Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:21, курсовая работа
Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.
3. Третий этап – «Коррекция
эмоциональной сферы». Цель: помочь
детям управлять своими
Подробное изложение методических приемов на каждом этапе работы см. в «Приложении».
Коррекционную работу целесообразно
проводить также в форме
– регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;
– снятие психоэмоционального возбуждения;
– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
– формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения;
– развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
– развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;
– выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;
– моделирование положительного состояния (катарсиса).
Коррекционное воздействие
посредством музыкотерапии
1. Традиционная форма работы,
основанная на пассивном
музыки:
– как катализатор эмоциональных процессов,
– как музыкальный фон во время рисования,
– как средство релаксации,
усиливающее вовлеченность
2. Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:
– упражнения на самоосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);
– свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;
– зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе
которой отрабатываются
модели оптимального
– музыкальные зарисовки – индивидуальная импровизация на какую-
то тему («Мое состояние»,
«Мой авторитет»). Это способствует
раскрепощению ребенка,
– диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с
другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;
– «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах,
например: колыбельную – решительно, испуганно, радостно и т.д.).
Примерный план занятий по музыкотерапии и музыкальный репертуар см. в «Приложении».
Итак, соблюдение необходимых
условий при коррекции
Таким образом, экспериментальное
исследование показало, что дошкольникам
с задержкой психического развития
свойственна незрелость эмоциональной
сферы. У детей данной группы выявился
невысокий уровень вербальных и
невербальных (мимических и пантомимических)
средств эмоциональной
Развитие эмоций у дошкольников
с ЗПР является необходимым условием
успешности развития детей данной категории.
Проведение коррекционной работы по
развитию эмоциональной сферы
Заключение
Анализ теоретических
источников и результаты экспериментального
исследования показали, что задержка
психического развития характеризуется
следующими основными особенностями
эмоциональной сферы: незрелость эмоциональной
сферы, проявляющаяся в ситуативности
поведения; нестойкость, нестабильность,
нескоординированность
Экспериментальное исследование
подтвердило выводы специалистов о
недостаточности эмоциональной
сферы дошкольников с задержкой
психического развития. У детей данной
группы выявился невысокий уровень
вербальных и невербальных (мимических
и пантомимических) средств эмоциональной
выразительности, что проявляется
в трудностях передачи собственного
эмоционального состояния с помощью
жестов и мимики. Также вызывает
затруднения интонационная
Анализ проведенного исследования
приводит к выводу о том, что психологическое
развитие дошкольников с ЗПР в
значительной мере определяется внешними
условиями, важнейшими из которых являются
специальное обучение и правильная
организация всей жизни. Присущие детям
данной категории особенности
В процессе исследования, изложенного
в данной работе, и анализа его
результатов нам удалось
Таким образом, проведенное исследование имеет важную практическую значимость, которая состоит в разработке рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности. Представленные рекомендации могут помочь воспитателям и музыкальным работникам в организации коррекционного процесса по развитию эмоций у дошкольников с ЗПР, что является необходимым условием успешной социализации детей данной категории.
Список литературы
1. Актуальные проблемы
диагностики задержки
2. Бабкина, Н.В. Оценка
психологической готовности
пособие для психологов
и специалистов коррекционно-
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие / Л.Н. Блинова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004 г. – 136 с.
4. Борякова, Н.Ю. «Психологические
особенности дошкольников с
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: монография. – М, 1990. – 32 – 56 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования
7. Васильева, Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования: моногарфия / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород, 1993. – 98–108 с.
8. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.П. Воропаева – М., 1993. – 8 с.
9. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собр. Соч. – Т. 4. – М., 1984. – 90 с.
10. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М., 1971. – 208 с.
11. Зарин, А.П. Музыка
и движение в коррекционно-
12. Запорожец, А.В. Эмоциональное
развитие дошкольника:
13. Защиринская, О.В. Психология
детей с задержкой
14. Изотова, Е.И. Эмоциональная
сфера ребенка: Теория и
15. Коломинский, Я.Л. Психическое
развитие детей в норме и
патологии: психологическая
16. Лубовский, В.И., Дети
с задержкой психического
17. Маркова, Л.С. Построение
коррекционной среды для
18. Медведева, Е.А. Музыкальная психотерапия. / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко. – М., 1988. – 34 – 56 с.
19. Никашина, Н.А. Педагогическая
характеристика детей с
20. Никишина, В.Б. Практическая
психология в работе с детьми
с задержкой психического
21. Основы специальной
психологии: учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений / Л.В.
кузнецова, Л.И. Переслени, Л.
22. Павлий, Т.Н. Некоторые
подходы к изучению и
23. Певзнер, М.С. Клиническая
характеристика детей с
24. Петрова, В.Г. Кто они,
дети с отклонениями в
25. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999. – 204 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: монография / С.Л. Рубинштейн. – М.: – 1976. – 458 с.
27. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: методическое пособие / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Паландишвили. – М., 1998. – 5 – 12 с.
28. Система работы со
старшими дошкольниками с
29. Ульенкова, У.В.
30. Шаповалова О.Е. Методические
рекомендации по изучению