Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста и создание педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством действий с предметами.
Объект исследования: Процесс сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста……………………………………………………………………6
1.1. Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста …..6
1.2. Дидактические принципы сенсорного развития …………………………...8
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста ……………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………..15
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1. Описание организации опытно - экспериментального исследования ……16
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента ………………….18
2.3. Описание формирующего эксперимента……………………………………22
2.4.Описание результатов контрольного эксперимента………………………...27
Выводы по второй главе………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста
2.1 Описание организации опытно - экспериментального исследования
Для достижения поставленной цели нами были организованы и проведены занятия, цель которых – усвоение детьми общественно выработанных представлений о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, величины и формы.
Данное исследование состояло из следующих этапов:
1 этап, констатирующий эксперимент – на данном этапе была проведена организация исследования, избрана группа детей 2 –3 лет, для того, чтобы определить уровень представлений сенсорных эталонов.
2 этап, формирующий эксперимент - на данном этапе был проведен цикл занятий по сенсорному воспитанию.
3 этап,
контрольный эксперимент - на
данном этапе была проведена проверка
эффективности разработанной программы.
Для исследования уровня сформированности знаний сенсорных эталонов были использованы следующие методики:
методика Монтессори;
пособия Дьенеша.
Пособие Дьенеша. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков предназначен для детей от двух- трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме(круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине(толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В комплект входят методические указания с примерами упражнений, которые представлены в форме интересных игр.
Начинают обычно с простого знакомства с блоками. Выкладывают набор, а ребенок играет с ним. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий", "такой же","не такой".
Методика Монтессори. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию.
Основные принципы
методики Монтессори:
- игровая форма обучения и самостоятельное
выполнение упражнений.
- методика Монтессори основана на индивидуальном
подходе к ребенку: малыш сам выбирает
дидактический материал и продолжительность
занятий, развивается в собственном ритме.
- ключевая особенность методики Монтессори
– создание специальной развивающей среды
(Монтессори-среды), в которой ребенок
сможет и захочет проявить свои индивидуальные
способности.
- занятия по методике Монтессори не похожи
на традиционный урок. Материалы Монтессори
позволяют ребенку самому увидеть и исправить
свои ошибки.
- роль Монтессори-педагога состоит не
в обучении, а в руководстве самостоятельной
деятельностью ребенка.
Методика
Монтессори помогает развить внимание,
творческое и логическое мышление,
память, речь, воображение, моторику.
2.2 Констатирующий эксперимент
Для выявления состояния уровня сформированности представлений сенсорных эталонов мы использовали наблюдения и эксперимент с детьми раннего возраста. Диагностическая карта включала в себя следующий объем представлений:
- нанизывание колец на конус убывающих по величине;
- восприятие цвета;
- большой-маленький;
- восприятие формы.
Задание № 1
“Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Оценка:
Красный круг –
Ребенок выполнил задание самостоятельно
по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно,
но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета,
но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога
не справился с заданием.
Задание № 2
“Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия:
Инструкция:
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка:
Красный круг –
Ребенок выполнил задание самостоятельно
по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно,
но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но
с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога
не справился с заданием.
Задание № 3
“Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция:
Оценка:
Красный круг –
Ребенок выполнил задание самостоятельно,
сопровождая свои действия словами
по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно,
но не сопровождал свои действия словами.
Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но
с помощью педагога исправляет ошибки,
и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога
не справился с заданием.
Диагностическая карта группового исследования
№ ребенка | № задания | Итог
уровень | ||
1. | 2. | 3. | ||
1. | желтый | желтый | желтый | средний |
2. | зеленый | желтый | желтый | средний |
3. | красный | красный | красный | высокий |
4. | пустой | пустой | пустой | низкий |
5. | желтый | зеленый | желтый | средний |
6. | зеленый | пустой | пустой | низкий |
7. | желтый | красный | красный | высокий |
8. | пустой | зеленый | пустой | низкий |
9. | желтый | желтый | желтый | средний |
10. | пустой | зеленый | пустой | низкий |
11. | пустой | пустой | пустой | низкий |
12. | красный | красный | желтый | высокий |
13. | зеленый | желтый | зеленый | средний |
14. | зеленый | пустой | зеленый | низкий |
14. | зеленый | пустой | пустой | низкий |
16. | пустой | пустой | зеленый | низкий |
17. | красный | красный | красный | высокий |
18. | пустой | зеленый | зеленый | низкий |
19. | зеленый | зеленый | зеленый | средний |
20. | пустой | зеленый | пустой | средний |
21. | желтый | желтый | зеленый | средний |
22. | пустой | пустой | пустой | низкий |
23. | зеленый | пустой | пустой | низкий |
24. | пустой | зеленый | пустой | низкий |
25. | пустой | пустой | пустой | низкий |
26. | желтый | желтый | желтый | средний |
27. | желтый | зеленый | желтый | средний |
28. | пустой | пустой | пустой | низкий |
29. | красный | желтый | красный | высокий |
30. | красный | красный | красный | высокий |
Полученные на констатирующем
этапе результаты
Показатели сформированности уровня представлений в экспериментальной и контрольной группах
Таблица 1.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Экспериментальная группа | 26% | 34 % | 40% |
Контрольная группа | 23 % | 30 % | 47 % |
Диаграмма
1. Показатели уровня
знаний детей раннего
возраста
Как видно из таблицы 1, испытуемые, которые не имеют представлений сенсорных эталонов составляют в среднем 43 %. Мы выделяем этих детей в группу с низким уровнем: в экспериментальной группе составляет 40 % , в контрольной группе 47 %.
Далее, выделяем испытуемых, которые затрудняются в задании – их с среднем 32 %. Мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем. Она составляет 34 % в экспериментальной группе и 30% в контрольной.
Испытуемые,
которые имеют представление
о сенсорных эталонах, мы отнесли их к
высокому уровню – в среднем 24%.
В экспериментальной группе высокий уровень
составляет 26%, в контрольной – 23 %.
В
раннем детстве еще нет возможности
и необходимости знакомить
Накопление сенсорных представлений не
может быть обеспечено путем ознакомления
ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого
свойства. Оно требует знакомства с цветом,
формой, величиной, охватывающего, по возможности,
все основные варианты. Вместе с тем обучение
не следует проводить на бесчисленном
множестве разновидностей свойств, так
как в этом случае не будет создаваться
нужная почва для последующего овладения
системой эталонов. Поэтому, нами был составлен
цикл занятий, в который вошли задания
с различными свойствами предметов:
1. Раскладывание однородных предметов
на две группы в зависимости от их величины,
формы, цвета.
Целью обучения является фиксация внимания
детей на свойствах предметов, формирование
у них простейших приемов установления
тождества и различия величины, формы,
цвета. Материалом служили однородные
предметы двух величин, пяти форм, восьми
цветов. В ходе обучения детям мы сообщали
слова, необходимые для регуляции выполняемых
ими действий: цвет, форма, такой, не такой,
большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины,
формы в соответствующих гнездах. Втыкание
цветных шариков в отверстия доски такого
же цвета.
Цель обучения — выработка у детей умения
соотносить свойства (цвет, форму, величину)
разнородных предметов. Материалом послужили
большие и малые вкладыши из дерева и рамки
с соответствующими отверстиями, вкладыши
пяти форм и решетки для их размещения.
Также мы использовали деревянные
шарики и двухцветные столики с отверстиями.
Шарики окрашены в 8 цветов. Соответственно
те же цвета включает и окраска столиков.
II. Элементарные
продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины,
формы, цвета по образцу в сочетании со
словесным заданием.
Цель обучения — фиксировать внимание
детей на том, что величина, цвет, форма
могут быть признаком разнообразных предметов
и использоваться для их обозначения,
научить детей осознанно использовать
свойства при воспроизведении особенностей
образца. Материалом послужили мозаика
разной величины, формы, цвета. В работе
с детьми мы использовали прием опредмечивания
изображения того или иного предмета при
помощи элемен-
тов мозаики разной величины, формы, цвета.
Использовали мозаику двух величин, пяти
форм, восьми цветов.
2. Рисование красками.
Цель обучения — закрепить у детей отношение
к свойствам предметов как к характерным
признакам, подвести их к самостоятельному
выбору цвета, формы, величины для передачи
специфики хорошо знакомых предметов.
Материалом являются краски восьми цветов
и разноцветные листы бумаги.
По
каждому из четырех типов заданий провели
несколько занятий, в которых меняли условия
выполнения задания. Такое варьирование
позволяет включить в задание объекты
новой величины, формы, цвета, поддержать
интерес детей к выполнению задания, а
в большинстве случаев и усложнить действие,
необходимое для образования более совершенных
и обобщенных способов ориентировки в
свойствах предметов.
В ходе обучения детей выполнению заданий
использовали названия величин, форм,
цветовых тонов, не требуя от детей их
повторение и активного воспроизведения.
Недостаточное количество занятий восполнили
через знакомство с ними в процессе самостоятельной
деятельности детей и индивидуальной
работе. Такая системная работа плодотворна.
В результате освоения практических действий
дети познали свойства предметов. Развивающая
направленность игровых занятий выражена
через приемы работы с детьми, которые
предполагают в условиях творческой познавательной
деятельности, базирующейся на детской
самостоятельности.
Информация о работе Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста