Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа
Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.
Введение 3
Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических исследованиях…………………………………………………………………… 7
1.2. Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…… 16
1.3. Учет педагогами особенностей психофизиологической адаптации ребенка к школе…………………………………………………………………38
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей к школе
2.1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 46
2.2.Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 50 Заключение 59
Библиографический список 61
Что же должен учитывать педагог, чтобы правильно, рационально, в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс?
Прежде всего - закономерности динамики работоспособности и утомления.
Результаты исследования показывают,
что если педагогическая коррекция
учащихся подготовительных классов, испытывающих
трудности в овладении
Важную роль в адаптации ребенка
к школе имеет преемственность
методов работы и педагогического
общения воспитателя детского сада
и педагогов школы, работающих с
детьми шестилетнего возраста. Дело в
том, что одна из частых причин трудностей
адаптации шестилетних к школе
состоит в резкой смене стиля
общения педагога с детьми. Даже
при положительном отношении
к детям учитель часто
Совершенствование работы с шестилетками предполагает пересмотр учителями форм воздействия на ребят, чтобы они не контрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.
Социально-психологические
Сейчас, когда у учителей имеется
потребность в знаниях
Таким образом, для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:
1.формирование
2.для достижения
3.руководство деятельностью
4.в педагогической работе в
первом классе необходимо
5.необходимо соблюдение
6.использовать большие
7.формировать способности к
ролевому и личностному
8.при формировании
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей к школе
2.1. Методы изучения адаптации детей к школе
Для изучения процесса адаптации детей к школе используются следующие методы:
- метод наблюдения. Этот метод наиболее распространенный
и доступный в педагогике и психологии. В ходе реализации данного
метода проводится наблюдение за поведением
ребенка в новых для него условиях школы,
наблюдение является структурированным,
т.е. отмечаются определенные параметры
поведения ребенка в условиях адаптации
к школе. Оценка данных параметров заносится
в протокол или адаптационный лист. Кроме
того, в ходе наблюдения можно отметить
моменты, которые вызывают наибольший
эмоциональный дискомфорт. Для повышения
эффективности наблюдения оно должно
быть длительным,систематическим,
Наблюдение рекомендуется
- анализ документов. В ходе анализа документов изучается медицинская карта ребенка (прибавка в весе, частота заболеваемости и т.д.), а так же изучается адаптационный лист ребенка. Кроме того, рекомендуется проводить анализ, выполнения детьми учебных заданий; просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках и т.п., а так же учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.
- опрос. Проводится опрос педагогов и родителей с целью изучения особенностей протекания процесса адаптации ребенка, с точки зрения людей, которые взаимодействуют с ребенком.
Изучение уровня тревожности ребенка
в ситуации адаптации школе может
изучаться как в процессе наблюдения,
так и в процессе специальной
диагностики с применением
Используется для изучения уровня тревожности и ситуаций, которые могут вызывать тревогу у детей, легко моделируемые в возможные ситуации в школе.
Стимульный материал - 14 рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух
вариантах: для девочки (на рисунке
изображена девочка) и для мальчика
(на рисунке изображен мальчик). Лицо
ребенка на рисунке не прорисовано,
дан лишь контур головы. Каждый рисунок
снабжен двумя рисунками
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. После предъявления рисунка дается инструкция следующего содержания:
"Как ты думаешь, какое лицо
будет у ребенка: веселое или
печальное?" Так как данный
тест используется для
Воизбежании персеверативных выборов у ребенка в инструкции
чередуется название лица.
Анализ данных.
Предлагаемые рисунки
Так рис. “Игра с младшими детьми”,
“Игра со старшими детьми” и
“Ребенок с родителями” имеют положитель
Двусмысленные рисунки несут основную "проективную нагрузку": то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения с окружением.
Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и
качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоциональных негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков:
ИТ = Число эмоционально негативных выборов . 100% 14
в зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от О до 20 %).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка
2.2. Методики изучения особенностей психофизиологической адаптаптации детей к школе
Для исследования психофизиологической адаптации к школе среди учащихся 1-х классов используются различные методики.
ДЛЯ изучения эмоционального отношения к школе можно использовать рисуночный тест "Я, семья и школа» " [21].
Рисуночный тест используется для выявления особенностей
внутрисемейных отношений и
эмоциональные отношения
Соответственно заданию дети объединяют на рисунке членов семьи и сюжет из жизни школе.
При анализе рисунков отмечаются следующие элементы:
- расположение на рисунке фигур и других предметов;
- особенности нарисованных фигур.
Опрос родителей
Опрос родителей позволяет оценить мнение родителей о своем ребенке, об успешности его адаптации. Во время опроса отмечаются следующие моменты:
• насколько успешна адаптация их ребенка к школе.
На основании полученных результатов изучения протекания процесса адаптации ребенка к школе делается вывод об успешности данного процесса, а качественный анализ позволит скорректировать организацию взаимодействия педагога и ребенка.
Опрос педагогов
Опрос педагогов направлен на изучение особенностей детей. В
ходе этого опроса отмечаются следующие моменты:
Пиктографический тест “Школа”. / А .И .Баркан, 1983,1987; Ю.А. Полуянов, 1988/
Рисунок ребенка должен рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств /Л.Н.Бачерников, 1979/. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать / Г.Т.Хоментаускас, 1985.1986/.
При анализе рисунков оцениваются следующие показатели: