Особенности словообразования у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблемы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ………………………………………………………………..5
1.1. Развитие представлений об ОНР в трудах отечественных ученых…………………………………………………………………………….5
1.2. Этимология и проявления общего недоразвития речи…………….….8
1.3. Особенности словообразования у дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………………………………………16
2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ……..22
2.1. Организация исследования и характеристика группы………………22
2.2.Методика исследования…………………………………………………..23
2.3. Результаты оценки развития словообразования испытуемых….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

межличностные отношения.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

        Исследование проводилось на базе массовой группы МДОУ № 63 «Золушка» г. Вологда в сентябре 2009 года.

      Данные  о детях экспериментальной и  контрольной групп приведены  в таблицах 1 и 2. 

      Таблица 1. Дети с ОНР

    № п/п Имя ребенка Возраст Примечание 
    1 Никита С. 5 л. 10 мес  
    2 Даниил Г. 6 лет 2 мес.  
    3 Гена С. 6 лет 1 мес.  
    4 Андрей А. 5 лет 11 мес.  
    5 Федя В. 5 лет 9 мес. Часто болеющий ребенок
    6 Вероника Л. 6 лет 3 мес.  
    7 Лиза В. 5 лет 8 мес. Левша
    8 Настя К. 5 лет 10 мес.  
    9 Полина С. 5 лет 7 мес. Часто болеющий ребенок
    10 Наташа О. 6 лет 1 мес. Часто болеющий ребенок
 

      Таблица 2. Дети с нормальным речевым развитием

    № п/п Имя ребенка Возраст Примечание 
    1 Илья О. 5 л. 11мес  
    2 Рита М. 5лет 9 ес. Детский сад  посещает не постоянно, пришла в группу год назад, до этого находилась дома
    3 Игорь А. 6 лет 3 мес  
    4 Максим О. 6лет 10 мес.  
    5 Даниил Р. 5 лет 8 ес.  
    6 Антон Ч. 6 лет 7мес.  
    7 Алла Г. 5 лет 11мес. Детский сад  посещает с 2008 г., до этого находилась дома
    8 Лера Д. 5 лет 7 мес.  
    9 Валя П. 6лет 2мес. Ребенок из близнецовой  пары
    10 Вика П. 6 лет 2мес. Ребенок из близнецовой пары
 
 

      2.2.Методика  исследования 

     В констатирующем эксперименте применялась  методика «Исследование способности  словообразования» [Алексеева М.М., Лямина В.И.], которая включает в себя следующие задания:

     Задание №1. «Кто у кого?»

     Это тестовое задание предназначено для проверки правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка и т.д.

     - Кто это? (кошка) Кто у кошки? (котенок) Один котенок, а если  много, как говорят? (котята).

     - Кто это? (собака) Кто у собаки? (щенок) Один щенок, а если  их много, как говорят? (щенята).

     - Кто это? (корова) Кто у коровы? (теленок) Один теленок, а если  много, как говорят? (телята).

     Кто это? (курица) Кто у курицы? (цыпленок) Один цыпленок, а если много, как  говорят? (цыплята)

     Кто это? (слониха) Кто у слонихи? (слоненок) Один слоненок, а если много, как  говорят? (слонята).

     Оценка  результатов.

     Количество  набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 15 баллов.

     Выводы  об уровне развития:

     13-15 баллов – очень высокий

     9-12 баллов – высокий

     6-8   баллов – средний

     0-5 баллов – низкий.

     Задание №2. «Большой и маленький»

     С помощью данного задания осуществляется проверка употребления в речи существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детям предлагаются картинки с изображениями  предметов и животных разной величины.

     - Что это? (дом) Этот дом большой,  а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (домик).

     - Кто это? (заяц) Этот заяц большой,  а этот? (маленький). Как его можно  назвать, чтобы было понятно,  что он маленький? (заинька, зайчонок).

     - Кто это? (кошка) Эта кошка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (котенок, кошечка).

     - Кто это? (утка) Эта утка большая,  а эта? (маленькая) Как ее можно  назвать, чтобы было понятно,  что она маленькая? (утенок, уточка).

     - Кто это? (лягушка) Эта лягушка большая, а эта? (маленькая) Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (лягушонок, лягушечка).

     Оценка  результатов.

     Количество  набранных баллов соответствует  количеству правильных ответов на последний  вопрос из серии «Кто это?», «Какой он?», «Как его можно назвать?». Максимальное количество 5 баллов.

     Выводы  об уровне развития:

     5 баллов – очень высокий

     4 балла – высокий

     3 балла – средний

     0-2 балла – низкий.

     Задание №3. «Встреча гостей»

     Тестовое  задание направлено на проверку умения употреблять наименования предметов посуды. Педагог предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы все было красиво и удобно.

     - Что мы поставили на стол? (чашки,  блюдца и т.д.)

     - Куда положили хлеб? (в хлебницу)

     - Где будут лежать конфеты? (в  конфетнице)

     - Во что сыплем сахар? (в сахарницу)

     - В чем будет стоять салфетки? (в салфетнице).

     Оценка  результатов.

     Количество  набранных баллов соответствует  количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 5 баллов.

     Выводы  об уровне развития:

     5 баллов – очень высокий

     4 балла – высокий

     3 балла – средний

     0-2 балла – низкий.

     Задание №4. «Правильно ли мы говорим?»

     Целью задания является проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. Детям прелагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение.

     - Масло лежит в «масленице»? (если, нет то как нужно правильно  говорить?) (масленке).

     - Соль насыпана в «соленицу»? (солонке).

     - Бабушка положила вкусное вишневое  варенье в «вареницу»? (вазочку  для варенья, розетку).

     - На картинке нарисованы маленькие  «поросенки». (поросята)

     - На картинке нарисованы маленькие  «котенки». (котята)

     Оценка  результатов.

     Количество  набранных баллов соответствует количеству точно определенных неправильных словоформ. Максимальное количество 5 баллов.

     Выводы  об уровне развития:

     5 баллов – очень высокий

     4 балла – высокий

     3 балла – средний

     0-2 балла – низкий.

    2.3. Результаты оценки  развития словообразования  испытуемых

 

     При проведении тестового задания №1 «Кто у кого» в контрольной  и экспериментальной группе были получены следующие результаты(таблицы 3 и 4). 
 

      Таблица 3. Результаты выполнения задания № 1 детьми с ОНР(экспериментальная  группа)

    № п/п Имя ребенка Баллы Уровень выполнения задания
    1 Никита С. 9 высокий
    2 Даниил Г. 6 средний
    3 Гена С. 6 средний
    4 Андрей А. 4 низкий
    5 Федя В. 2 низкий
    6 Вероника Л. 6 средний
    7 Лиза В. 4 низкий
    8 Настя К. 7 средний
    9 Полина С. 5 низкий
    10 Наташа О. 3 низкий
 

      Таблица 4. Результаты выполнения задания № 1 детьми с нормальным речевым развитием(контрольная  группа)

    № п/п Имя ребенка Баллы Уровень выполнения задания
    1 Илья О. 10 высокий
    2 Рита М. 5 низкий
    3 Игорь А. 14 Очень высокий
    4 Максим О. 15 Очень высокий
    5 Даниил Р. 7 средний
    6 Антон Ч. 12 высокий
    7 Алла Г. 8 средний
    8 Лера Д. 9 высокий
    9 Валя П. 14 Очень высокий
    10 Вика П. 13 Очень высокий
 

     Из  таблицы 3 следует, что в экспериментальной  группе 50% испытуемых имеют низкий уровень  умения правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе, 40% - средний, только 10% (1 человек) показал высокий уровень.

     Большинство детей в контрольной группе (70%) имеют высокий (30%) и очень высокий (40%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе. Средние результаты показали 20% испытуемых. Одна девочка, не посещавшая до 2008 г детский сад, показала низкие результаты.

     При проведении тестового задания №2 «Большой и маленький» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты(таблицы 5 и 6).

Информация о работе Особенности словообразования у дошкольников с ОНР