Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:21, курсовая работа
Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.
О.П. Радынова рассматривает
детское музыкальное
А.П. Зарин, Е.А. Ложко указывают, что особое значение в развитии эмоциональной сферы детей с ЗПР приобретают ритмические музыкальные игры, упражнения, танцы, в которых дети учатся передавать музыкальные образы в движении в соответствии с музыкой. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие двигательных навыков, ритмики, музыкальности в целом, но и на создание общего бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка [11].
По мнению специалистов А.И.
Катинене, М.Л. Паландишвили, О.П. Радыновой,
эффективность коррекционного воздействия
музыкальной деятельности на психическое
развитие дошкольников с ЗПР проявляется
в развитии способности искренне
и непосредственно выражать эмоциональное
содержание музыки, непринужденно действовать,
в усвоении определенных способов пения,
движения, игры на музыкальном инструменте,
в отражении в процессе исполнения
индивидуального своеобразия
Л.С. Маркова считает, что
одной из задач работы музыкального
руководителя специализированного
дошкольного учреждения должна стать
работа по преодолению детьми барьеров
в общении, развитии лучшего понимания
себя и других, снятию психического
напряжения, созданию возможностей для
самовыражения. Для того чтобы выработать
у детей положительные черты
характера (уверенность, честность, смелость,
доброта и т.д.) и изжить невротические
проявления (страхи, опасения, неуверенность
и т.д.), нужно научить детей
осознавать значение данных понятий. Для
осуществления поставленных целей
Л.С. Марковой была разработана специальная
методика по коррекции эмоционально-
В основу методики Л.С. Марковой положена идея Н.А. Ветлугиной, по которой дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного музыкального восприятия, развития эмоциональной сферы и творческого воображения. Использовано оригинальное исследование развития и способов комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста ленинградского педагога М.И. Чистяковой, ставящей целью научить ребенка справляться с жизненными трудностями: ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Ознакомившись с работами этих авторов, Л.С. Маркова пришла к выводу, что, соединяя эмоциональное развитие и музыкальное воспитание, можно научить детей познавать различные эмоции, а также управлять ими. [17].
В работах Е.А. Медведевой,
Л.Н. Комиссаровой, И.Ю. Левченко отмечается,
что в настоящее время особое
внимание уделяется музыкотерапии,
которая является самостоятельным
психо-коррекционным
1)психосоматическое (в
процессе которого
2)психотерапевтическое (в
процессе которого с помощью
музыки осуществляется
В соответствии с программой
для специальных ДОУ и групп
для дошкольников с задержкой
психического развития (под редакцией
Т.Г. Неретиной) с целью коррекции
эмоциональных отклонений, страхов,
двигательных и речевых расстройств,
психосоматических заболеваний, отклонений
в поведении музыкотерапия
Г.А. Кузнецова, В.В. Колесникова и другие специалисты предлагают использовать музыкотерапию в работе с дошкольниками с ЗПР, имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Специалисты выделяют три вида музыкотерапии: рецептивную; активную; интегративную.
Занятия средствами рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с ЗПР направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Авторы отмечают, что восприятие ребенком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В небольшом предваряющем рассказе необходимо настроить дошкольника на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания в беседе с ребенком необходимо выяснить, что он «видел», чувствовал, «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников [28].
Активная музыкотерапия
в работе с дошкольниками с
ЗПР используется в разных вариантах:
вокалотерапия, танцетерапия, с целью
коррекции психоэмоциональных состояний
у детей, имеющих невысокую самооценку,
низкую степень самопринятия, сниженный
эмоциональный тонус, проблемы в
развитии коммуникативной сферы. Занятия
по вокалотерапии направлены на формирование
оптимистического настроения: исполнение
жизнеутверждающих песен-
Примером интегративной
музыкотерапии в
Музыкотерапия может использоваться как вспомогательное средство, тонизирующее и расслабляющее музыкальное сопровождение. В настоящее время существуют синтетические виды музыкотерапии.
