Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:21, курсовая работа
Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.
1. ЗПР конституционального
происхождения – эмоционально-
2. ЗПР соматического
3. Психогенная форма ЗПР
– эмоционально-волевая сфера
могут развиваться на фоне
разных вариантов
– по типу психической неустойчивости – встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;
– по типу «кумира семьи»
– в условиях гиперопеки, в которой
не развиваются черты
– по невротическому типу – в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.
4. ЗПР церебрально-органического
происхождения – эмоции
– неустойчивый – с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью,
– тормозимый – с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.
В целом у детей с
ЗПР в психическом облике и
поведении О.В. Защиринская отмечает
черты незрелости. Преобладают эмоциональный
мотив поведения, слабость волевого
усилия, непосредственность, поверхностность
переживаний, лабильность настроения,
несамостоятельность и
В работах В.И. Лубовского
отмечается, что у дошкольников с
задержкой психического развития наблюдается
отставание в развитии эмоций, наиболее
выраженными проявлениями которого
являются эмоциональная неустойчивость,
лабильность, легкость смены настроений
и контрастных проявлений эмоций.
Дети легко и часто немотивированно
переходят от смеха к плачу
и наоборот. Отмечается нетолерантность
к фрустрирующим ситуациям. Незначительный
повод может вызвать
Исследования Л.В. Кузнецовой
показывают, что дошкольники с
задержкой психического развития отличаются
от нормально развивающихся
В.Г. Петрова указывает, что в отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности [24].
Н.Ю. Борякова отмечает своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки [4].
По мнению Н.В. Бабкиной, недоразвитие
эмоциональной сферы
В работах Л.С. Марковой указывается, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей – они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление); недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние; серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность. Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи и знать не знают, как отказать другим. Они не понимают, что возможно проявление сочувствия и сопереживаниясвоему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость, т.е. не понимают, что такое «порадоваться за другого» [17].
Л.Н. Блинова отмечает, что
эмоциональное сочувствие, это не
только фактор развития личности, оно
выполняет ряд важных функций
в воспитательных отношениях. Эмоциональные
переживания во многом определяют отношение
ребёнка к воспитательной ситуации.
Положительный настрой является
мощным мотиватором деятельности: с
особым энтузиазмом выполняется
то, что привлекательно, приятно, насыщено
радостью. Задержанность эмоционального
развитияу детей с ЗПР
В своих исследованиях
Н.В. Бабкина указывает, что главное
направление развития эмоциональной
сферы у детей с ЗПР –
это формирование способности управлять
эмоциями. Эмоции становятся более
осмысленными, начинают подчиняться
мышлению, становятся устойчивыми, приобретают
глубину. У ребёнка появляются высшие
чувства – сочувствие, сострадание,
умение понимать чувства других людей,
сопереживать им, Адекватное эмоциональное
реагирование в различных ситуациях
формируется на основе умения различать
эмоциональные состояния по их внешнему
проявлению (мимика, пантомимика, жесты,
позы и т.д.). Автор отмечает, что
ребёнок с задержкой
Е.Н. Васильева, учитывая имеющиеся
в специальной детской
1) нарушение темпа
2) на формирование
3) специально разработанная
система педагогических
Из всех видов деятельности, по мнению автора, наибольшую значимость приобретают те, в которых дети могут добиться реальных успехов, соответственно – пережить положительные эмоции, почувствовать уверенность в своих силах [7].
Л.С. Маркова считает, что
музыка – это самый эмоциональный
из всех видов искусств. Музыка близка
впечатлительной натуре ребенка, и
в этом заключается сила ее воспитательного
воздействия. Под влиянием музыки развивается
художественное восприятие ребенка, богаче
становятся переживания. Наблюдения автора
показали, что нет детей, абсолютно
равнодушных к музыке, следовательно,
музыка поможет любому ребенку разобраться
в своих и чужих переживаниях
путем сравнения некоторых
Таким образом, анализ психолого-педагогической
литературы показал, что задержка психического
развития характеризуется следующими
основными особенностями
Специалисты считают, что
психологическое развитие дошкольников
с ЗПР в значительной мере определяется
внешними условиями, важнейшими из которых
являются специальное обучение и
правильная организация всей жизни.
Присущие детям данной категории
особенности эмоциональной
1.2 Коррекционное значение
музыкальной деятельности в
Развитие эмоциональной
сферы детей с задержкой
По мнению Т.Н. Павлий многие
трудности адаптации к
Анализ специальной литературы (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина, К.С. Лебединская, С.Г. Шевченко и др.) показывает, что в существующей системе подготовки детей с задержкой психического развития к жизни определены условия воспитания и пути развития этой категории детей. Однако практика показывает, что требуется отдельная, дополнительная разработка методов коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР [13].
Специалисты С.А. Игумнов, Е.А.
Панько, Я.Л. Коломинский считают, что
развитию эмоций и чувств способствует
специально организованная деятельность
– музыкальные занятия. На этих занятиях
дети не только учатся определять настроение
и характер музыкальных произведений,
не только испытывают определенные чувства,
связанные с восприятием
Восприятие музыки в формировании
всех сфер личности ребенка высоко
оценивается многими как