Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических исследованиях…………………………………………………………………… 7
1.2. Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…… 16
1.3. Учет педагогами особенностей психофизиологической адаптации ребенка к школе…………………………………………………………………38
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей к школе
2.1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 46
2.2.Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 50 Заключение 59
Библиографический список 61

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 89.79 Кб (Скачать)

1. Соответствие  заданий теме.

2. Сюжет.

3. Размеры  рисунка и отдельных деталей.

4. Цветовое  решение.

5. Законченность  рисунка.

Схема оценки детских рисунков на тему “Что мне  нравится в школе"

1. Несоответствие  теме может указывать на:

А). Отсутствие школьной мотивация и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и т.д. Это свидетельствует о мотивационной незрелости.

Б). Детский  негативизм. В этом случае ребенок  упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше  всего умеет и любит рисовать.

В). Неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаше всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

При несоответствии рисунка заданной теме в процессе количественной обработки проставляется 0 баллов.

2. Соответствие  заданной теме говорит о наличии  положительного отношения к школе;  при этом учитывается сюжет  рисунка, т.е. что именно изображено:

А). Учебная  ситуации - учитель с указкой, сидящие  за партами ученики, доска с написанными  заданиями и т.п. Свидетельствуют  о высокой школьной мотивации  и учебной активности ребенка, наличии  у него познавательных учебных мотивов /30 баллов/;

Б). Ситуации неучебного характера - школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние атрибуты /2О баллов/;

В). Игровые  ситуации - качели на школьном дворе, игровая  комната, предметы, стоящие в классе и т.п. Свойственны детям с положительным  отношением к школе, но преобладанием  игровой направленности /1О баллов/

3. Законченность  рисунка определяется по следующим  уровням:

А). Завершенные, хорошо выполненные рисунки /30 баллов/

Б). Завершенные  рисунки без деталей / 2О баллов/;

В). Незавершенные  рисунки с деталями / 1О баллов/;

Г).Схематичные рисунки без .деталей / 0 баллов/

4. Цветовое  решение.

А). Использована яркая цветовая гамма, черный цвет лишь в необходимых случаях /раскрашены волосы, обведен контур предметов/ 30 баллов/;

Б). Преобладает  яркая цветовая гамма, но в изображении  некоторых деталей использована штриховка темными тонами /20 баллов/;

В). В  изображении школы использованы темные тона, но в сюжете присутствуют цветы, солнце, деревья, занавески и  другие декорирующие детали ярких цветов / 10 баллов/;

Г). Схематичное  изображение с использованием только темных тонов / 0 баллов/.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные  вопросы. Среди данных вариантов  ответов подчеркните тот, который  вам, кажется, более подходит Вашему ребенку.

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________

______________________________________________________________________

1. Охотно  ли идет ребенок в школу?

-неохотно; без особой охоты; охотно с  радостью; ответить затрудняюсь.

2. Вполне  ли приспособился к школьному  режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

-пока  нет; не совсем; в основном да; безусловно, да; ответить затрудняюсь.

3. Переживает  ли свои учебные успехи и  неуспехи?

-нет;  скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, нет; не  вполне; в основном да; безусловно, да; ответить затрудняюсь.

4. Часто  ли ребенок делится с Вами  школьными впечатлениями?

-пока  нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.

5. Каков  преобладающий характер этих  впечатлений?

-преобладают  в основном отрицательные эмоциональные  впечатления; впечатления разные, отрицательных больше; в основном положительные.

6. Сколько  времени в среднем тратит ребенок  ежедневно на выполнение домашних  заданий?

-укажите  конкретно ___________________________________________________

7. Нуждается  ли ребенок в вашей помощи  при выполнении домашних заданий?

-помощь  нужна всегда; помогаем довольно  часто; помогаем иногда; в помощи  не нуждается; затрудняюсь ответить.

8. Как  преодолевает трудности в работе?

-перед  трудностями сразу пасует; обращается  за помощью; трудности старается  преодолеть сам, но может отступить;  настойчив в преодолении трудностей; ответить затрудняюсь.

9. Способен  ли сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

-сам  этого сделать не может; иногда  может; может, если побуждать  к этому; как правило, может;  ответить затрудняюсь.

10. Часто  ли ребенок жалуется на товарищей  по классу, обижается на них?

-довольно  часто; бывает, но редко; такого  практически не бывает; ответить  затрудняюсь.

11. Справляется  ли ребенок с учебной нагрузкой  без перенапряжения?

- нет;  скорее нет; скорее да, чем нет;  безусловно, да.

12. Способствует  ли успешной адаптации Вашего  ребенка деятельность классного  наставника?

-нет;  скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, да.

13. Каковы  впечатления Вашего ребенка о  занятиях в школе дополнительного  образования (..........................................................)?

-преобладают  в основном отрицательные впечатления;  впечатления разные; преобладают  в основном положительные впечатления

Методика "Беседы о школе"

/Методика разработана Т.А.Нежновой. Описание приводится по статье "Динамика внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. - Вестник МГУ, сер.14. -Психология, 1988, №1/

Психолог знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему  в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".

1. Что тебе нравится, /не нравится/ в школе больше всего? Что  для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории  про тебя самого, но только это будут  истории не про то .что с тобой уже бывало, или случилось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой."

2. Представь себе, что мама сегодня  вечером вдруг скажет: "Ребенок,  ты ведь у меня еще маленький,  трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так  и сделала /или не послушалась  тебя и поступила по-своему/, договорилась, и тебя отпустили из школы  с завтрашнего дня. Встал утром,  умылся, позавтракал, а в школу  идти не надо, делай, что хочешь... Что - бы ты стал делать, чем  бы стал заниматься в то  время, когда другие ребята  в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять  и встретил мальчика. ему тоже семь лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь?

5. Представь себе, что тебе предложили  учиться так, чтобы не ты  ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый  день учительница и учила бы  тебя одного всему, чему учатся  в школе. Ты согласился бы  учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница  неожиданно уехала в командировку  на целый месяц. Приходит к  вам в класс директор и говорит: 'Мы можем пригласить к вам  другую учительницу на это  время, а можем попросить ваших  мам, чтобы каждая из них  по одному дню побывала у  вас в классе вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы  пришла другая учительница или  чтобы мамы заменяли учителей.

7. Представь, что есть две  школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю). В какой школе ты хотел бы учиться?

8. В школе А от первоклассников строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

9. Представь себе, что в какой-то  день ты очень старательно  работал на всех уроках, и учительница  сказала: “сегодня ты учился  очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить  тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку,  игрушку или отметку в журнал  поставить?" Что бы ты выбрал?

Классификация ответов

/Все ответы разделяются  да две категории - А и Б/

А

Вопрос 1: уроки грамоты, счета - занятия, по содержанию и форме не имеющие  аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".

Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, - описывающие распорядок дня, в которой обязательно включены действия по самообразованию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе - освоение некоторых навыков  чтения, счета, письма.

Вопрос 5: несогласие обучение на дому.

Вопрос 6: выбор учителя.

Вопрос 7: выбор школы А.

Вопрос 8: выбор школы А.

Вопрос 9: выбор отметки.

Б

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности - уроки художественно - физкультурно - трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на отпуск.

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству  без упоминания о каких-либо учебных  действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор родителей.

Вопрос 7: выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка  категория А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер, Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Первый  год обучения в школе является не только одним из самых сложных  этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется  их максимальное участие в жизни  ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у  детей.

В то же время именно в 1-ом классе закладывается  основа отношения ребенка к школе  и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с  первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации  его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности  очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной  и той же позе, сложно не отвлекаться  и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила  поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла  адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым  требованиям.

 

В нашем  исследовании мы достигли поставленной цели и выявили психофизиологические аспекты адаптации ребенка к  школе.

Проанализировав всю психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы решили следующие  задачи:

  • раскрыли понятие "адаптация"
  • изучили особенности адаптации ребенка к школе

 

В результате исследования мы пришли к выводу, что  наша гипотеза подтвердилась: если педагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, то его адаптация к школе пройдет  эффективнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


Информация о работе Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами