Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:21, курсовая работа
Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.
КУРСОВАЯ РАБОТА
"Особенности развития
эмоциональной сферы у
Введение
задержка психический музыкальный коррекционный
Психическая жизнь человека
представляет собой целостный многогранный
процесс отражения окружающего
мира во всем его многообразии. Неотъемлемым
компонентом отражательной
Эмоции – особый класс
психических процессов и
Эмоции помогают человеку
в его становлении. Дети, у которых
эмоции недостаточно развиты, испытывают
проблемы с адаптацией в социуме.
Поэтому возникает
Изучением данной проблемы занимались
Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие.
Исследования специалистов свидетельствуют
о том, что в жизни ребенка
с ЗПР роль эмоций очень велика.
У таких детей влияние
Изучение эмоциональной
сферы дошкольников с ЗПР показало,
что эмоциональное развитие детей
данной категории задержано: они
постоянно испытывают трудности
со средой адаптации, что нарушает их
эмоциональный комфорт и
Проблема специфики
Л.С. Выготский подчеркивал,
что эмоциональная сторона
Незрелость эмоциональной
сферы дошкольников с задержкой
психического развития говорит о
специфической потребности
Современные научные исследования
свидетельствуют о том, что коррекционно-
Музыкальная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Каждый из разнообразных и специфических видов музыкальной деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом.
Исходя из актуальности данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности.
Объектом исследования является
эмоциональная сфера
Предмет исследования – особенности
развития эмоциональной сферы
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
– Проанализировать теоретические
источники по проблеме изучения особенностей
развития эмоциональной сферы
– Экспериментально выявить особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
– Определить коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;
– Разработать рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
– анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме,
– психолого-педагогический эксперимент,
– количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость работы заключается в выявлении особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности и разработке рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во «Введении» отражена актуальность проблемы. Определена тема, цель, объект, предмет, поставлены задачи, указаны избранные методы. Кратко освещено содержание курсовой работы.
В 1-ой главе «Анализ теоретических источников по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности» дан анализ теоретической литературы, определены основные направления в работе.
Во 2-ой главе «Экспериментальное
изучение особенностей развития эмоциональной
сферы дошкольников с задержкой
психического развития в музыкальной
деятельности» описываются
В «Заключении» представлены выводы по теоретической и практической части, подтверждены цель и задачи исследования.
«Список литературы» включает 30 теоретических источников.
В «Приложении» представлены материалы, используемые в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
1. Анализ теоретических
источников по проблеме
1.1 Особенности развития
эмоциональной сферы
Проблемой изучения развития эмоциональной сферы занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и другие. В исследованиях этих специалистов эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющая на любое проявление человеческой активности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности [26].
По мнению И.П. Воропаевой, эмоциональная сфера – явление сложное, многогранное, отражающее полифонию как самой личности ребёнка, так и её взаимодействие с богатством окружающего мира [8].
По определению О.Е. Шаповаловой эмоции – это временное переживание человеком какого-либо чувства, отношения к окружающей действительности. Автор считает, что эмоции сигнализируют о полезном или вредном воздействии на организм, мобилизует энергию, которая иногда ощущается как тенденция к совершению действия [30].
В работах С.Л. Рубинштейн
говорится, что в процессе деятельности,
познания окружающего мира и самого
себя, в процессе общения со взрослыми
и сверстниками ребенок испытывает
разнообразные эмоции и чувства.
Ребенок переживает то, что с ним
происходит и им совершается; он относится
определенным образом к тому, что
его окружает. Переживание этого
отношения человека к окружающему
составляет сферу чувств и эмоций.
Чувство человека – это отношение
его к миру, к тому, что он испытывает
и делает в форме непосредственного
переживания. Эмоции и чувства рассматриваются
автором как формы отражения
действительности, проявляющиеся в
отношении ребенка к
Именно переживания ребенка,
его отношение к среде
По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и других специалистов проблема исследования эмоциональной сферы у аномальных детей является особенно значимой, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка. Умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.
А.В. Запорожец отмечает, что
в старшем дошкольном возрасте у
ребенка, развивающегося полноценно, определенным
образом уже реализуются
Современные специалисты
Д.В. Березина, Е.В. Михайлова, Т.Б. Пискарева,
рассматривая проблему развития эмоциональной
сферы ребенка, также подчеркивают,
что своеобразие в развитии структуры
эмоциональной сферы детей
Исследования Н.Л. Белопольской,
Л.В. Кузнецовой, В.И. Лубовского, В.Б. Никишиной,
У.В. Ульенковой, С.Г. Шевченко и других
показали, что специфика эмоционально-
Так, М.С. Певзнер в своих
клинико-психологических
Л.С. Выготский, изучая особенности
эмоционально-чувственной
В.Б. Никишина отмечает такие
нарушения в эмоционально-
По мнению К.С. Лебединской,
нарушения эмоциональной сферы
у детей с задержкой
О.В. Защиринская, рассматривая
эмоциональные особенности