Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.

Работа содержит 1 файл

эмоцион сфера (восстановлен).docx

— 50.43 Кб (Скачать)

 

3. Третий этап – «Коррекция  эмоциональной сферы». Цель: помочь  детям управлять своими эмоциями  в повседневной жизни; воспитывать  навыки адекватного группового  поведения, безусловного приятия  (ситуационного) роли лидера или  ведомого, т.е. происходит социализация  ребенка через игру. Здесь могут  быть использованы задания-тесты  (этюды) с несколькими вариантами  разрешения проблемной ситуации  с текстовой поддержкой и выбором  для себя наиболее подходящей  роли. Использование музыкальных  игр способствует снятию психоэмоционального  напряжения в группе.

 

Подробное изложение методических приемов на каждом этапе работы см. в «Приложении».

 

Коррекционную работу целесообразно  проводить также в форме музыкотерапии, задачами которой являются:

 

– регуляция (повышение или  понижение) эмоционального тонуса ребенка;

 

– снятие психоэмоционального  возбуждения;

 

– приобретение новых средств  эмоциональной экспрессии;

 

– формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения;

 

– развитие коммуникативных  навыков общения со сверстниками;

 

– развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

 

– выход из психотравмирующей  ребенка ситуации посредством восприятия музыки;

 

– моделирование положительного состояния (катарсиса).

 

Коррекционное воздействие  посредством музыкотерапии предлагаем проводить, используя следующие  формы работы:

 

1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии

 музыки:

 

– как катализатор эмоциональных  процессов,

 

– как музыкальный фон  во время рисования,

 

– как средство релаксации, усиливающее вовлеченность слушателя  в процесс работы.

 

2. Активная работа с  образами музыки, которая включает  в себя следующее:

 

– упражнения на самоосознание  через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение  ее со своим состоянием);

 

– свободный танец под  музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;

 

– зарисовка музыкальных  образов, в том числе и групповая, в процессе

 которой отрабатываются  модели оптимального взаимодействия  со сверстниками;

 

– музыкальные зарисовки  – индивидуальная импровизация на какую-

 то тему («Мое состояние», «Мой авторитет»). Это способствует  раскрепощению ребенка, обогащает  его невербальное самовыражение;

 

– диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с

 другом с помощью  музыкальных инструментов, что способствует  их взаимопониманию, улучшает  модели поведения;

 

– «живая музыка» (одну и  ту же мелодию выполняют в разных манерах,

 например: колыбельную  – решительно, испуганно, радостно  и т.д.).

 

Примерный план занятий по музыкотерапии и музыкальный  репертуар см. в «Приложении».

 

Итак, соблюдение необходимых  условий при коррекции эмоциональной  сферы дошкольников с задержкой  психического развития и использование  музыкальной деятельности при организации  коррекционно-воспитательного процесса будет способствовать успешному  развитию эмоциональной сферы, а  следовательно, реализации возрастного  потенциала в формировании эмоциональной  коррекции поведения детей данной категории.

 

Таким образом, экспериментальное  исследование показало, что дошкольникам с задержкой психического развития свойственна незрелость эмоциональной  сферы. У детей данной группы выявился невысокий уровень вербальных и  невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности, что проявляется в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью жестов и  мимики. Также вызывает затруднения  интонационная выразительность. Кроме  этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. С помощью музыкальных произведений ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности  и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Надо отметить, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей  и использование музыкального сопровождения  заинтересовывало ребят и существенно  повысило уровень эмоциональной  выразительности.

 

Развитие эмоций у дошкольников с ЗПР является необходимым условием успешности развития детей данной категории. Проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития целесообразно проводить посредством  музыкальной деятельности, соблюдая при этом необходимые условия  коррекции эмоциональной сферы  ребенка. Организация коррекционного воздействия в музыкальной деятельности будет способствовать в целом  успешной социализации дошкольников с  ЗПР.

 

 

 

Заключение

Анализ теоретических  источников и результаты экспериментального исследования показали, что задержка психического развития характеризуется  следующими основными особенностями  эмоциональной сферы: незрелость эмоциональной  сферы, проявляющаяся в ситуативности  поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных  проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.

 

Экспериментальное исследование подтвердило выводы специалистов о  недостаточности эмоциональной  сферы дошкольников с задержкой  психического развития. У детей данной группы выявился невысокий уровень  вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной  выразительности, что проявляется  в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью  жестов и мимики. Также вызывает затруднения интонационная выразительность. Кроме этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. Ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности  и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Было отмечено, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей  и использование музыкального сопровождения  заинтересовывало ребят и существенно  повысило уровень эмоциональной  выразительности.

 

Анализ проведенного исследования приводит к выводу о том, что психологическое  развитие дошкольников с ЗПР в  значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Присущие детям  данной категории особенности эмоциональной  сферы, ставят необходимостью более  активное, качественное формирование коррекционного процесса. Коррекция  будет проходить более успешно  при условии включения в процесс  воспитания и обучения одной из любимых  видов деятельности детей дошкольного  возраста, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон – музыкальной  деятельности. Проведение коррекционной  работы по развитию эмоций дошкольников с задержкой психического развития посредством музыкальной деятельности необходимо проводить, соблюдая при  этом условия коррекции эмоциональной  сферы ребенка. Организация коррекционного воздействия в музыкальной деятельности будет способствовать успешному  развитию личности в целом дошкольников с ЗПР.

 

В процессе исследования, изложенного  в данной работе, и анализа его  результатов нам удалось реализовать  цель и выполнить поставленные задачи исследования. Были изучены особенности  развития эмоциональной сферы детей  дошкольного возраста с задержкой  психического развития, выявлены наиболее эффективные средства и оптимальные  условия развития эмоций дошкольников с ЗПР.

 

Таким образом, проведенное  исследование имеет важную практическую значимость, которая состоит в  разработке рекомендаций по коррекции  и развитию эмоциональной сферы  дошкольников с ЗПР в музыкальной  деятельности. Представленные рекомендации могут помочь воспитателям и музыкальным  работникам в организации коррекционного процесса по развитию эмоций у дошкольников с ЗПР, что является необходимым условием успешной социализации детей данной категории.

 

 

 

Список литературы

1. Актуальные проблемы  диагностики задержки психического  развития детей / Под ред. К.С.  Лебединской – М., 1982. – 125 с.

 

2. Бабкина, Н.В. Оценка  психологической готовности детей  к школе:

 пособие для психологов  и специалистов коррекционно-развивающего  обучения / Н.В. Бабакина. – М.: Айрис  пресс, 2005. – 78 с.

 

3. Блинова, Л.Н. Диагностика  и коррекция в образовании  детей с ЗПР: Учебное пособие  / Л.Н. Блинова – М.: Издательство  НЦ ЭНАС, 2004 г. – 136 с.

 

4. Борякова, Н.Ю. «Психологические  особенности дошкольников с задержкой  психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология – 2003. – №1 –  10 с.

 

5. Божович, Л.И. Личность  и её формирование в детском  возрасте: монография. – М, 1990. –  32 – 56 с.

 

6. Бреслав Г.М. Эмоциональные  особенности формирования личности  в детстве / Г.М. Бреслав –  М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

 

7. Васильева, Е.Н. Шестилетние  дети: проблемы и исследования: моногарфия / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород, 1993. – 98–108 с.

 

8. Воропаева, И.П. Коррекция  эмоциональной сферы младших  школьников / И.П. Воропаева –  М., 1993. – 8 с.

 

9. Выготский, Л.С. Учение  об эмоциях / Л.С. Выготский  // Собр. Соч. – Т. 4. – М., 1984. –  90 с.

 

10. Дети с временными  задержками развития / Под ред.  Т.А. Власовой, М.С. Певзнер –  М., 1971. – 208 с.

 

11. Зарин, А.П. Музыка  и движение в коррекционно-воспитательной  работе в специальном детском  саду для детей с понижением  интеллекта / А.П. Зарин, Е.А. Ложко.  – СПб., 1994. – 47 – 58 с.

 

12. Запорожец, А.В. Эмоциональное  развитие дошкольника: монография / А.В. Запорожец. – М., 1985.

 

13. Защиринская, О.В. Психология  детей с задержкой психического  развития: Учебное пособие: Хрестоматия  / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

 

14. Изотова, Е.И. Эмоциональная  сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В.  Никифорова. – М.: «Академия», 2004. –  288 с.

 

15. Коломинский, Я.Л. Психическое  развитие детей в норме и  патологии: психологическая диагностика,  профилактика и коррекция / Я.Л.  Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов  – СПб.: Питер, 2004, – 480 с.

 

16. Лубовский, В.И., Дети  с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова  – М., 1984.

 

17. Маркова, Л.С. Построение  коррекционной среды для дошкольников  с задержкой психического развития: Методическое пособие / Л.С. Маркова  – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с.

 

18. Медведева, Е.А. Музыкальная  психотерапия. / Е.А. Медведева, Л.Н.  Комиссарова, И.Ю. Левченко. –  М., 1988. – 34 – 56 с.

 

19. Никашина, Н.А. Педагогическая  характеристика детей с задержкой  психического развития. Основные  направления коррекционной работы // Обучение детей с задержкой  психического развития: Пособие  для учителей. / Под ред. В.И.  Лубовского – Смоленск, 1994.

 

20. Никишина, В.Б. Практическая  психология в работе с детьми  с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов  / В.Б. Никишина – М.: Владос, 2003. – 128 с.

 

21. Основы специальной  психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.  кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.  Солнцева и др.; Под ред. Л.В.  Кузнецовой. – М.: «Академия», 2002. –  464 с.

 

22. Павлий, Т.Н. Некоторые  подходы к изучению и коррекции  эмоциональной сферы детей с  задержкой психического развития / Т.Н. Павлий // Дефектология. 2000. –  №4. – 36–42 с.

 

23. Певзнер, М.С. Клиническая  характеристика детей с задержкой  психического развития. / М.С. Певзнер  // Дефектология. №3. – 1972. – 8 –  14 с.

 

24. Петрова, В.Г. Кто они,  дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –  М.: Флинта: Московский психолого-социальный  институт, 2000. – 104 с.

 

25. Петрушин, В.И. Музыкальная  психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999. – 204 с.

 

26. Рубинштейн, С.Л. Проблемы  общей психологии: монография / С.Л.  Рубинштейн. – М.: – 1976. – 458 с.

 

27. Радынова, О.П. Музыкальное  воспитание дошкольников: методическое  пособие / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Паландишвили. – М., 1998. – 5 – 12 с.

 

28. Система работы со  старшими дошкольниками с задержкой  психического развития в условиях  дошкольного образовательного учреждения / под ред. Т.Г. Неретиной. –  М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004, – 240 с.

 

29. Ульенкова, У.В. Психологические  особенности дошкольников с ЗПР  и коррекционная работа с ними. – автореф. дисс… д-ра псих. наук / У.В. Ульенкова. – Горький, 1983., – 8–12 с.

 

30. Шаповалова О.Е. Методические  рекомендации по изучению эмоционального  развития при умственной отсталости. – Биробиджан, изд. БГПИ – 2003. – 96 c.


Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности