Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста и создание педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством действий с предметами.
Объект исследования: Процесс сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста……………………………………………………………………6
1.1. Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста …..6
1.2. Дидактические принципы сенсорного развития …………………………...8
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста ……………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………..15
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1. Описание организации опытно - экспериментального исследования ……16
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента ………………….18
2.3. Описание формирующего эксперимента……………………………………22
2.4.Описание результатов контрольного эксперимента………………………...27
Выводы по второй главе………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

курсовая Света 9 =.docx

— 100.49 Кб (Скачать)

      Данный  цикл может быть осуществлен при  создании определенных условий:

  • развивающая  предметно – пространственная среда;
  • наличие оборудование,  необходимых  учебно – игровых пособий;
  • желания воспитателя, который будет планировать и организовывать занятия с учетом индивидуального развития ребенка.

    Наши  воспитанники научились обследовать  предметы, замечать сходства и различия между ними. Особое внимание уделялось  формированию речевых навыков. На первых занятиях инициатива принадлежала воспитателю: воспитатель подробно комментировал  все действия детей, оценивал результаты их работы, вопросами вовлекал в  описание предметов и действий, производимых с ними. Постепенно у детей формировалась  потребность самим объяснять  свои действия и оценивать то, что  получилось.

    Наши  воспитанники полюбили занятия по сенсорному развитию и даже в свободное время  занимались выкладыванием из геометрических фигур различных предметов, складывали пирамидки, матрешки и т.д.

    В повседневной жизни для самостоятельной  деятельности предлагали детям дидактические  игры на закрепление цвета: «Помоги  рыбкам», «Собери капельки», «Собери  бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».

    В дидактической игре «Помоги рыбкам»  просили помочь мамам-рыбкам найти  своих детишек: «Чьи это детишки  запутались в водорослях?» – ребенок  выполнял эту работу на фланелеграфе. Показывали, как нужно брать детишек-рыбок  красного цвета и раскладывать рядом  с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки  такого же цвета, как мама-рыбка».

    В другой игре «Собери капельки в стакан», раскладывала перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просили собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладывали в  каждый стакан на рисунке по одной  капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дидактический материал вызывал  у детей большой интерес, желание  действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».

    Уборка  строительного материала тоже становилась  замечательной игрой. Некоторым  детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, а другим сортировать строительный материал по цвету.

    Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол» (куклы разного размера  и соответственная одежда для  них), «Соберем грибы» (большие, средние  и маленькие), «Накорми мишек» (медведи  и посуда разного размера), «Собери  пирамидку», «Построй башенку».

    Наши  дети также полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и  желтые), дети подбегали, ловили их и  раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила  с хорошей активностью и эмоциональным  подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные  старались сразу же исправить, подсказать.

    В «Домике карандашиков» детям  нравились игры на сортировку карандашей, счетных палочек. Интересны задания, которые дети могут выполнять  на минифланелеграфе. Например, выложить дорожку-ниточку (ленточку, шнурок), по которой пройдет матрешка в красном ( синем, белом и т.д.) платье. Побуждали  детей к действиям с различными фигурами. Фигуры раскладывала, поясняя  свои действия: «Сделаю дорожку. Возьму зеленый квадратик, к нему положу еще такой же, потом еще. Вот  какая получилась прямая длинная дорожка зеленого цвета. По ней побежит зайчик. Вот он». Привлекали детей к обыгрыванию действий: «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке. Прыг скок». Старались дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке каждому ребенку, приговаривая: «Вот как зайчик бежит по зеленой дорожке». Дети выполняли и другие задания: «Разложи красные шарики друг за другом на дорожке»; «построй из желтых квадратиков башенку» и т.д. Очень нравилось малышам оставлять отпечатки своих пальчиков на листах бумаги, которые мы затем обыгрывали, дополняя рисунок, получая образ и даже придумывая сказку вместе с ребенком.

    Таким образом, мы пришли к выводу, что в пределах сенсорного воспитания подготавливается переход от восприятия к мышлению и формируется определенная основа для последующей интеллектуальной деятельности.

    Составленный  нами цикл занятий и дидактический материал по сенсорному воспитанию дал нам возможность широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно – поисковые методы обучения, а также метод практических заданий, что способствует развитию сенсомоторных способностей, а значит, дети будут подготовлены к дальнейшему обучению в школе. Проведение систематических занятий вырабатывает у детей серьезное отношение к учебному труду. Мы закладываем фундамент для дальнейших занятий по математике и прочность фундамента зависит от нас. 

    1. Описание  результатов контрольного эксперимента

    Прежде  всего, проанализируем изменения в  экспериментальной группе.  Как  и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментальных групп  разделились на три группы – с  низким, средним, и высоким уровнем  развития.   
 
 

                                                                                                 Таблица 2.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Эксперимен.группа до эксперимента 26% 34 % 40%
Эксперимен.группа после  эксперимента 52 % 37  % 11 %
 
 
 
 

Диаграмма 2. Показатели в экспериментальной  группе до и после  эксперимента

 

      В то же время изменился их количественный состав. Так в экспериментальной  группе после исследования  количество детей с низким уровнем развития составляет 11% ,  со средним уровнем  – 37%, и с высоким – 52%.

      При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем  уменьшилась на 29%, со средним увеличилась  на 3%, и с высоким увеличилась  на 26%. Более детальное сравнение  позволило проследить изменение  состава детей в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 25 % испытуемых бывших в  группе с низким уровнем попали в  группу со средним уровнем, и 4% - в  группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе  исследования 22% испытуемых попали в  группу с высоким уровнем.

      В целом 51% испытуемых в экспериментальной  группе изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем  развития. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирования эксперимента  знания по обучению детей раннего возраста сенсорным эталонам   достиг высокого уровня развития. 

Показатели  сформированности уровня представлений в контрольной группе  до и после эксперимента

      Таблица 3.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Контрольная группа до эксперимента 23 % 30  % 47 %
Контрольная группа после  эксперимента 23 % 30 % 47%
 
 
 
 
 
 

Диаграмма 3. Показатели в контрольной  группе до и после  эксперимента

        

        В контрольной группе, качественных и количественных изменений  не обнаружено (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). В контрольной группе после исследования  количество детей с низким уровнем развития составляет 47 % ,  со средним уровнем – 30 %  и с высоким – 23%.     

     Это позволяет сделать вывод о  том, что приращение  знаний сенсорных эталонов у испытуемых в экспериментальной группе произошло в результате целенаправленной работы по сенсорному воспитанию.  

Выводы  второй главы 

        Проведенная работа показала, что составленный нами цикл занятий по обучению детей раннего возраста помог воспитателям сделать занятия более интересными и привлекательными для детей, не теряя из виду развивающие задачи.

  В  эксперименте дано обоснование  методов исследования по проблеме. Приведены графические данные  проведенной опытно-экспериментального  исследования контрольных и экспериментальных  групп. 

       1. Констатирующий эксперимент позволил  определить уровень сформированности  в экспериментальной и контрольной  группах. Основываясь на вышесказанном,  мы выделяем  младших дошкольников  в группу с низким уровнем представлений сенсорных эталонов.  В экспериментальной группе они составляют 40%, в контрольной - 47%.

2. Формирующий  эксперимент позволил апробировать  цикл занятий по сенсорному воспитанию.

3. Контрольный  эксперимент доказал и наглядно  продемонстрировал эффективность  проведенной работы по формировании у детей раннего возраста представлений   сенсорных эталонов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, итоги работы показали, что  дети успешно осваивают, используют, действуют с разными предметами на основе соотнесения их с сенсорным  эталоном. На наш взгляд такие результатов  удалось достичь потому, что в  комплексе использовались все условия  развития сенсорных способностей детей, а именно: предметно-развивающая  среда, систематическая организация  взрослыми различных форм деятельности с детьми.

           Экспериментальное исследование доказало высокую эффективность использования занятий. Нами было определен значительный рост  в развитии воображения, образного мышления, способности соотносить целое - части, систематизировать свойства и отношения в предметном мире в процессе практического использования различных материалов. Кроме того, нами выявлено, что использование предложенного цикла занятий в течение года дает значительную положительную динамику в сенсорном развитии детей раннего возраста.

     В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все  дальнейшее развитие. Совершенствование  образования и воспитания предусматривает  необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому конкретному  возрастному периоду.  
            Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.  
            Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной  степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.            

 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключаются в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста