Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.

Работа содержит 1 файл

эмоцион сфера (восстановлен).docx

— 50.43 Кб (Скачать)

 

2. Методика «Изобрази».

 

Целью данной методики явилось  выявление уровня сформированности мимических и пантомимических средств  эмоциональной выразительности.

 

Испытуемым предлагалось изобразить эмоциональные состояния  при помощи мимики и пантомимики. Ребенку предлагалось изобразить человека, которому грустно, радостно, страшно  и т.д.

 

Результаты выполнения задания  по яркости и выразительности  изображения каждого эмоционального состояния были условно разделены  на три уровня:

 

– уровень выше среднего – соответствие мимических и пантомимических  средств эмоциональной выразительности  тому или иному образу, разнообразие эмоциональных состояний, проявление творчества и самостоятельности  в выборе движений и мимики,

 

– средний уровень –  допускается повторяемость мимических и пантомимических средств эмоциональной  выразительности, подражание своим  сверстникам,

 

– низкий уровень – выполнение задания с трудностями при  выборе соответствующих движений и  мимики или отказ от выполнения задания.

 

Результаты данной методики представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Уровень сформированности мимических и пантомимических средств  эмоциональной выразительности  дошкольниками с ЗПР

 

 

Всего

 

испытуемых 

Уровни выполнения задания.

 

выше среднего 

средний 

низкий

 

кол-во 

кол-во 

кол-во 

%

 

10 

20 

60 

20

 

 

 

 

Анализ выполнения данной методики показал, что на уровне выше среднего с заданием справились двое дошкольников из 10, что составляет 20% от количества всех испытуемых. Никита Р. 6,5 лет и Вика С. 7 лет ярко передавали основные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, гнев) с помощью  выразительных движений и мимики. Однако надо отметить трудности в  переключении с одного эмоционального состояния на другое. В этом ребятам  требовалась направляющая помощь взрослого. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по совершенствованию  эмоциональной сферы, а также  развитию внимания и других психических  процессов.

 

На среднем уровне с  заданием справилось 6 ребят из 10, что  составляет 60% от количества всех испытуемых. Эти дети достаточно заинтересовано отнеслись к выполнению методики. Однако при выборе движений и мимики соответствующего характера не проявляли  самостоятельности, детям требовалась  помощь взрослого, либо они повторяли  движения своих сверстников. Кроме  этого наблюдалось повторение эмоциональных  проявлений, например, Вадим Л. 6 лет  одинаково изображал радость  и удивление. В целом дети более  точно могли показать основные эмоции (радость, грусть, гнев), но затруднялись в определении эмоциональных  оттенков. Такой характер выполнения задания свидетельствует о нескоординированоости  эмоциональных проявлений, неумении определять и дифференцировать собственные  эмоции. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции  эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

 

На низком уровне задание  выполнили двое ребят из 10, что  составляет 20% от количества всех испытуемых. Эля Г. 6 лет и Саша К. 6 лет испытывали трудности при выборе эмоциональных  состояний с помощью мимики и  пантомимики, теряли интерес. Даже при  направляющей и стимулирующей помощи взрослого дети отказывались от выполнения, говоря, что это задание не понравилось. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции  эмоциональной сферы и других психических процессов.

 

3. Методика: «Определение  понятий».

 

Целью данной методики явилось  выявление уровня понимания эмоциональных  состояний, изображенных в виде пиктограмм, с помощью музыкальных произведений, а также понимание причин этих состояний.

 

Испытуемым предлагалось внимательно рассмотреть бланк  с изображением пиктограмм. Объясняют, что на рисунках изображены те или  иные чувства людей. Испытуемых просят внимательно посмотреть на пиктограммы  и назвать их. Затем испытуемым предлагают прослушать отрывки музыкальных  произведений (И. Бах «Шутка», М. Мусоргский «Слезы» и др.) и отметить пиктограммы, характеризующие произведения, назвав соответствующее эмоциональное  состояние.

 

Результаты условно были разделены на три уровня:

 

– уровень выше среднего – правильное называние пиктограмм, правильное понимание эмоционального состояния музыкального произведения и определение соответствующих  пиктограмм с помощью взрослого (стимулирующей или наводящей),

 

– средний уровень –  частичное выполнение задания с  помощью взрослого, недостаточно глубокое осмысление эмоционального состояния, затруднение в соотнесении эмоционального состояния музыкального произведения с пиктограммой,

 

– низкий уровень выполнения задания – неспособность распознавать эмоциональные состояния на изображениях.

 

Результаты данной методики представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Уровень понимания  эмоциональных состояний дошкольниками  с задержкой психической развития

 

 

Эмоции 

Уровни выполнения задания

 

выше среднего 

средний 

низкий

 

кол-во 

кол-во 

кол-во 

%

 

Радость 

90 

10

 

Грусть 

90 

10

 

Гнев 

40 

40 

20

 

Страх 

10 

50 

40

 

Удивление 

50 

50

 

Безразличие 

40 

60

 

Отвращение 

20 

80

 

Средняя величина 

 

 

33 

 

 

29 

 

 

38

 

 

 

 

Анализ результатов данной методики показал, что на уровне выше среднего с заданием справились 33% от количества всех испытуемых. Эти ребята поняли инструкцию, однако всем требовалась  помощь в виде наводящих вопросов и побуждения к ответу. Надо отметить, что большинство детей с помощью  музыкального произведения справилось с распознаванием основных эмоций: радость и грусть (9 ребят из 10, что составляет 90% от количества всех испытуемых). Четверо ребят правильно  указали пиктограмму, обозначающую гнев (например, Данил П. 6,8 лет, Игорь  Б. 6,5 лет). Неумение самостоятельно распознать в изображениях и называть такие  эмоциональные состояния, как удивление, безразличие, отвращение, говорит о  том, что дошкольникам с задержкой  психического развития доступна дифференциация лишь основных эмоций, оттенки эмоциональных  состояний дети этой группы распознавать затрудняются. Следовательно, требуется  проведение коррекционной работы по совершенствованию эмоциональной  сферы дошкольников.

 

На среднем уровне задание  выполнили 29% от количества всех испытуемых. Эти дети были менее сосредоточены  во время выполнения задания. Некоторые, например Вика С. 7 лет, говорили: «А я  не знаю, я просто слушала». В результате повтора инструкции и установки  на внимание при прослушивании музыкального произведения и при соотнесении  эмоционального состояния с пиктограммой, дети этой группы справлялись с поставленной задачей. Надо отметить, что правильно  самостоятельно определив основные эмоции (радость, грусть, гнев, страх), дошкольники  лишь с наводящей помощью взрослого  смогли определить оттенки эмоциональных  состояний: удивление – 50%, безразличие  – 40% от количества всех испытуемых. Было отмечено, что хуже всего дифференцируется эмоция отвращения, соответствующую  пиктограмму определили лишь двое ребят (Катя Б. 6,5 лет, Никита Р. 6,5 лет). Такой  характер выполнения методики говорит  о слабой дифференцировке чужих  эмоций, а также о низкой самостоятельности  детей с ЗПР. Значит, этой группе ребят необходима коррекционная  работа, направленная на развитие эмоциональной  сферы.

 

Низкий уровень выполнения задания показали 38% от количества всех испытуемых. Эти ребята не смогли определить оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение), а также – основные эмоции (радость, грусть, гнев, страх). Например, Саша К. 6 лет не справился с методикой  даже при помощи взрослого, т. к. не понял  инструкции и не был заинтересован  в выполнении задания (мальчик прыгал под музыку). Это говорит недостаточности  развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. В этом случае требуется индивидуальная, целенаправленная, коррекционная работа по развитию и коррекции всех сторон эмоциональной сферы и поведения.

 

Таким образом, экспериментальное  исследование свидетельствует о  недостаточности эмоциональной  сферы дошкольников с задержкой  психического развития. Выполнение диагностических  методик показало невысокий уровень  вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной  выразительности. Большинство дошкольников (60%) справились с заданиями «Спой  выразительно», «Изобрази» на среднем  уровне. Эти методики говорят о  недостаточно сформированном умении передавать собственное эмоциональное состояние  с помощью жестов и мимики. Серьёзные  затруднения у детей с ЗПР  вызывает интонационная выразительность. Выполнение методики «Определение понятий» показало, что дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. С помощью музыкальных произведений ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности  и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Надо отметить, что проведение методик в форме музыкальной  деятельности детей и использование  музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной  сферы дошкольников с задержкой  психического развития в музыкальной  деятельности.

 

2.2 Разработка рекомендаций  по развитию эмоциональной сферы  дошкольников с задержкой психического  развития в музыкальной деятельности

По результатам проведенного экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации для  воспитателей и музыкальных руководителей  по организации коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной  сферы дошкольников с задержкой  психического развития в музыкальной  деятельности.

 

В соответствии с теоретическими и практическими исследованиями эмоциональной сферы детей, проведенные  специалистами Е.И. Изотовой и Е.В. Никифоровой [14], представляем следующие  основные условия осуществления  коррекционного воздействия при  работе с эмоциональной сферой ребенка  с задержкой психического развития:

 

– проведение коррекционного воздействия по механизму компенсации, т.е. с использованием потенциальных  способностей ребенка в целях  преодоления сложностей в развитии его эмоциональной сферы;

 

– системный подход к коррекционной  работе, связанный с тем, что при  решении проблем эмоционального развития ребенка в коррекционную  работу включаются и другие стороны  его развития (познавательные процессы), а также система межличностного взаимодействия, в которой он находится. Те факторы психической жизни  ребенка, которые включаются в коррекционную  работу, выявляются на основе психолого-педагогической диагностики развития;

 

– оказание кредита доверия  ребенку, т.е. вера в возможности  ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействии с ним;

 

– формулирование целей коррекционной  работы в позитивных формулировках, а также учет того, что цели коррекционного воздействия должны быть реалистичными;

 

– охрана интересов ребенка, т.е. построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие  ни в коем случае не должно нанести  ущерб ребенку, его психическому и физическому здоровью.

 

Музыка – существенная часть коррекционного процесса. Коррекционную  работу по развитию эмоциональной сферы  дошкольников с задержкой психического развития следует проводить посредством  музыкальной деятельности, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный  фон, увеличивающей заинтересованность и обостряющей впечатления детей.

 

Цель коррекции эмоциональной  сферы ребенка с задержкой  психического развития в музыкальной  деятельности:

 

– гармонизация личности ребенка  с задержкой психического развития,

 

– восстановление и коррекция  психоэмоционального состояния  ребенка и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.

 

Задачи коррекционно-воспитательного  процесса:

 

– помочь самовыражению дошкольников с задержкой психического развития через занятия музыкальной деятельностью;

 

– способствовать преодолению  неадекватных форм поведения;

 

– содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и  свободного общения с окружающими.

Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития предлагаем проводить с помощью  музыкальной деятельности в несколько  этапов:

 

1. Первый этап «Музыка  – язык чувств». На этом  этапе происходит обогащение  представления детей о разнообразии  человеческих чувств, выраженных  в музыке. Слушание музыки помогает  накоплению эмоциональных впечатлений.  Детей необходимо подвести к  целостному восприятию музыкального  образа, а затем постепенно учить  разбираться в характере музыкальных  произведений, чувствовать смену  настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и  определять словом средства музыкальной  выразительности.

 

2. Второй этап – «Образ  в движении». На этом этапе  происходит приобщение детей  к выразительной передаче настроения  заданного образа посредством  мимики, жестов, движений, а также  с помощью выполнения музыкально-ритмических  заданий (этюдов, инсценирования  песен, стихов, образных танцев). Необходимо помочь детям прочувствовать  те или иные нюансы настроения, характера человека и дать  им нравственную оценку. Таким  образом, на этом этапе работают  над воссозданием, воспроизведением  чувств.

Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности