Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста и создание педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством действий с предметами.
Объект исследования: Процесс сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста……………………………………………………………………6
1.1. Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста …..6
1.2. Дидактические принципы сенсорного развития …………………………...8
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста ……………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………..15
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1. Описание организации опытно - экспериментального исследования ……16
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента ………………….18
2.3. Описание формирующего эксперимента……………………………………22
2.4.Описание результатов контрольного эксперимента………………………...27
Выводы по второй главе………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

курсовая Света 9 =.docx

— 100.49 Кб (Скачать)

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (АКАДЕМИЯ  ВЭГУ) 

Альметьевский институт 
 
 

Кафедра Педагогики и Психологии 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Особенности сенсорного развития и воспитания детей  раннего возраста

Выполнила: студент группы

СПО – 08  П и МДО

заочного  отделения

Ахунзянова  Светлана

Юрьевна 

Научный руководитель:

Мустафина Зульфия 

Гильфановна 
 
 
 
 
 

Альметьевск – 2010.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. Теоретический аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста……………………………………………………………………6

1.1. Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста …..6

1.2. Дидактические принципы сенсорного развития …………………………...8

1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста  ……………….11

Выводы  по первой главе…………………………………………………………..15

ГЛАВА II.  Опытно-экспериментальное исследование

2.1. Описание организации опытно - экспериментального исследования  ……16

2.2. Описание  результатов констатирующего   эксперимента  ………………….18

2.3. Описание  формирующего  эксперимента……………………………………22

2.4.Описание  результатов контрольного эксперимента………………………...27

Выводы  по второй главе………………………………………………………….30

Заключение………………………………………………………………………….32

Список  используемой литературы………………………………………………...34

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  исследования. В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому конкретному возрастному периоду.  
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых,исследователей.  
       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной  
степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.  
В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении,  
что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей  
жизни, развивает сенсорные способности.  
В то же время в практике прочно утвердилась императивная система  
воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально- личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить  
определенные знания, приобрести навыки и умения. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактичеких систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.

Противоречия: Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками. Если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослого, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Актуальность  темы и выявление противоречия определила следующую тему исследования: «Особенности сенсорного  развития и воспитания детей раннего возраста».

Цель  исследования: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста и создание педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством действий с предметами.

Объект  исследования: Процесс сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.

Предмет исследования: Особенности сенсорного  развития и воспитания детей раннего возраста.

Задачи  исследования:   

1. Изучить  психолого-педагогическую литературу  по теме исследования. 
2. Провести исследование, направленное на изучение сенсорного развития детей раннего возраста. 
3. Определить содержание работы педагога по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Гипотеза  исследования:  Предполагаем, что сенсорное развитие детей раннего возраста является перспективным методом в дошкольной педагогике. Использование этого метода улучшит усвоение детьми знаний и будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

-планомерная  и систематическая работа;

-использование  всего многообразия форм и  методов при работе;

- организации целенаправленной предметной деятельности с задействованием всех модальностей сенсорного восприятия.

Методологическая  база исследования: Данное исследование опиралось на теорию восприятия, разработанную Л.С.Выготским, Б.Г.Ананьевым, А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Теоретическая новизна исследования: заключается в том, что учитывая реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, был разработан цикл занятий для детей раннего возраста, цель которых формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность полноценного развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Практическая  значимость исследования: состоит в том, что теоретическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей групп. Так как наши исследования дали положительный результат.

Этапы исследования:

1 этап  – изучение материалов и литературных источников по формированию чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия;

2 этап  – опытно – экспериментальная работа по проблеме  исследования;

3 этап -  сравнительный анализ полученных результатов.

База  исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ № 9 «Салават купере» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ. В исследовании принимало участие 30 дошкольников от 2 до 3 лет.

Структура курсовой работы: Данная работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложение. 

ГЛАВА 1. Теоретический  аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

    1. Значение сенсорного воспитания в развитии ребенка раннего возраста

        Сенсорное развитие ребенка –  это  развитие его восприятия  и формирование представлений  о внешних свойствах предметов:  их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного  развития в раннем детстве трудно переоценить. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и т.д.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

      Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет  самостоятельное значение, так как  полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка  в детском саду, в школе и  для многих видов труда.

      С восприятия предметов и явлений  окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому  нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

     На  первый взгляд кажется, что человеку все дается легко и просто, что  это естественный процесс. И только с появлением собственного ребенка  происходит «прозрение» - такие способности  идут из детства, и формируются они  постепенно, практически с нуля. Наблюдая за новорожденным,  у которого есть только инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их использования, взрослые  понимают, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями.

     В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.            

 А  пока малыш слишком мал, ему  необходимы ежедневные впечатления.  Чем разнообразнее будет наполнена  среда обитания младенца, тем  активнее будет его сенсорное развитие.  Восприятие ребенком мира в основном является чувственным, то есть он изучает все на вкус, слух, цвет и запах, поэтому все старается затащить в рот и попробовать на вкус. Восприятие происходит от простого к сложному, и каждый последующий этап базируется на предыдущем опыте.            

 Сенсорное развитие ребенка длится не один год и условно делится на два этапа: сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трех лет, второй с трех до шести.

    Говоря  о гармоничном развитии личности, Л. С. Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Сенсорное воспитание — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.

    Младший дошкольный возраст является сензитивным  периодом становления предметно-манипулятивной деятельности. В этом возрасте формируются  предпосылки становления различных  способностей личности.

    Организация предметной деятельности детей в  ДОУ, а именно – развитие способности  распознавать свойства предметов, их закономерности, комбинировать различные объекты - может способствовать применению ими более разнообразных средств  в освоении окружающей действительности, а, следовательно, и более полной социальной адаптации.

    Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой  для интеллектуального развития 
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; 
- развивает наблюдательность; 
- готовит к реальной жизни; 
- позитивно влияет на эстетическое чувство; 
- является основой для развития воображения; 
- развивает внимание; 
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
 

Информация о работе Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста