым формам, в частности к словообразованию суффиксов (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.). Все речевое развитие ребенка является последовательным формированием всех указанных ниже закономерностей процесса словообразования.

     Третий  уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений, имеются лишь отдельные проблемы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя.

     У детей наблюдается нарушение произношения звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками (свистящие, шипящие, сенсорные и т.п.), страдаются некоторые звуки раннего онтогенеза (сь, б, г, к) несформированность звуковой стороны речи выражается также в заменах, пропусках, искаженном произношении, нестойком употреблении звуков в речи.

      2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ  СЛОВООБРАЗОВАНИЯ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С ОНР III УРОВНЯ  

      2.1. Организация исследования  и характеристика  группы 

      Цель  исследования  – выявить особенности  словообразования у детей изучаемой  группы.

      Задачи  исследования:

    1. Провести анализ анамнестических данных детей контрольной и экспериментальной групп.
    2. Осуществить отбор методик, их адаптацию и определить критерии оценки.
    3. Изучить особенности словообразования у детей, страдающих ОНР и дошкольников с нормальным речевым развитием.
    4. Провести количественный и качественный анализ данных констатирующего эксперимента.

      Аналитические сведения о детях изучаемых групп

      В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5 – 6 лет, среди которых 10 мальчиков и 10 девочек. 10 детей страдают ОНР III уровня (вошли в экспериментальную группу), 10 детей – с нормальным речевым развитием (вошли в контрольную группу).

      Один  ребенок с ОНР леворукий. Трое детей с ОНР – часто болеющие.

      Двое  детей контрольной группы посещают детский сад с 2008 года, до этого  воспитывались  дома. Двое детей  контрольной группы – однояйцевые  близнецы.

Информация о работе Особенности словообразования у дошкольников с ОНР