Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста и создание педагогических условий сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством действий с предметами.
Объект исследования: Процесс сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический аспект сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста……………………………………………………………………6
1.1. Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста …..6
1.2. Дидактические принципы сенсорного развития …………………………...8
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста ……………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………..15
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование
2.1. Описание организации опытно - экспериментального исследования ……16
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента ………………….18
2.3. Описание формирующего эксперимента……………………………………22
2.4.Описание результатов контрольного эксперимента………………………...27
Выводы по второй главе………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

курсовая Света 9 =.docx

— 100.49 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное  исследование сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

2.1 Описание организации  опытно - экспериментального  исследования

 

       Для достижения поставленной цели нами были организованы и проведены занятия, цель которых – усвоение детьми общественно выработанных  представлений о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, величины и формы.

      Данное исследование состояло из следующих этапов:

1 этап, констатирующий эксперимент –  на данном этапе была проведена организация исследования, избрана группа детей  2 –3 лет, для того, чтобы определить уровень представлений сенсорных эталонов.

2 этап, формирующий эксперимент - на данном этапе был проведен цикл занятий по сенсорному воспитанию.

3 этап, контрольный эксперимент - на  данном этапе была проведена проверка эффективности разработанной программы.  

       Для исследования уровня сформированности знаний сенсорных эталонов были использованы следующие методики:

методика  Монтессори;

пособия Дьенеша.

     Пособие Дьенеша. Самое известное его  пособие — Блоки Дьенеша, которые  специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков предназначен для детей от двух- трех лет и  состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме(круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие  и маленькие) и толщине(толстые  и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В комплект входят методические указания с примерами упражнений, которые представлены в форме интересных игр.

Начинают  обычно с простого знакомства с блоками. Выкладывают набор, а ребенок  играет с ним. Самые маленькие  могут с помощью блоков познакомиться  с простейшими геометрическими  формами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий", "такой же","не такой".

     Методика  Монтессори. Метод Монтессори основан  на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков  он есть. Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию.

Основные принципы методики Монтессори: 
- игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. 
- методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. 
- ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. 
- занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки.  
- роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

     Методика  Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. 
 
 
 

2.2 Констатирующий эксперимент

   Для выявления состояния уровня сформированности представлений сенсорных эталонов мы использовали наблюдения и эксперимент с детьми раннего возраста. Диагностическая карта включала в себя следующий объем представлений:

- нанизывание колец на конус убывающих по величине;

- восприятие цвета;

- большой-маленький;

- восприятие формы.

Задание № 1

“Найди  цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция:

Разложить цветы  на столе врассыпную. Предложить ребенку  помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая  бабочка села на желтый цветок…. Все  бабочки спрятались. Молодец!”

Оценка:

Красный круг –  Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет. 
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл. 
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку. 
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
 

Задание № 2

“Занимательная  коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия:

  1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
  2. Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция:

Показать и  рассмотреть с ребенком кубик  и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят  в разные “двери” (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка:

Красный круг –  Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры. 
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал. 
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку. 
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3

“Собери пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция:

  1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.
  2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.
  3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка:

Красный круг –  Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами  по показу педагога. 
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы. 
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился. 
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Диагностическая карта группового исследования

№ ребенка № задания Итог

уровень

1. 2. 3.
1. желтый желтый желтый средний
2. зеленый желтый желтый средний
3. красный красный красный высокий
4. пустой пустой пустой низкий
5. желтый зеленый желтый средний
6. зеленый пустой пустой низкий
7. желтый красный красный высокий
8. пустой зеленый пустой низкий
9. желтый желтый желтый средний
10. пустой зеленый пустой низкий
11. пустой пустой пустой низкий
12. красный красный желтый высокий
13. зеленый желтый зеленый средний
14. зеленый пустой зеленый низкий
14. зеленый пустой пустой низкий
16. пустой пустой зеленый низкий
17. красный красный красный высокий
18. пустой зеленый зеленый низкий
19. зеленый зеленый зеленый средний
20. пустой зеленый пустой средний
21. желтый желтый зеленый средний
22. пустой пустой пустой низкий
23. зеленый пустой пустой низкий
24. пустой зеленый пустой низкий
25. пустой пустой пустой низкий
26. желтый желтый желтый средний
27. желтый зеленый желтый средний
28. пустой пустой пустой низкий
29. красный желтый красный высокий
30. красный красный красный высокий
 
 

         Полученные на констатирующем  этапе результаты свидетельствуют,  что уровень знаний сенсорных эталонов у детей невысок. Из 30 детей - 6 детей имеют высокий уровень знаний, 10 детей – средний, 14 детей – низкий.

Показатели  сформированности уровня представлений в экспериментальной и контрольной группах

Таблица 1.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспериментальная группа 26% 34 % 40%
Контрольная группа 23 % 30  % 47 %
 
 

Диаграмма 1. Показатели уровня  знаний детей раннего возраста 

     Как видно из таблицы 1, испытуемые, которые  не имеют представлений сенсорных эталонов составляют в среднем 43 %. Мы выделяем этих детей  в группу с низким уровнем:  в экспериментальной группе составляет 40 % , в  контрольной группе  47 %.

      Далее, выделяем испытуемых, которые затрудняются в задании – их с среднем 32 %. Мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем. Она составляет 34 % в экспериментальной группе и 30% в контрольной.

      Испытуемые, которые имеют представление  о сенсорных эталонах, мы отнесли их к высокому  уровню – в среднем  24%. В экспериментальной группе высокий уровень составляет 26%,  в контрольной – 23 %.  

    1. Описание  формирующего эксперимента

      В раннем детстве еще нет возможности  и необходимости знакомить детей  с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для  последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы  дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко  усвоить общепринятые расчленения  и группировку свойств. 
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поэтому, нами был составлен цикл занятий, в который вошли задания с различными свойствами предметов:
 

  1. Задания на выполнение предметных действий.

 
                  1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета. 
Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служили однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям мы сообщали  слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький. 
               2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных шариков в отверстия доски такого же цвета. 
Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом послужили  большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Также мы использовали  деревянные шарики  и двухцветные столики с отверстиями. Шарики окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков. 
 

 
II. Элементарные  продуктивные действия.

 
               1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. 
Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом послужили мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми мы использовали прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элемен-  
тов мозаики разной величины, формы, цвета. Использовали мозаику двух величин, пяти форм, восьми цветов. 
                  2. Рисование красками. 
Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги. 
            По каждому из четырех типов заданий провели несколько занятий, в которых меняли условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов. 
             В ходе обучения детей выполнению заданий использовали названия величин, форм, цветовых тонов, не требуя от детей их повторение и активного воспроизведения. Недостаточное количество занятий восполнили через знакомство с ними в процессе самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работе. Такая системная работа плодотворна. В результате освоения практических действий дети познали свойства предметов. Развивающая направленность игровых занятий выражена через приемы работы с детьми, которые предполагают в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.

Информация о работе Особенности сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста