Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста и создание педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством действий с предметами.
Объект исследования: Процесс сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста……………………………………………………………………6
1.1. Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста …..6
1.2. Дидактические принципы сенсорного развития …………………………...8
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста ……………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………..15
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1. Описание организации опытно - экспериментального исследования ……16
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента ………………….18
2.3. Описание формирующего эксперимента……………………………………22
2.4.Описание результатов контрольного эксперимента………………………...27
Выводы по второй главе………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…
Данный цикл может быть осуществлен при создании определенных условий:
Наши воспитанники научились обследовать предметы, замечать сходства и различия между ними. Особое внимание уделялось формированию речевых навыков. На первых занятиях инициатива принадлежала воспитателю: воспитатель подробно комментировал все действия детей, оценивал результаты их работы, вопросами вовлекал в описание предметов и действий, производимых с ними. Постепенно у детей формировалась потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось.
Наши воспитанники полюбили занятия по сенсорному развитию и даже в свободное время занимались выкладыванием из геометрических фигур различных предметов, складывали пирамидки, матрешки и т.д.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагали детям дидактические игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».
В дидактической игре «Помоги рыбкам» просили помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показывали, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».
В другой игре «Собери капельки в стакан», раскладывала перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просили собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладывали в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».
Уборка строительного материала тоже становилась замечательной игрой. Некоторым детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, а другим сортировать строительный материал по цвету.
Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них), «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие), «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера), «Собери пирамидку», «Построй башенку».
Наши
дети также полюбили подвижную игру
«Собери колечки». Сначала разбрасывали
колечки двух цветов (красные и
желтые), дети подбегали, ловили их и
раскладывали по коробочкам в соответствии
с цветом. Игра всегда проходила
с хорошей активностью и
В «Домике карандашиков» детям нравились игры на сортировку карандашей, счетных палочек. Интересны задания, которые дети могут выполнять на минифланелеграфе. Например, выложить дорожку-ниточку (ленточку, шнурок), по которой пройдет матрешка в красном ( синем, белом и т.д.) платье. Побуждали детей к действиям с различными фигурами. Фигуры раскладывала, поясняя свои действия: «Сделаю дорожку. Возьму зеленый квадратик, к нему положу еще такой же, потом еще. Вот какая получилась прямая длинная дорожка зеленого цвета. По ней побежит зайчик. Вот он». Привлекали детей к обыгрыванию действий: «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке. Прыг скок». Старались дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке каждому ребенку, приговаривая: «Вот как зайчик бежит по зеленой дорожке». Дети выполняли и другие задания: «Разложи красные шарики друг за другом на дорожке»; «построй из желтых квадратиков башенку» и т.д. Очень нравилось малышам оставлять отпечатки своих пальчиков на листах бумаги, которые мы затем обыгрывали, дополняя рисунок, получая образ и даже придумывая сказку вместе с ребенком.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в пределах сенсорного воспитания подготавливается переход от восприятия к мышлению и формируется определенная основа для последующей интеллектуальной деятельности.
Составленный
нами цикл занятий и дидактический материал
по сенсорному воспитанию дал нам возможность
широко использовать в работе словесные,
наглядные, проблемно – поисковые методы
обучения, а также метод практических
заданий, что способствует развитию сенсомоторных
способностей, а значит, дети будут подготовлены
к дальнейшему обучению в школе. Проведение
систематических занятий вырабатывает
у детей серьезное отношение к учебному
труду. Мы закладываем фундамент для дальнейших
занятий по математике и прочность фундамента
зависит от нас.
Прежде
всего, проанализируем изменения в
экспериментальной группе. Как
и на первом этапе исследования,
испытуемые экспериментальных групп
разделились на три группы – с
низким, средним, и высоким уровнем
развития.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Эксперимен.группа до эксперимента | 26% | 34 % | 40% |
Эксперимен.группа после эксперимента | 52 % | 37 % | 11 % |
Диаграмма 2. Показатели в экспериментальной группе до и после эксперимента
В то же время изменился их количественный состав. Так в экспериментальной группе после исследования количество детей с низким уровнем развития составляет 11% , со средним уровнем – 37%, и с высоким – 52%.
При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 29%, со средним увеличилась на 3%, и с высоким увеличилась на 26%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава детей в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 25 % испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 4% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 22% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.
В
целом 51% испытуемых в экспериментальной
группе изменили свое положение, и попали
в группы с более высоким уровнем
развития. Этот факт свидетельствует о
том, что в результате формирования эксперимента
знания по обучению детей раннего возраста
сенсорным эталонам достиг высокого
уровня развития.
Показатели сформированности уровня представлений в контрольной группе до и после эксперимента
Таблица 3.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Контрольная группа до эксперимента | 23 % | 30 % | 47 % |
Контрольная группа после эксперимента | 23 % | 30 % | 47% |
Диаграмма 3. Показатели в контрольной группе до и после эксперимента
В контрольной группе, качественных и количественных изменений не обнаружено (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). В контрольной группе после исследования количество детей с низким уровнем развития составляет 47 % , со средним уровнем – 30 % и с высоким – 23%.
Это
позволяет сделать вывод о
том, что приращение знаний сенсорных
эталонов у испытуемых в экспериментальной
группе произошло в результате целенаправленной
работы по сенсорному воспитанию.
Выводы
второй главы
Проведенная работа показала, что составленный нами цикл занятий по обучению детей раннего возраста помог воспитателям сделать занятия более интересными и привлекательными для детей, не теряя из виду развивающие задачи.
В
эксперименте дано обоснование
методов исследования по
1. Констатирующий эксперимент
2. Формирующий
эксперимент позволил
3. Контрольный
эксперимент доказал и
Заключение
Таким образом, итоги работы показали, что дети успешно осваивают, используют, действуют с разными предметами на основе соотнесения их с сенсорным эталоном. На наш взгляд такие результатов удалось достичь потому, что в комплексе использовались все условия развития сенсорных способностей детей, а именно: предметно-развивающая среда, систематическая организация взрослыми различных форм деятельности с детьми.
Экспериментальное исследование доказало высокую эффективность использования занятий. Нами было определен значительный рост в развитии воображения, образного мышления, способности соотносить целое - части, систематизировать свойства и отношения в предметном мире в процессе практического использования различных материалов. Кроме того, нами выявлено, что использование предложенного цикла занятий в течение года дает значительную положительную динамику в сенсорном развитии детей раннего возраста.
В
отечественной педагогике признано
отношение к дошкольному
Период
раннего возраста характеризуется интенсивным
развитием процесса восприятия. Не случайно
в истории психологии и педагогики проблема
генезиса восприятия и сенсорных способностей
привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Сенсорное
воспитание, направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности,
служит основой познания мира, первой
ступенью которого является чувственный
опыт. Успешность умственного, эстетического
и нравственного воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного
развития детей, т.е. насколько совершенно
ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Особенности
сенсорного развития детей раннего возраста
заключаются в том, что оно тесно связано
с мозгом, который активно развивается
в этот период. Движущей силой познавательной
деятельности ребенка является растущий
и развивающийся мозг. И наоборот, чем
больше малыш получает впечатлений, чем
разнообразнее ему предлагаются упражнения
и материалы для восприятия, тем быстрее
идет образование связей и развитие мозга.
В этот период особенно активны органы
восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание
и вкусовые ощущения.
Информация о работе Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста