Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста и создание педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством действий с предметами.
Объект исследования: Процесс сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста……………………………………………………………………6
1.1. Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста …..6
1.2. Дидактические принципы сенсорного развития …………………………...8
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста ……………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………..15
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1. Описание организации опытно - экспериментального исследования ……16
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента ………………….18
2.3. Описание формирующего эксперимента……………………………………22
2.4.Описание результатов контрольного эксперимента………………………...27
Выводы по второй главе………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…
ВОСТОЧНАЯ
ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКАЯ
Альметьевский
институт
Кафедра
Педагогики и Психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста
Выполнила: студент группы
СПО – 08 П и МДО
заочного отделения
Ахунзянова Светлана
Юрьевна
Научный руководитель:
Мустафина Зульфия
Гильфановна
Альметьевск – 2010.
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА
I. Теоретический аспект сенсорного развития
и воспитания детей раннего возраста…………………………………………………………
1.1. Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста …..6
1.2. Дидактические принципы сенсорного развития …………………………...8
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста ……………….11
Выводы
по первой главе…………………………………………………………..
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1. Описание организации опытно - экспериментального исследования ……16
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента ………………….18
2.3. Описание формирующего эксперимента……………………………………22
2.4.Описание
результатов контрольного
Выводы по второй главе………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………..
Приложение
Введение
Актуальность
исследования. В отечественной педагогике
признано отношение к дошкольному воспитанию
как к этапу, определяющему все дальнейшее
развитие. Совершенствование образования
и воспитания предусматривает необходимость
максимальной реализации возможностей,
присущих каждому конкретному возрастному
периоду.
Период раннего возраста характеризуется
интенсивным развитием процесса восприятия.
Не случайно в истории психологии и педагогики
проблема генезиса восприятия и сенсорных
способностей привлекала внимание многих
ученых,исследователей.
Сенсорное воспитание,
направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности,
служит основой познания мира, первой
ступенью которого является чувственный
опыт. Успешность умственного, эстетического
и нравственного воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного
развития детей, т.е. насколько совершенно
ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В современном обществе демократические
преобразования ориентируют педагогов
на личностную модель учебно-воспитательной
работы, предполагающую развитие инициативы
и самостоятельности ребенка, его активного
поведения в конкретных ситуациях, в деятельности,
в общении,
что определяет для него меру значимости
вещей и явлений окружающей
жизни, развивает сенсорные способности.
В то же время в практике прочно утвердилась
императивная система
воспитания и образования, мало опирающаяся
на индивидуально- личностный подход,
когда все дети дошкольного возраста должны
усвоить
определенные знания, приобрести навыки
и умения. В настоящее время реализуется
новая концепция дошкольного воспитания,
идет поиск неординарных, альтернативных
путей, наблюдается возрождение дидактичеких
систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.
Противоречия: Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками. Если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослого, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Актуальность темы и выявление противоречия определила следующую тему исследования: «Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста».
Цель исследования: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста и создание педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством действий с предметами.
Объект исследования: Процесс сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить
психолого-педагогическую
2. Провести исследование, направленное
на изучение сенсорного развития детей
раннего возраста.
3. Определить содержание работы педагога
по сенсорному воспитанию детей раннего
возраста.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что сенсорное развитие детей раннего возраста является перспективным методом в дошкольной педагогике. Использование этого метода улучшит усвоение детьми знаний и будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
-планомерная и систематическая работа;
-использование всего многообразия форм и методов при работе;
- организации целенаправленной предметной деятельности с задействованием всех модальностей сенсорного восприятия.
Методологическая база исследования: Данное исследование опиралось на теорию восприятия, разработанную Л.С.Выготским, Б.Г.Ананьевым, А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
Теоретическая новизна исследования: заключается в том, что учитывая реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, был разработан цикл занятий для детей раннего возраста, цель которых формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность полноценного развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что теоретическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей групп. Так как наши исследования дали положительный результат.
Этапы исследования:
1 этап – изучение материалов и литературных источников по формированию чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия;
2 этап – опытно – экспериментальная работа по проблеме исследования;
3 этап - сравнительный анализ полученных результатов.
База исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ № 9 «Салават купере» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ. В исследовании принимало участие 30 дошкольников от 2 до 3 лет.
Структура
курсовой работы:
Данная работа состоит из: введения, 2-х
глав, заключения, списка используемой
литературы и приложение.
ГЛАВА 1. Теоретический аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка –
это развитие его восприятия
и формирование представлений
о внешних свойствах предметов:
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
На первый взгляд кажется, что человеку все дается легко и просто, что это естественный процесс. И только с появлением собственного ребенка происходит «прозрение» - такие способности идут из детства, и формируются они постепенно, практически с нуля. Наблюдая за новорожденным, у которого есть только инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их использования, взрослые понимают, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями.
В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
А
пока малыш слишком мал, ему
необходимы ежедневные
Сенсорное развитие ребенка длится не один год и условно делится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трех лет, второй с трех до шести.
Говоря о гармоничном развитии личности, Л. С. Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Сенсорное воспитание — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.
Младший
дошкольный возраст является сензитивным
периодом становления предметно-
Организация
предметной деятельности детей в
ДОУ, а именно – развитие способности
распознавать свойства предметов, их закономерности,
комбинировать различные
Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой
для интеллектуального
- упорядочивает хаотичные представления
ребенка, полученные при взаимодействии
с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми
способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной
деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса
ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой,
моторной, образной и др. видов памяти.
Информация о работе Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста