Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических исследованиях…………………………………………………………………… 7
1.2. Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…… 16
1.3. Учет педагогами особенностей психофизиологической адаптации ребенка к школе…………………………………………………………………38
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей к школе
2.1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 46
2.2.Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе 50 Заключение 59
Библиографический список 61

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 89.79 Кб (Скачать)

Что же должен учитывать педагог, чтобы правильно, рационально, в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс?

Прежде всего - закономерности динамики работоспособности и утомления.

Результаты исследования показывают, что если педагогическая коррекция  учащихся подготовительных классов, испытывающих трудности в овладении программой, проводится преимущественно в игровой  деятельности, ее развивающий эффект значительно больше, чем при проведении дополнительных занятий только по грамматике и письму.

Важную роль в адаптации ребенка  к школе имеет преемственность  методов работы и педагогического  общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с  детьми шестилетнего возраста. Дело в  том, что одна из частых причин трудностей адаптации шестилетних к школе  состоит в резкой смене стиля  общения педагога с детьми. Даже при положительном отношении  к детям учитель часто применяет  более жесткие, авторитарные формы  педагогического воздействия, чем  те, к которым привыкли дошкольники. Эти формы педагогического воздействия  часто воспринимаются ребенком как  выражение личной неприязни, что  ведет к пассивности, подавляет  инициативу, самостоятельность, рождает  неуверенность в себе (особенно у  робких, застенчивых детей).

Совершенствование работы с шестилетками предполагает пересмотр учителями  форм воздействия на ребят, чтобы  они не контрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.

    1. Совещания, семинары, конференции, педсоветы по обмену опытом работы воспитателей детских садов и педагогов школ, работающих с первоклассниками.
    2. Посещение педагогами школы детского сада, наблюдение за организацией и руководством различных видов деятельности детей (игровой, учебной, трудовой, художественной, бытовой) и соответственно посещение воспитателями школы с последующим анализом, обсуждением, обменом опытом.

Социально-психологические характеристики на каждого ребенка и группу в  целом, составленные воспитателем старшей  группы и переданные им учителям начальных  классов, -  еще один важный путь углубления этой преемственности.

    1. Установление связи детского сада и школы может идти и по линии развития контактов воспитанников детского сада с учащимися школ. Здесь шефство над детским садом, совместное проведение воспитательных мероприятий (например, «книжкины именины», цирк, праздник «проводы зимы» и др.); посещение дошкольниками торжественной церемонии встречи первоклассников, просмотр кинофильмов о школе, встречи с учащимися, бывшими воспитанниками детского сада, организация и проведение совместных трудовых дел, кружков («Умелые руки» и др.).

Сейчас, когда у учителей имеется  потребность в знаниях психологии личности и деятельности шестилетних  детей, думается, что работники школы  найдут и другие пути обеспечения  преемственности и совместной работы школы и детского сада с детьми данного возраста.

Таким образом, для успешной организации  работы с детьми старшего дошкольного  возраста по подготовке их к школе  необходимо учитывать следующие  рекомендации:

1.формирование психологической  готовности к школе предполагает  сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

2.для достижения эффективности  в обучении шестилеток необходимо  формирование положительного, эмоционального  отношения к знаниям;

3.руководство деятельностью детей  шестилетнего возраста следует  осуществлять, широко используя  (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;

4.в педагогической работе в  первом классе необходимо соблюдение  преемственности не только в  методах работы, но и в стилях  педагогического общения;

5.необходимо соблюдение преемственности  дошкольных и школьных методов  работы и при формировании  коллектива детей первых классов  и организации их межличностного  общения;

6.использовать большие воспитательные  возможности совместной деятельности;

7.формировать способности к  ролевому и личностному общению  как важному условию в подготовке  смены ведущей деятельности;

8.при формировании психологической  готовности к школе необходимо  учитывать индивидуально-психологические  особенности, которые проявляются  в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношение к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации детей  к школе

 

 

2.1. Методы изучения адаптации  детей к школе

 

Для изучения процесса адаптации детей  к  школе используются следующие  методы:

- метод наблюдения. Этот метод наиболее распространенный и доступный в педагогике и психологии. В ходе реализации данного метода проводится наблюдение за поведением ребенка в новых для него условиях школы, наблюдение является структурированным, т.е. отмечаются определенные параметры поведения ребенка в условиях адаптации к школе. Оценка данных параметров заносится в протокол или адаптационный лист. Кроме того, в ходе наблюдения можно отметить моменты, которые вызывают наибольший эмоциональный дискомфорт. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным,систематическим,разносторонним.

Наблюдение рекомендуется проводить  на двух-четырех уроках,и,соответственно,двух переменах между ними. Путем наблюдения выбираются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные и замкнутые, малоподвижные; дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определенного типа эмоций; социально-смелые, легко вступающие в контакт и робкие, застенчивые.

 

- анализ документов. В ходе анализа документов изучается медицинская карта ребенка (прибавка в весе, частота заболеваемости и т.д.), а так же изучается адаптационный лист ребенка. Кроме того, рекомендуется проводить анализ, выполнения детьми учебных заданий; просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках и т.п., а так же учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.

- опрос. Проводится опрос педагогов и родителей с целью изучения особенностей протекания процесса адаптации ребенка, с точки зрения людей, которые взаимодействуют с ребенком.

Изучение уровня тревожности ребенка  в ситуации адаптации школе может  изучаться как в процессе наблюдения, так и в процессе специальной  диагностики с применением стандартизированных  методик, например, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки) [26].

Используется для изучения уровня тревожности и ситуаций, которые  могут вызывать тревогу у детей, легко моделируемые в возможные  ситуации в школе.

Стимульный материал - 14 рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке  изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок  снабжен двумя рисунками детской  головы по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном  из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. После предъявления рисунка дается инструкция следующего содержания:

"Как ты думаешь, какое лицо  будет у ребенка: веселое или  печальное?" Так как данный  тест используется для изучения  тревожности, связанной с ситуацией  школы, то при предъявлении  рисунков "игра с младшими детьми", "объект агрессии", "игра  со старшими детьми", "выговор", "агрессивность", "изоляция" изначально ребенку дается установка на то, что сюжет рисунка связан со школой (“дети играют в классе”, “учитель ругает” и т.д.)

Воизбежании персеверативных выборов у ребенка в инструкции

чередуется название лица.

Анализ данных.

Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей  эмоциональной окраске.

Так рис. “Игра с младшими детьми”,  “Игра со старшими детьми” и  “Ребенок с родителями” имеют положительную эмоциональную окраску; рис.  “Объект агрессии”,  “Выговор”,  “Агрессивное нападение” и  “Изоляция” имеют отрицательную эмоциональную окраску ; рис.  “Ребенок и мать с младенцем” , “Игнорирование” имеют двойной смысл.

 

Двусмысленные рисунки несут основную "проективную нагрузку": то, какой  эмоциональный смысл придает  им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения с окружением.

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и

качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола  вычисляется индекс тревожности  ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоциональных негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков:

ИТ = Число эмоционально негативных выборов . 100% 14

в зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от О до 20 %).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется  отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным  значением обладают рис. “Одевание”, “Еда в одиночестве”. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный  эмоциональный выбор, вероятнее  всего, будут обладать наивысшим  ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях “Ребенок и мать с младенцем”, “Игнорирование” с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

2.2. Методики изучения  особенностей  психофизиологической  адаптаптации детей к школе

 

Для исследования  психофизиологической адаптации к  школе  среди учащихся 1-х классов  используются различные  методики.

ДЛЯ изучения эмоционального отношения  к школе можно использовать рисуночный тест "Я, семья и школа» " [21].

Рисуночный  тест  используется  для  выявления  особенностей

внутрисемейных отношений и  эмоциональные отношения ребенка  к школе, сверстникам, воспитателям и совместной деятельности в коллективе одноклассников.

Соответственно заданию дети объединяют на рисунке членов семьи и сюжет  из жизни школе.

При анализе рисунков отмечаются следующие элементы:

    • структура рисунка;
  • расположение на рисунке фигур и других предметов;
  • особенности нарисованных фигур.

 

Опрос родителей 

Опрос родителей позволяет оценить  мнение родителей о своем ребенке, об успешности его адаптации. Во время  опроса отмечаются следующие моменты:

  • степень эмоциональной близости между ребенком и родителями;
  • особенности использования методов поощрения и наказания, их качественные характеристики (моральное, физическое, материальное);
  • отношение к возможностям ребенка, как интеллектуальным, так и к физическим, и психическим;
  • степень свободы, предоставляемой ребенку родителями;

•  насколько успешна адаптация их ребенка к школе.

На основании полученных результатов изучения протекания процесса адаптации ребенка к школе делается вывод об успешности данного процесса, а качественный анализ позволит скорректировать организацию взаимодействия педагога и ребенка.

Опрос педагогов 

Опрос педагогов направлен на изучение особенностей детей. В 

ходе этого опроса отмечаются следующие  моменты:

    • эмоциональное состояние испытуемых;
    • отношение к коллективу;
    • включенность в деятельность коллектива;
    • насколько успешен процесс адаптации, с точки зрения педагога, как непосредственного участника данного процесса, имеющего прямое влияние на данный процесс.

 

 

 

 

Пиктографический тест “Школа”. / А .И .Баркан, 1983,1987; Ю.А. Полуянов, 1988/

Рисунок ребенка должен рассматриваться  как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных  средств /Л.Н.Бачерников, 1979/. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать / Г.Т.Хоментаускас, 1985.1986/.

При анализе  рисунков оцениваются следующие  показатели:

Информация о работе Особенности психофизиологической адаптации современных детей к школе, и их учет педагогами