Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа
Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.
Введение 3
Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических исследованиях…………………………………………………………………… 7
1.2. Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…… 16
1.3. Учет педагогами особенностей психофизиологической адаптации ребенка к школе…………………………………………………………………38
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей к школе
2.1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 46
2.2.Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 50 Заключение 59
Библиографический список 61
1. Соответствие заданий теме.
2. Сюжет.
3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
4. Цветовое решение.
5. Законченность рисунка.
Схема оценки детских рисунков на тему “Что мне нравится в школе"
1. Несоответствие теме может указывать на:
А). Отсутствие школьной мотивация и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и т.д. Это свидетельствует о мотивационной незрелости.
Б). Детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать.
В). Неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаше всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
При несоответствии рисунка заданной теме в процессе количественной обработки проставляется 0 баллов.
2. Соответствие
заданной теме говорит о
А). Учебная ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов /30 баллов/;
Б). Ситуации неучебного характера - школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние атрибуты /2О баллов/;
В). Игровые
ситуации - качели на школьном дворе, игровая
комната, предметы, стоящие в классе
и т.п. Свойственны детям с
3. Законченность
рисунка определяется по
А). Завершенные, хорошо выполненные рисунки /30 баллов/
Б). Завершенные рисунки без деталей / 2О баллов/;
В). Незавершенные рисунки с деталями / 1О баллов/;
Г).Схематичные рисунки без .деталей / 0 баллов/
4. Цветовое решение.
А). Использована яркая цветовая гамма, черный цвет лишь в необходимых случаях /раскрашены волосы, обведен контур предметов/ 30 баллов/;
Б). Преобладает яркая цветовая гамма, но в изображении некоторых деталей использована штриховка темными тонами /20 баллов/;
В). В изображении школы использованы темные тона, но в сюжете присутствуют цветы, солнце, деревья, занавески и другие декорирующие детали ярких цветов / 10 баллов/;
Г). Схематичное изображение с использованием только темных тонов / 0 баллов/.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который вам, кажется, более подходит Вашему ребенку.
Фамилия,
имя ребенка ______________________________
______________________________
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
-неохотно; без особой охоты; охотно с радостью; ответить затрудняюсь.
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
-пока нет; не совсем; в основном да; безусловно, да; ответить затрудняюсь.
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
-нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, нет; не вполне; в основном да; безусловно, да; ответить затрудняюсь.
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
-пока нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.
5. Каков преобладающий характер этих впечатлений?
-преобладают
в основном отрицательные
6. Сколько
времени в среднем тратит
-укажите
конкретно ____________________
7. Нуждается
ли ребенок в вашей помощи
при выполнении домашних
-помощь
нужна всегда; помогаем довольно
часто; помогаем иногда; в помощи
не нуждается; затрудняюсь
8. Как
преодолевает трудности в
-перед
трудностями сразу пасует; обращается
за помощью; трудности
9. Способен ли сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
-сам
этого сделать не может;
10. Часто
ли ребенок жалуется на
-довольно часто; бывает, но редко; такого практически не бывает; ответить затрудняюсь.
11. Справляется
ли ребенок с учебной
- нет; скорее нет; скорее да, чем нет; безусловно, да.
12. Способствует
ли успешной адаптации Вашего
ребенка деятельность
-нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, да.
13. Каковы
впечатления Вашего ребенка о
занятиях в школе
-преобладают
в основном отрицательные
Методика "Беседы о школе"
/Методика разработана Т.А.
Психолог знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".
1. Что тебе нравится, /не нравится/
в школе больше всего? Что
для тебя самое-самое
Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то .что с тобой уже бывало, или случилось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой."
2. Представь себе, что мама сегодня вечером вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?
3. Представь себе, что мама так
и сделала /или не послушалась
тебя и поступила по-своему/, договорилась,
и тебя отпустили из школы
с завтрашнего дня. Встал
4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. ему тоже семь лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь?
5. Представь себе, что тебе предложили
учиться так, чтобы не ты
ходил в школу, а, наоборот,
к тебе приходила бы каждый
день учительница и учила бы
тебя одного всему, чему
6. Представь себе, что ваша учительница
неожиданно уехала в
7. Представь, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю). В какой школе ты хотел бы учиться?
8. В школе А от первоклассников строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
9. Представь себе, что в какой-то
день ты очень старательно
работал на всех уроках, и учительница
сказала: “сегодня ты учился
очень хорошо, просто замечательно,
я хочу как-то особенно
Классификация ответов
/Все ответы разделяются да две категории - А и Б/
А
Вопрос 1: уроки грамоты, счета - занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".
Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, - описывающие распорядок дня, в которой обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.
Б
Вопрос 1: дошкольные виды деятельности - уроки художественно - физкультурно - трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на отпуск.
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.
Преобладание в ответах
Заключение
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому
необходимо время, чтобы произошла
адаптация к школьному
В нашем исследовании мы достигли поставленной цели и выявили психофизиологические аспекты адаптации ребенка к школе.
Проанализировав всю психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы решили следующие задачи:
В результате исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась: если педагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, то его адаптация к школе пройдет эффективнее.
Список литературы