Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:
- учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;
- гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

Содержание

Введение
Процесс воспитания и особенности его протекания в средней профессиональной школе.
Структура воспитательного процесса.
Движущие силы и закономерности воспитательного процесса в педагогическом колледже.
Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

утренник.docx

— 88.72 Кб (Скачать)

После Октябрьской  революции 1917 г. в связи с реорганизацией средней школы, упразднением гимназий и созданием единой политехнической  школы психология совсем исчезла из школьных программ. Преподавание психологии не входило в цели новой советской школы.

2.3. Преподавание  психологии во второй половине XX века

Проблема самопонимания стала главным основанием для преподавания психологии в старшей школе в США в 1950-х гг. В 1960-х гг. в старших классах возросло количество консультантов и соответственно увеличилось количество уроков психологии. Учителя, получившие подготовку по педагогической и консультационной психологии, довольно уверенно давали уроки приспособления к жизни. Поэтому в 60-х гг. распространенность таких курсов значительно возросла. Важно обратить внимание на то, что психология в те годы преподавалась под разными названиями, такими как «Личностное приспособление», «Детское развитие», «Человеческие отношения». Психология рассматривалась как часть блока социальных наук и очень редко как естественнонаучная дисциплина. Большинство преподавателей психологии получили образование в области педагогики или социальных наук. В процессе преподавания гораздо чаще использовались статьи из популярных журналов, чем из научных. Главной целью таких курсов было «помочь учащимся понять себя и свои личные проблемы; развить понимание социальных проблем и повысить способность жить в гармонии с другими; (и последнее) обеспечить обучение элементарным принципам психологии». 1960-е гг. могут быть названы эпохой психологии, популярность курсов психологии постоянно возрастала (см. Benjamin, 2001, р. 956).

В 70-е гг. представители  преподавательских кругов выступили  с другими важными инициативами. Американская психологическая ассоциация (АПА) вновь стала уделять большое  внимание обеспечению старшей школы  учебными материалами и заботе о  квалификации учителей психологии.

Следует отметить, что АПА  как сообщество психологов несколько  раз в течение XX в. обращалась к анализу проблем преподавания психологии в школе и способствовала прогрессу в этой области.

В 1992 г. произошло значительное событие в истории преподавания психологии как научной дисциплины в американских школах. Психология была включена в число предметов, по которым для школьников проводились  университетские курсы (Advanced Placement). Эта программа, осуществляемая Советом колледжей, предусматривала разработку отдельных вузовских курсов (на уровне колледжа) для преподавания в старшей школе. В рамках этой программы проводились национальные экзамены, которые позволяли учащимся старших классов пройти отдельные курсы колледжа еще во время обучения в школе. Такие курсы как форма обучения и приема экзаменов были введены в систему американского образования в 1954 г. и к 1970 г. включали целый ряд предметов. Ввести в число этих предметов психологию было очень трудно. Это было связано с тем, что она рассматривалась официальными органами как курсы приспособления к жизни и была не похожа на научно-ориентированные курсы, типичные для колледжей и университетов. Курсы такого типа и экзамены по психологии вскоре стали очень популярными среди старшеклассников.

Психология как учебный  предмет в средних школах России была вновь введена в 1947 г. Этому предшествовало широкое обсуждение проблемы в научной и педагогической среде, анализ опыта преподавания психологии в дореволюционной школе. В научно-педагогических журналах был опубликован ряд статей, которые обосновывали необходимость введения курсов логики и психологии в школе (Рыбников, 1940; Рамуль, 1941; Корнилов, 1943; Доброва, 1944; Соколов, Фортунатов, 1947).

Согласно постановлению  ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» (1946), преподавание этих предметов вводилось во всех средних школах Советского Союза. В соответствии с этим постановлением в 1947/48 и 1948/49 учебных годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах Москвы, Ленинграда и многих других крупных городов Советского Союза.

Первый год преподавание психологии велось в 10-х классах, а  на весь курс отводилось всего 33 учебных  часа. Практика показала, что этого  количества часов явно недостаточно для действительного усвоения знаний по психологии. С 1948/ 49 учебного года преподавание психологии было переведено в 9-е классы, а количество часов увеличено  до 66.

В 1949/50 учебном году преподавание психологии было введено  во всех городских средних школах, а в 1950/51 учебном году — и во всех сельских средних школах (О  преподавании..., 1949).

Введение психологии в учебные планы всех средних  школ Советского Союза потребовало  быстрой подготовки необходимых  педагогических кадров. Вначале подготовка шла путем привлечения на краткосрочные  курсы более опытных учителей, в основном литературы, истории и  биологии. На этих курсах преподавались  психология, философия, методика преподавания психологии, физиология нервной системы  и органов чувств. Такая подготовка считалась недостаточной. Поэтому  в течение всего года в Ленинграде и Москве проводились семинары для  учителей психологии, на которых подробно разбиралась каждая тема курса, а  также давались консультации по разнообразным  вопросам содержания и методики преподавания курса. При институтах усовершенствования учителей для преподавателей психологии были созданы курсы повышения  квалификации. В дальнейшем при некоторых факультетах педагогических вузов были созданы отделения психологии и логики. Студент, оканчивавший вуз, например, по специальности «русский язык», получал также дополнительную квалификацию учителя психологии и логики (Самарин, 1950, с. 175).

Учебник, подготовленный профессором Б. М. Тепловым, был написан  в соответствии с программой и  рекомендован для обучения психологии в школе. Он ясно и доступно излагал  основные разделы психологии и переиздавался  несколько раз.

Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался  учащимися и оказывал положительное  влияние на формирование личности школьников.

В 1958 г. Верховный  Совет СССР издает закон о развитии образования. Период обязательного  образования был расширен с 7 до 8 лет. Еще один год обучения — 9-й  класс — был добавлен к старшим  классам. Школам было дано распоряжение установить тесные связи с промышленными  предприятиями и готовить выпускников  к практической деятельности. Школьные учебные планы были пересмотрены для того, чтобы соответствовать  требованиям современной науки  и технологии. Психология как обязательный предмет была вновь исключена  из учебных планов школ.

Эти изменения в  системе школьного образования  просуществовали менее 10 лет. В 1966 г. школы вернулись к системе  десятилетнего образования, «тесные  связи» с промышленностью были потеряны. Стало ясно, что ни школы, ни промышленность не готовы к предлагаемому союзу.

После исключения психологии как обязательного предмета некоторые школы использовали для  преподавания психологии факультативные часы. Например, с 1965/66 учебного года Министерство просвещения Эстонии рекомендовало  использовать в 10-11-х классах по одному факультативному часу для преподавания психологии и педагогики. Эти занятия  посещали в различные годы от 53 до 72% старшеклассников. В течение нескольких лет психология и педагогика стояли на первых местах среди предметов, изучаемых  факультативно (Кала и Раудик, 1986). В 80-е гг. в 20 школах Эстонии в качестве эксперимента в учебный план были включены такие предметы, как психология, введение в семейное воспитание и этика. Курсы были взаимосвязаны по годам обучения следующим образом: курс психологии в 9-м классе готовил учащихся к изучению основ семейного воспитания в 10-м и этики — в 11-м классе. Этот цикл в совокупности назывался «граждановедение».

Начиная с 60-х гг. во многих странах появляются новые  тенденции в преподавании психологии.

Во-первых, появляются спецкурсы, которые чаще всего носят название «Социальные и личностные умения».

Во-вторых, разрабатываются психологические развивающие программы, объединенные общей идеей личностного роста (Попова, 2000, с. 34).

Параллельно с разнообразными развивающими программами в обучении сохраняются и традиционные уроки  психологии, предназначенные для  старшеклассников.

В целом следует  отметить, что развивающий аспект преподавания психологии с 60-х гг. XX в. становится все более актуальным при разработке учебных программ по психологии для средней школы.

В 70-х гг. разработкой  программ по психологии для школ начинают заниматься многие исследователи. К  концу 80-х гг. имелось уже около 200 разнообразных программ по преподаванию психологии в школе (Попова, 2000, с. 34).

Примером программы, ориентированной на личностное и  социальное развитие школьников, является, например, Пасторальная программа. Она активно разрабатывается группой оксфордских исследователей в конце 70-х гг. в духе идей гуманистической психологии. Эта программа считается перспективной, поскольку ее методологическим основанием является «стремление усилить гуманистическую, общечеловеческую направленность школьного воспитания...» (Попова, 2000, с. 35). Пасторальная программа рассчитана на 5 лет обучения в средней и старшей школе и предполагает также работу с учителями. Она направлена на внедрение психологических знаний в процесс обучения в общеобразовательной школе, содержит систему конкретных психологических знаний (т. е. содержание предмета), основные методы, средства и формы, а также концептуальные идеи. Пасторальная программа не является программой обучения в традиционном смысле, предполагающей наличие определенного понятийного содержания и строгого следования процедуре вопросов — ответов на уроках. Одной из центральных идей программы является представление авторов о том, что мышление и сознание «формируются и переформировываются под влиянием опыта», что позволяет им рассматривать «учение» как процесс творения знаний через опыт (Минаев, Попова, 1999; Попова, 2000, с. 37). Другим примером практически ориентированной программы, разрабатывавшейся в 70-80-х гг., является авторская программа обучения психологии Кэрол Оллред. Она разрабатывалась в течение 20 лет и к концу 80-х гг. завоевала признание более чем в 1000 школ США и Канады. Программа предназначалась для детей от 5-6 до 11-12 лет, обучающихся в средней школе. Учебный курс включает «основы психологических знаний о себе и окружающих, развивает навыки психической и физической саморегуляции ребенка, формирует у него психологически грамотные представления о путях преодоления трудностей межличностного общения в семье, со сверстниками и взрослыми, знакомит ребенка с богатством внутренних состояний и переживаний человека, открывает ему доступ к рациональному использованию своих эмоциональных и интеллектуальных возможностей и образует своего рода уникальный учебник психического здоровья для детей» (цит. по: Попова, 2000, с. 45).

В России активное включение психологии как факультативного  предмета в учебные планы школ вновь началось в конце 80-х гг. Связано это было, прежде всего, с  тем, что школы получили большую  свободу в определении перечня  изучаемых предметов и имели  возможность гибкого учебного планирования. С другой стороны, психология становилась  в те годы все более популярной в обществе областью знания, и потому учащиеся проявляли к ней большой  интерес и охотно выбирали ее для  изучения. Преподавание психологии имело  положительное влияние на воспитание и развитие старшеклассников (Герасимова, 1987).

Таким образом, в  истории преподавания психологии в  средних учебных заведениях было несколько периодов, когда психология включалась в учебный план в качестве обязательного предмета. Дефицит  соответствующего учебно-методического  обеспечения и преподавательских  кадров, а также и изменение  целей среднего образования были причинами прекращения ее преподавания.

 


Информация о работе Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе