Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических исследованиях…………………………………………………………………… 7
1.2. Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…… 16
1.3. Учет педагогами особенностей психофизиологической адаптации ребенка к школе…………………………………………………………………38
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей к школе
2.1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 46
2.2.Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 50 Заключение 59
Библиографический список 61

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 89.79 Кб (Скачать)

Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной  самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Таким образом, трудности, которые  могут возникать у ребенка  в период начального обучения, связаны  с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего  порядка. Специфика многопрофильной  гимназии выдвигает дополнительные внешние факторы /необходимость  посещать школу дополнительного  образования/, приводящие к снижению уровня адаптации.

 

Поступление ребенка в школу  означает смену его социальной позиции  и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений  с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых  к нему учителем и родителями. Все  дети проходят период адаптации к  школе, даже те, которые имеют хорошую  предварительную подготовку. Этот период, по мнению разных авторов, продолжается в среднем от 10 - 18 дней до 1 - 3 месяцев  и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением  самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное  самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка  в I классе затруднен, может наблюдаться  деформация его личностного развития

Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей (в данном случае - в учебной) деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его  эмоциональное самочувствие, наличие  или отсутствие внутренней напряженности. Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются школьным требованиям и т.д. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Иногда на первом году обучения полноценной адаптации к школе так и не происходит, но это не всегда сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, а может идти и на фоне хорошей успеваемости. Наиболее легкая форма проявления школьного неблагополучия - тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в правильности собственного поведения. В более тяжелых случаях возможно возникновение школьного невроза, психогенной школьной дезадаптации. В нашем исследовании процесс адаптации ребенка в I классе рассматривался в зависимости от типа взаимодействия педагога с учащимися. Мы опирались на типологию педагогического взаимодействия, предложенную и разработанную авторским коллективом под руководством В.А.Петровского. В процессе общественного воспитания и обучения авторы выделяют учебно-дисциплинарную (УД) и личностно-ориентированную (ЛО) модели педагогического общения. Данные понятия в значительной степени соотносятся с понятиями авторитарного и демократического стилей общения, но в большей мере отражают полноту психологической реальности, особенности и специфику обучения детей - шестилеток, для которых сам учебный процесс заключается в их взаимодействии с учителем .

Социально-психологическая адаптация  представляет собой процесс активного  приспособления, в отличии от физиологической  адаптации, которая происходит как  бы автоматически.Действительно,когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то в начале ни чего не видим, но вскоре начинаем различать людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.

  Отношение со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иначе. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенка к классу, к своему месту в школе, к  учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

  Первоначальный этап пребывания ребенка в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

 Дети далеко не с одинаковой  успешностью "вживаются" в  новые условия жизнедеятельности. В исследованиях Г.М.Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень  адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации  ребенка к школе?

Как видим, в числе наиболее благоприятных  факторов - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных  ситуаций, благоприятный статус в  группе сверстников и др.

Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют  о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире (Е.Е. Данилова). Желание взрослых развить умственные способности детей, их творческую активность за счет раннего начала обучения, интенсивности учебных программ и нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями младших школьников.

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка  к условиям школьной среды, указывают  исследования, проведенные в области  психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.К. Бальсевич, М.Р. Битянова, М.М. Врублевская, Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Л.В. Корель, Л.И. Лубышева, Н.Ю. Синягина, Н.А. Фомин и др.). У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих детей попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного и физического развития. К основным факторам, влияющим на негативное состояние психического здоровья ребенка, относятся его неспособность справиться с учебной нагрузкой; авторитарный стиль общения педагогов и как следствие этого неприятие ребенка детским коллективом.

Успешная  адаптация детей начальной  школы к условиям школьной среды  помогает сформировать систему их отношений  со сверстниками и взрослыми, базовые  учебные установки, которые в  существенной мере определят в средней  школе успешность обучения, эффективность  стиля общения с учениками  и взрослыми людьми, возможность  личностной самореализации.

Современная школа находится в  поиске моделей учебно-воспитательного  процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы любой урок независимо от учебного предмета был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию ребенка, повышению познавательной активности, но и сохранению его физического и психического здоровья.

Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая  для детей младшего школьного  возраста, так как представляет собой  сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с  изменением социального статуса  младшего школьника.

В педагогике школы физическая культура рассматривается как одно из средств  решения проблемы  адаптации младших  школьников. Значение роли физического  воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Л.Д. Глазырина, Ю.В. Гравит, Н.А. Козырева, Т.А. Лопатик, А.П. Матвеев, В.И. Столяров). Физкультурно-спортивная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических и других сторон личности, в том числе, как показали результаты нашего исследования, и на социальное развитие учеников начальной школы. В процессе физкультурно-спортивной деятельности школьник вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых объективное богатство человеческой культуры превращается в субъективное богатство индивида. Адаптация к условиям физкультурно -спортивной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к правилам в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые в учебной деятельности. Исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между успехами учащихся на уроках физкультуры и социальным статусом младшего школьника. Физкультурно-спортивная деятельность, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде. Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры и спорта в процессе  адаптации и личностного развития детей младшего школьного возраста с целью преодоления сложной кризисной ситуации, связанной с переходом детей в среднюю школу. Воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития школьников; между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. Большинство учителей физической культуры считают проблему социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы актуальной. Анализ программ по физической культуре и методических пособий указывает на то, что существует достаточно объемный методический материал по организации и проведению урока, но психолого -педагогические аспекты руководства социальным развитием детей в процессе физического воспитания не конкретизируются. Молодые преподаватели в процессе решения воспитательных задач не выходят за рамки собственного педагогического опыта, в результате чего вопросы комплексного развития личности превращаются в труднорешаемые дилеммы.

Авторы примерных программ предоставляют  учителям физической культуры право  самостоятельного построения учебного материала, в котором они могут  изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, имеют  возможность свободного выбора путей  и организационных форм, методов  и средств обучения, проявления творческой инициативы. Декларируется право  дифференцированного подхода к  учащимся, позволяющего избежать перегрузки, повысить мотивацию к занятиям физической культурой, способствующего более  полной реализации возможностей каждого  из них. Анализируя общеобразовательные  программы и учебники последнего десятилетия по физической культуре, можно отметить однозначную тенденцию  к расширению и конкретизации  задач, направленных на укрепление здоровья школьников, формирование их социальной активности, повышение валеологической грамотности, использование учителем творческого подхода в учебно-воспитательном процессе. Однако авторы не выделяют в физическом воспитании содержательных элементов, имеющих отношение к адаптационной роли физического воспитания, а рассматривают только проблемы совершенствования средств, методов и форм физического воспитания, эффективность которых крайне низка из-за отсутствия комплексной программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Проведенный анализ особенностей содержания и методики осуществления физического воспитания детей в начальной школе показал, что традиционные формы обучения и современные методические подходы к процессу физкультурного образования не позволяют в полной мере осуществлять процесс социализации личности на уроках физической культуры. Необходимо рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно ориентированного учебно-воспитательного процессов.

Технология педагогической поддержки  адаптации детей младшего школьного  возраста в процессе занятий физической культурой включает личностно ориентированную  концептуальную основу и процессуальную характеристику, предусматривающую  опосредованную ориентацию педагогического  коллектива школы на социальное развитие детей, определяющуюся индивидуально-личностным подходом в обучении и воспитании. В основе педагогической технологии лежит концептуальное положение  современной гуманистической педагогики о тесной взаимосвязи социально - психологического, интеллектуального и физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Т.А. Лопатик, А.С. Макаренко, И.Н. Решетень, Н.Ю. Синягина и др.). При этом все виды воспитания должны осуществляться в единстве (комплексе), так как личность школьника представляет собой целостность и многомерность. Единство воспитательных воздействий должно осуществляться в процесс как учебной, так и внеучебной деятельности. Исследователи выделяют основные компоненты, которые имеют непосредственное отношение к социализации личности школьника, формированию его культуры в процессе физического воспитания: физкультурно - спортивная деятельность социальная адаптация физическая культура школьников.

Информация о работе Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами