Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста и создание педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством действий с предметами.
Объект исследования: Процесс сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста……………………………………………………………………6
1.1. Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста …..6
1.2. Дидактические принципы сенсорного развития …………………………...8
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста ……………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………..15
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1. Описание организации опытно - экспериментального исследования ……16
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента ………………….18
2.3. Описание формирующего эксперимента……………………………………22
2.4.Описание результатов контрольного эксперимента………………………...27
Выводы по второй главе………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

курсовая Света 9 =.docx

— 100.49 Кб (Скачать)

Список  использованной литературы

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: «Просвещение»,  1974.
  2. Воспитание и обучение детей раннего возраста \ под ред.  Павловой Л.Н. – М.: «Просвещение», 1986. – 176 с.
  3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: «Просвещение», 1988. – 144 с.
  4. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М.: «Просвещение», 1969.
  5. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Лялиной Г.М.- М.: «Просвещение», 1976.
  6. Островская Л.Ф. Первый год жизни вашего ребенка. – М.: «Педагогика», 1977. – 176 с.
  7. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. – Балашов.: «Николаев», 2005. - 76 с.
  8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях.- М.: «Просвещение»,  2000.
  9. Мамайчук И.И. Психология дизонтегенеза и основы психокоррекции.- СПб.: Изд-во Петербургского Ун-та, 2000.- 168 с.
  10. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии - М.: «Просвещение», 1992. - 389с.
  11. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. - М.: «Просвещение», 1991.- 360 с.
  12. Мельниченко Н.Д. Детская психология . - СПб.: «ВЛАДОС», -2003.- 321с.
  13. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. - М.: «Педагогика», 1989.-289с.
  14. Метинская Н. А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. - М.: МПА, 1996.- 384 с.
  15. Мишин М. А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2003. № 4. - С. 46 - 68.
  16. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому!/ Сост. М.В. Богуславский.- М.: «Карапуз», 2000.- 272с.
  17. Мухина В. С. Психология детства и отрочества.- М.: ИПП, 1998.-  285 с.
  18. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. - М.: «Академия», 2000. - 376 с.
  19. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна.: «Феникс», 2002. – 320 с.
  20. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. Васильевой М.А.,  Гербовой В.В., Комаровой Т.С.  - М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 208 с.
  21. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: «Просвещение», 1983. – 94 с.
  22. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада.- М.: «Просвещение», 1983.
  23. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.- М.: «Просвещение»,  1998.
  24. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- М.: «Просвещение», 2002.
  25. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. - М.: «Академия», 2002. - 456 с.
  26. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб.: «Детство –Пресс», 2003.- 160 с.
  27. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: «Просвещение», 1965.
  28. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- М.: «Просвещение», 1995.
  29. Фелъдштепн Д. И. Психология развивающейся личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 378 с.
  30. Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакции у детей, М.: «Просвещение», 1977.
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  1

   Игры для сенсорного развития детей

РАЗНОЦВЕТНЫЕ  ПОЛЯНЫ

В этой игре ребенок будет раскладывать силуэтные изображения игрушек  разных цветов на большие цветные  листы бумаги – поляны. На поляну можно класть предметы только такого же цвета, как она. При этом важно  обратить внимание малыша на то, что  разные предметы могут быть одного и того же цвета (красные цветок и  неваляшка) – тогда поляна у них  одна и та же, а одинаковые предметы могут быть разных цветов (желтые и  зеленые листья) – тогда поляны у них разные. Вы можете показать разные способы выполнения задания  – и последовательное сравнение  каждой игрушки с цветными полянами, и предварительный отбор всех предметов одного и того же цвета, и их размещение на подходящей поляне. Приготовьтесь к тому, что ребенок  может ошибаться. Если он будет собирать вместе похожие предметы разных цветов (например, листья или цветы), покажите ему, что при этом не у всех игрушек  цвет сливается с цветом бумаги, на которой они лежат.

ЧТО КАТИТСЯ?

Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселое соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных  на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут  шарик и кубик. Наверное, вначале  ребенку будет все равно, какую  фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться  выбрать именно его. Вот тут и  спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним  сделать вывод: <Шарик катится, а кубик – нет>. Обратите внимание ребенка на острые углы, которые  мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте  шарик и куб. На рисунке они  будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите и малыша рисовать их.  
 

СДЕЛАЙ  УЗОР

Ребенок должен выложить орнамент из одноцветных  геометрических фигур. Эта игра развивает  восприятие формы, помогает анализировать  расположение предметов в пространстве.

Сделайте  аппликацию-образец, на который ребенок  сможет ориентироваться. Пусть это  будет салфетка, и вы подарите ее малышу. А салфетку с точно таким  же узором захочет получить от него в подарок любимая кукла. Чтобы  ребенок смог ее сделать, предложите ему бумагу и такие же фигуры, как в образце. Фигуры должны быть простыми. Подходят круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники одинакового  размера, причем важно, чтобы в одном  орнаменте присутствовало немного  разных фигур. Например, в середине листа – круг, а по углам –  треугольники. Чтобы облегчить ребенку  выполнение задания, заранее нарисуйте  в нужных местах на листе бумаги контуры фигур, которые ему надо будет туда положить. Обязательно  рассмотрите с ребенком образец, дайте ему обвести пальцем  края каждой фигуры; пусть он, если сможет, назовет формы и опишет словами  расположение фигур (а не сможет –  помогите ему в этом). Только теперь можно переходить к составлению  орнамента.

Можно придумывать и более сложные  образцы, включающие по три разные геометрические формы. Когда фигуры орнамента будут  разложены по местам, их нужно приклеить (если у ребенка не получается, помогите ему). Теперь, когда салфетка готова, ее можно торжественно подарить кукле. Пусть она поблагодарит малыша –  это доставит ему удовольствие.

СБОР  УРОЖАЯ

Урожай  яблок (их с успехом заменят большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам (коробкам трех размеров) так, чтобы  мелкие яблоки оказались в маленькой  корзинке, средние – в средней, а крупные – в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.

ПОСТРОИМ  БАШНЮ 

Если  у вас есть кубики разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном  опыте, что для того чтобы башня  была достаточно устойчивой, внизу  должен быть самый большой кубик, выше – меньшие, а еще выше –  совсем маленькие. Приучайте ребенка  последовательно отбирать кубики, выбирая  каждый раз самый большой. Для  сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти  к строительству башен или  лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх  размер уменьшался. Игра будет проходить  намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куколку и  покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше  поймет и смысл последовательного  расположения фигур.

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ

Игра  на развитие внимания. Предложите малышу выбрать из четырех-шести шариков (кубиков, домиков) точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Чтобы  ребенку было интереснее играть, можно  загадывать с ним предметы по очереди  и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, отличительные  признаки которых не так заметны.  

                                                               

   
 

Приложение  2

Конспект занятия «Складывание двухместной матрешки»

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. Вводить понятие слов большой, маленький.

Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Ход занятия.

 
Воспитатель показывает детям большую  матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит.

Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют. Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание на их величине, согласуя слова с  жестом: одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в  ладони не спрячешь. Затем предлагает детям показать маленькую матрешку. Далее педагог открывает большую  матрешку, прячет в ней маленькую  и предлагает кому-либо из детей  закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив матрешку, воспитатель вращает  верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.

Еще раз  полюбовавшись матрешкой, воспитатель  раздает детям индивидуальный материал. Предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш  не может открыть крышку, воспитатель  помогает. Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где  маленькая игрушка.

Наконец, одна матрешка опять прячется в другой. Если малыши заинтересовались предметами, воспитатель предлагает маленькой  матрешке погулять немного: матрешка ходит  топ-топ-топ (сочетает показ и словесное  пояснение).В конце занятия дети собирают матрешку и уводят ее на место, приговаривая топ-топ-топ. Занятие проводится с детьми старше 1 г. 2 мес. 2 раза, длится 5—8 мин.

Одновременно  занимаются 3—4 ребенка. В самостоятельных  играх дидактический материал должен способствовать решению тех же задач, которые ставят перед детьми на занятиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  3

Конспект занятия «Нанизывание колец на конус» (второй год)

 
Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем. 
Материал. Пирамидка на конической основе из 5 цветных колец, равномерно убывающих по размеру. На данном занятии кольца одноцветные. 
Ход занятия.

 
Воспитатель показывает детям новую  для них пирамидку конической формы, состоящую из 5 колец. Фиксирует  внимание на том, что кольца разные: такие и вот такие (сопровождает показ словесным уточнением). Снимая кольца, складывает их в один ряд  справа от основания пирамидки. После  показа воспитатель предлагает следующее  кольцо снять кому-либо из детей  и положить рядом с уже размещенными на столе предметами. Для детей, прошедших  предварительное обучение, этот процесс  не сложен. Однако выстраивание колец  в один равномерно возрастающий ряд  может быть недостаточно усвоено  детьми. Поэтому здесь требуется  контроль и помощь педагога. Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и пространственное расположение кольца, поскольку при конической основе его нижняя часть шире верхней, и если малыш неправильно собирает пирамидку, то между соседними кольцами образуется пустое пространство. Дети, сидящие за одним столом, последовательно надевают на пирамидки кольца, разложенные в ряд. Взрослый проверяет, чтобы они не пропускали правое крайнее кольцо и, нанизывая его на стержень, не переворачивали нижней стороной вверх. Плотная насадка колец на конусную основу осуществляется при осязательном контроле, и воспитатель должен обращать на это особое внимание. После предварительного объяснения и показа воспитатель раздает каждому ребенку по пирамидке и предлагает весь этот процесс проделать самостоятельно.

В индивидуальной работе педагог использует разные приемы: словесное напоминание («не пропускай  колечко», «не переворачивай», «надевай правильно»), прямой показ (если ребенок  неверно разместил кольцо, воспитатель  предлагает совместно с ним положить колечко или надеть его). Кроме  того, педагог учит малыша осуществлять зрительно-осязательный контроль за правильностью  выполнения задания: обхватив руку малыша своей рукой, он проводит ею сверху вниз по поверхности пирамидки (у  правильно собранной пирамидки  она гладкая).Задание может быть выполнено на этом же занятии еще  раз. Продолжительность занятия 5—8 мин. Участвуют одновременно 2—3 ребенка. Пирамидки используются и в играх в свободное время. 

Информация о работе Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста