Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа
Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.
Введение 3
Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических исследованиях…………………………………………………………………… 7
1.2. Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…… 16
1.3. Учет педагогами особенностей психофизиологической адаптации ребенка к школе…………………………………………………………………38
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей к школе
2.1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 46
2.2.Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 50 Заключение 59
Библиографический список 61
Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.
Таким образом, трудности, которые могут возникать у ребенка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка. Специфика многопрофильной гимназии выдвигает дополнительные внешние факторы /необходимость посещать школу дополнительного образования/, приводящие к снижению уровня адаптации.
Поступление ребенка в школу
означает смену его социальной позиции
и влечет за собой ломку старых
стереотипов поведения и
Свидетельством адаптации
Социально-психологическая
Отношение со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иначе. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенка к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Первоначальный этап пребывания ребенка в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.
Дети далеко не с одинаковой
успешностью "вживаются" в
новые условия
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребенка к школе?
Как видим, в числе наиболее благоприятных факторов - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др.
Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире (Е.Е. Данилова). Желание взрослых развить умственные способности детей, их творческую активность за счет раннего начала обучения, интенсивности учебных программ и нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями младших школьников.
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.К. Бальсевич, М.Р. Битянова, М.М. Врублевская, Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Л.В. Корель, Л.И. Лубышева, Н.Ю. Синягина, Н.А. Фомин и др.). У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих детей попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного и физического развития. К основным факторам, влияющим на негативное состояние психического здоровья ребенка, относятся его неспособность справиться с учебной нагрузкой; авторитарный стиль общения педагогов и как следствие этого неприятие ребенка детским коллективом.
Успешная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.
Современная школа находится в
поиске моделей учебно-
Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.
В педагогике школы физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы адаптации младших школьников. Значение роли физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Л.Д. Глазырина, Ю.В. Гравит, Н.А. Козырева, Т.А. Лопатик, А.П. Матвеев, В.И. Столяров). Физкультурно-спортивная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических и других сторон личности, в том числе, как показали результаты нашего исследования, и на социальное развитие учеников начальной школы. В процессе физкультурно-спортивной деятельности школьник вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых объективное богатство человеческой культуры превращается в субъективное богатство индивида. Адаптация к условиям физкультурно -спортивной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к правилам в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые в учебной деятельности. Исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между успехами учащихся на уроках физкультуры и социальным статусом младшего школьника. Физкультурно-спортивная деятельность, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде. Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры и спорта в процессе адаптации и личностного развития детей младшего школьного возраста с целью преодоления сложной кризисной ситуации, связанной с переходом детей в среднюю школу. Воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития школьников; между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. Большинство учителей физической культуры считают проблему социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы актуальной. Анализ программ по физической культуре и методических пособий указывает на то, что существует достаточно объемный методический материал по организации и проведению урока, но психолого -педагогические аспекты руководства социальным развитием детей в процессе физического воспитания не конкретизируются. Молодые преподаватели в процессе решения воспитательных задач не выходят за рамки собственного педагогического опыта, в результате чего вопросы комплексного развития личности превращаются в труднорешаемые дилеммы.
Авторы примерных программ предоставляют учителям физической культуры право самостоятельного построения учебного материала, в котором они могут изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, имеют возможность свободного выбора путей и организационных форм, методов и средств обучения, проявления творческой инициативы. Декларируется право дифференцированного подхода к учащимся, позволяющего избежать перегрузки, повысить мотивацию к занятиям физической культурой, способствующего более полной реализации возможностей каждого из них. Анализируя общеобразовательные программы и учебники последнего десятилетия по физической культуре, можно отметить однозначную тенденцию к расширению и конкретизации задач, направленных на укрепление здоровья школьников, формирование их социальной активности, повышение валеологической грамотности, использование учителем творческого подхода в учебно-воспитательном процессе. Однако авторы не выделяют в физическом воспитании содержательных элементов, имеющих отношение к адаптационной роли физического воспитания, а рассматривают только проблемы совершенствования средств, методов и форм физического воспитания, эффективность которых крайне низка из-за отсутствия комплексной программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Проведенный анализ особенностей содержания и методики осуществления физического воспитания детей в начальной школе показал, что традиционные формы обучения и современные методические подходы к процессу физкультурного образования не позволяют в полной мере осуществлять процесс социализации личности на уроках физической культуры. Необходимо рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно ориентированного учебно-воспитательного процессов.
Технология педагогической поддержки
адаптации детей младшего школьного
возраста в процессе занятий физической
культурой включает личностно ориентированную
концептуальную основу и процессуальную
характеристику, предусматривающую
опосредованную ориентацию педагогического
коллектива школы на социальное развитие
детей, определяющуюся индивидуально-личностным
подходом в обучении и воспитании.
В основе педагогической технологии
лежит концептуальное положение
современной гуманистической