Итак, исследования показывают, что существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка с задержкой психического развития оказывает музыка. Установлено, что музыка изменяет настроение, снижает напряжение и тревогу. Воздействуя на ребенка с ЗПР, музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность, агрессивность и в целом позитивно влиять на эмоциональное развитие детей данной категории.
Таким образом, анализ теоретических
источников показал, что в жизни
ребенка с задержкой
Незрелость эмоциональной
сферы дошкольников с задержкой
психического развития требует специальной
организации эмоционального воспитания
детей данной категории, которое
включает в себя накопление эмоциональных
образов для младших
Изучение психолого-
Следовательно, коррекционное
значение музыкальной деятельности
состоит в возможности
2. Экспериментальное изучение
особенностей развития
2.1 Выявление уровня развития
эмоциональной сферы
Экспериментальное исследование проводилось на базе государственного дошкольного учреждения МДОУ №200.
В эксперименте участвовали 10 детей 6 – 7 лет с диагнозом задержка психического развития.
В процессе экспериментального исследования использовались экспериментальные методики, предложенные О.Е. Шаповаловой (модифицированные): «Спой выразительно», «Изобрази», «Определение понятий» [30].
Все экспериментальные методики проводились с целью изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития: выявление уровня сформированности средств эмоциональной выразительности и способностей определять свои и чужие эмоциональные состояния.
1. Методика «Спой выразительно».
Целью данной методики явилось выявление уровня сформированности вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности дошкольников с задержкой психического развития.
Испытуемого просят исполнить с выражением его любимую песню.
Результаты выполнения задания по яркости и выразительности исполнения были условно разделены на три уровня:
– уровень выше среднего – исполнение осуществляется ярко, выразительно, сопровождается соответствующими мимикой и жестами,
– средний уровень – исполнение недостаточно выразительно и эмоционально,
– низкий уровень – исполнение равнодушное, скованное, не подкрепленное средствами эмоциональной выразительности.
Результаты данной методики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Уровень развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности дошкольников с задержкой психической развития
Всего
испытуемых
Уровни выполнения задания
выше среднего
средний
низкий
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
10
1
10
6
60
3
30
Анализ выполнения задания
показал, что на уровне выше среднего
справился один ребенок (Никита Р. 6,5
лет) из 10 детей, что составляет 10% от
количества всех испытуемых. Мальчик
достаточно эмоционально и выразительно
исполнил свою любимую песню. Свое исполнение
Никита сопровождал образными
На среднем уровне выполнили задание 6 детей из 10, что составляет 60% от количества всех испытуемых. Эти дети во время исполнения были несколько скованы, главное для них было правильное воспроизведение текста песни. Например, Кирилл С. 6 лет старался исполнить песню от начала до конца, при этом забывал слова и переставлял слова из одного куплета в другой, останавливался и продолжал исполнение без выражения эмоций, стараясь поскорее закончить. Витя Н. 6,5 лет исполнял песню вначале с использованием средств эмоциональной выразительности (мимика, жесты). Однако после первого куплета отвлекся, прервал исполнение. Потом (после стимулирующей помощи взрослого) пытался продолжить, но без интереса и без выражения. Такой характер выполнения задания говорит о незрелости эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, о нестойкости и нестабильности эмоциональных проявлений, а также о наличии у детей данной группы особенностей развития познавательных процессов (памяти, внимания, речи). Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной и познавательной сфер личности каждого ребенка.
На низком уровне задание
выполнили трое ребят из 10, что
составляет 30% от количества всех испытуемых.
Дети не проявили интереса к заданию,
испытывали затруднения в выборе
песни. Не смогли выполнить задание
до конца. Например, Рома В. 6,5 лет вспомнил
песню, но исполнил только один куплет,
при этом интанационно не верно. Кроме
этого нарушение