Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических исследованиях…………………………………………………………………… 7
1.2. Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…… 16
1.3. Учет педагогами особенностей психофизиологической адаптации ребенка к школе…………………………………………………………………38
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей к школе
2.1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 46
2.2.Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 50 Заключение 59
Библиографический список 61

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 89.79 Кб (Скачать)

Личностные особенности педагога младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям  и даже черты характера оказывают  положительное или отрицательное  воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются  особенно тесно. Результаты опроса учителей физической культуры показали, что  уроки в начальных классах  должны вести учителя, прошедшие специальную подготовку, имеющие необходимую личностную предрасположенность. Уточнены профессионально значимые характеристики личности учителя физической культуры, реализующего личностно ориентированный подход к учебно- воспитательному процессу в начальной школе: включенность в развивающее педагогическое пространство; направленность на успех ребенка; способность организовывать полисубъектные отношения; конгруэнтность личностного и профессионального в педагогической деятельности; личностная позиция педагога в профессиональной деятельности. В совершенствовании процесса социальной, психической и биологической адаптации детей ведущую роль играет целесообразно организованная и содержательно наполненная двигательная активность, реализуемая в физкультурно-спортивную деятельность, в ходе которой осуществляются формирование и развитие всех компонентов личности. В основу технологии адаптации младших школьников в процессе физического воспитания и как результата этого процесса - продуктивного развития личности учащегося в начальной школе - легла психолого-педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, учеников и педагогического коллектива начальной школы, позволяющая обосновать концепцию личностно ориентированного образования младшего школьника, в том числе в условиях физкультурно-спортивной деятельности. Адаптация при таком подходе предполагает, что младший школьник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в школе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся пространстве школьной среды. Цели адаптивной школы состоят: в создании благоприятных условий для самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям; создание модели саморазвивающейся социально - педагогической системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования. Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие "социальная адаптация" (Н.П. Капустин).

Реализация технологии педагогической поддержки процесса адаптации младших школьников в системе физического воспитания предусматривает дифференцированность программного материала: характера и объема нагрузки, средств педагогического воздействия и контроля в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности детей класса.

К основным показателям, определяющим уровень личностного развития ребенка  в условиях  адаптации, мы отнесли: социально-позиционный статус ученика  в классе; характер мотивации и ее положительную направленность; адекватность самооценки; уровень физического развития и физической подготовленности; наличие продуктивных коммуникативно-целесообразных взаимодействий в формальной и неформальной сферах, соответствие уровня развития основных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания) возрастным особенностям школьника, психологической совместимости с учителями, и в частности с учителем физической культуры.

 

 

 

 

 

1.3Учет  педагогами особенностей психофизиологической  адаптации ребенка к школе

 

 

Первый год обучения в школе  является не только одним из самых  сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным  сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются  все их недоработки. В-третьих, при  наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками  школьных стрессов у детей.

В то же время именно в 1-ом классе закладывается  основа отношения ребенка к школе  и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед  ребенком целый ряд задач, требующих  мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны  учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить  за мыслью учителя, сложно делать все  время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли  и эмоции, которые появляются в  изобилии. Кроме того, ребята не сразу  усваивают новые правила поведения  со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Независимо от того, когда ребенок  пошел в школу, он проходит через  особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что  имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Такие изменения происходят в психике  ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации  к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка - это вопрос о психологической  готовности к школе. О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно  хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих  в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта  проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При  столкновении с такими трудностями  нужно помочь ребенку принять "позицию  школьника": чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с  первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

В период 6-7 лет происходят серьезные  изменения в эмоциональной сфере  ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные  отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или  досаду, но это не влияло так кардинально  на становление его личности в  целом. В период же кризиса 7 (6) лет  интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Эта особенность психики детей  учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Таким образом, педагогам и родителям  следует запастись терпением. Чем  меньше негативных эмоций они будут  проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем  больше вероятность, что все эти  проблемы останутся в данном возрастном периоде.

Говоря о социально-психологической  адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации  к детскому коллективу.

Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких  ребят не было достаточного опыта  взаимодействия со сверстниками, то они  ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они  привыкли дома. Поэтому для них  часто становится стрессом изменение  ситуации, когда они осознают, что  учитель одинаково относится  ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим  вниманием, а одноклассники не торопятся  принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Не стоит удивляться, если через  какое-то время родители детей, не имевших  разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто  не слушает, учитель не любит и  т. п. Необходимо научится адекватно  реагировать на такие жалобы. Прежде всего, покажите ребенку, что Вы его  понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины  и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем  в подобном случае. Затем можно  перейти к обсуждению того, как  можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести  друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его  попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка - это то, что есть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в положительную сторону невозможно. Однако есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, - факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важные из них - рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Одним из главных условий, без которых  невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным возможностям первоклассников.

Как известно, в настоящее время  гигиенистами разработаны основные принципы организации режимов учебного и продленного дня для шестилетних первоклассников. Так, суммарная величина учебной нагрузки не должна превышать четырех 35-минутных занятий в день, организованная двигательная активность должна составлять не менее 60 % от общего времени пребывания детей в школе и включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. В течение дня предусматриваются трехразовое, сбалансированное питание, двухчасовой дневной сон, во второй половине дня - полуторачасовая прогулка.

В то же время другая сторона этого  вопроса, а именно соответствие действующих  программ, методов обучения, структуры  урока возрастным возможностям детей, к сожалению, до настоящего времени  остается нерешенной.

Многим уже становится ясно, что  главное не только то, что ребенок  может, но и какова «цена» его работы. И если «цена» действующего обучения - здоровье наших детей, надо бить тревогу, а не закрывать глаза на имеющиеся недостатки.

В настоящее время отработано и  гигиенически обосновано несколько  вариантов режима дня для первоклассников-шестилеток. Одним из вариантов такого режима является проведение трех 30-минутных уроков с двумя 20-минутными перерывами, а также четырех 35-минутных уроков со спортивным часом (между 2 и 3 или 3 и 4 уроками). В этих случаях в процессе адаптации к школе установлена более благоприятная динамика работоспособности и функциональных показателей.

Есть экспериментальный вариант  тренирующего «ступенчатого» режима учебных занятий, разработанный и апробированный специалистами НИИ гигиены детей и подростков. Этот режим отличается постепенным нарастанием учебной нагрузки: 3 урока по 30 минут в сентябре - октябре (в наиболее трудном периоде адаптации), 4 урока по 30 минут уже в ноябре - декабре и 4 урока по 35 минут во втором учебном полугодии. Такой режим учебных занятий еще не распространен в школе, но право свободного выбора, которое сейчас получает школа, вероятно, откроет возможности использования и такого режима.

Мы уже говорили, что процесс  адаптации к школе продолжается в течение всего первого года обучения, но первые 6-9 недель «острой» адаптации закладывают основу, определяют успешность и эффективность дальнейшего процесса обучения, динамики всех показателей на протяжении года, а также ту « цену», которую будет «платить» организм каждый день. Трудности адаптации к школе не кончаются на 9-ой неделе обучения, и поэтому важно, чтобы каждый день нагрузка в школе соответствовала возможностям ребенка.

Для этого необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные особенности состояния организма школьника и его изменения на протяжении каждого урока, учебного дня, недели и учебного года, строя учебный процесс так, чтобы можно было варьировать величину и интенсивность нагрузки, чтобы можно было дать наиболее сложный материал в период оптимума, а требующий меньших усилий -тогда, когда меньше сил.

Информация о работе Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами