Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических исследованиях…………………………………………………………………… 7
1.2. Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…… 16
1.3. Учет педагогами особенностей психофизиологической адаптации ребенка к школе…………………………………………………………………38
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей к школе
2.1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 46
2.2.Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 50 Заключение 59
Библиографический список 61

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 89.79 Кб (Скачать)

 

Особенности психофизиологической адаптации современных  детей к школе, и их учет педагогами.

                                                                                                            Содержание

Введение    3

Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка  к школе, как психолого-педагогическая проблема

1.1. Проблема психофизиологической  адаптации в психологических  исследованиях…………………………………………………………………… 7

1.2. Особенности психофизиологической  адаптации ребенка к школе……  16

1.3. Учет педагогами особенностей  психофизиологической адаптации  ребенка к школе…………………………………………………………………38

Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей  к школе 

2.1. Методы изучения особенностей  психофизиологической адаптации  детей к школе   46

2.2.Диагностики изучения особенностей  психофизиологической адаптации  детей к школе  50 Заключение   59

Библиографический список  61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

 

 

Введение

 

Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно 

актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение  целей и содержания обучения и  воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе  в современных условиях рассматривается  как  готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны  адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место  в первом классе.

 Феномен адаптации связывается  с овладением человеком новым  видом деятельности, социальной  ролью, изменением социального  окружения. Успешная адаптация  позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью.

  Адаптация в первом классе - особый и сложный период адаптации в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Период адаптации ребенка к  школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности  ребенка, характер взаимоотношений  с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности  образовательной программы) и степень  подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Поступление ребенка в школу  означает смену его социальной позиции  и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений  с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых  к нему учителем и родителями. Все  дети проходят период адаптации к  школе, даже те, которые имеют хорошую  предварительную подготовку. Этот период, по мнению разных авторов, продолжается в среднем, как мы отметили выше, от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и  снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное  самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка  в I классе затруднен, может наблюдаться  деформация его личностного развития.

Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей (в данном случае - в учебной) деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его  эмоциональное самочувствие, наличие  или отсутствие внутренней напряженности. Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются школьным требованиям и т.д. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Иногда на первом году обучения полноценной адаптации к школе так и не происходит, но это не всегда сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, а может идти и на фоне хорошей успеваемости. Наиболее легкая форма проявления школьного неблагополучия - тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в правильности собственного поведения. В более тяжелых случаях возможно возникновение школьного невроза, психогенной школьной дезадаптации.

Традиционная система образования  не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень  развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и  социальном отношении, достичь определенного  уровня умственного и  эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует  определенный запас знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность  родителей и учителей, все большее  внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному  обучению и адаптации к школе. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего успешного обучения школьника, формирования сферы его интересов, общения. Самооценки и физического развития.

Целью курсового исследования является выявление психофизиологических аспектов адаптации ребенка к школе.

Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:

  • выявить психофизиологические аспекты адаптации ребенка к школе.
  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  • раскрыть понятие "адаптация".
  • изучить особенности адаптации ребенка к школе.

Объектом курсового исследования является процесс взаимодействия педагогов и ребенка в ДОУ.

Предметом курсового исследования- процесс адаптации ребенка к школе.

Гипотеза исследования: если педагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, то его адаптация к школе пройдет эффективнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка  к школе, как психолого-педагогическая проблема

 

 

1.1. Проблема психофизиологической  адаптации в психологических  исследованиях

 

Возникновение   понятия   "адаптация" (от лат. adapto-приспособляю,adaptane-приспособление,adaptacio-приспособляемость,  приспосабливаемость) относится ко второй половине  XVIIIв., когда немецкий физиолог Ауберт (1865 г.) использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действие адекватных раздражителей. В дальнейшем проблемой адаптации получили развитие в рамках эволюционной теории и общей биологии (Ж.Ламарк, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, Ч.Дарвин) .

  В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие "адаптация" дается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

  С.А.Козлова рассматривает адаптацию как приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.

  В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

  В психологическом словаре адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

  Адаптация--процесс приспособления организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования (функционирования); в основе адаптации человека лежит выработанная в процессе его- эволюционного развития совокупность морфофизиологических изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды-гомеостаза.

 В педагогическом энциклопедическом  словаре понятие "адаптация"  дается как приспособление организма  к условиям существования. Целью  адаптации является устранение  или ослабление разрушающего  действия факторов окружающей (биологической, физической, химической, социальной) среды.

  В психологии предложены различные определения адаптации, которые требуют специального рассмотрения. Следует также выработать такое определение адаптации личности, которое, выраженное в собственно психологических понятиях, стало бы основой для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и его результата - адаптированности личности к определённым социальным ситуациям или устойчивым структурам.

Небихевиористское определение адаптации. В зарубежной психологии значительное распространение поучило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей [23, Eysenck H.J., Arnold W., Meili R. (EDS.),vol.1,P.25]. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Такое состояние адаптации можно  описать только в общих теоретических  понятиях, поскольку на практике достижима  только относительная гармония между  средой и индивидом. Адаптация как  процесс, согласно Р. Хэнки, принимает  форму изменения среды и изменений  в организме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих  данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики  и использования собственно психических  механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Это обстоятельство является основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности.

Интеракционистское определение адаптации. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами [32. Philips L., p.294]

Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (посещение школы, овладение школьными предметами, установление дружеских отношений со сверстниками,, ухаживание, брак). Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.  Личность, которая осуществляет преимущественно эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует эти ситуации для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний [32,Philips L., P.71].

Следует отметить еще одну важную особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этого направления психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т. Шибутани пишет: «Итак, каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений» [22.Шибутани Т.,  C.78].

Такой подход, во-первых, выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нм проводится различие между адаптацией и приспособлением, тогда как бихевиористы для всех случаев используют термин «приспособление», что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Это объединяет концептуальный аппарат социальной психологии личности и теории социально-психической адаптации. Во-вторых, подход интеракционистов, как он представлен в книге Т. Шибутани, ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается также очень полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.  

Информация о работе Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами