Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:
- учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;
- гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

Содержание

Введение
Процесс воспитания и особенности его протекания в средней профессиональной школе.
Структура воспитательного процесса.
Движущие силы и закономерности воспитательного процесса в педагогическом колледже.
Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

утренник.docx

— 88.72 Кб (Скачать)

Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе.

 

Введение 

  1. Процесс воспитания и особенности  его протекания в средней профессиональной школе.
  2. Структура воспитательного процесса.
  3. Движущие силы и закономерности воспитательного процесса в педагогическом колледже.
  4. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

Заключение 
 
Литература 
 
                                                    Введение 
 
С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:

- учебно-познавательная и технически-творческая  деятельность, в процессе которой  решаются задачи умственного  и технического развития;

- гражданско-общественная и патриотическая  деятельность, связанная с гражданским  и патриотическим воспитанием;

- общественно полезный, производительный  труд, формирующий стремление к  созидательной деятельности и  цементирующий развитие всех  других сторон развития личности;

- морально-познавательная и нравственно-практическая  деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);

- художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;

- физкультурно-оздоровительная, и  спортивно-массовая работа, обеспечивающая  физическое развитие.

Если тот или иной школьник не принимает участия во всех этих видах  деятельности, например в спорте, техническом  творчестве или общественно полезном труде, он и не будет развиваться  в этих направлениях. Необходимость взаимосвязанной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически не развивает его. Вот почему правильно говорится: можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить ее пить. И человека, как отмечал Л.В. Занков, нельзя силой заставить впитывать знания, овладевать культурой.Идея об определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и необходимости стимулирования этой активности в процессе воспитания стала общепризнанной. П.П. Блонский писал: «Бесчисленное количество фактов из области воспитания убеждает нас в том, что самое действенное воспитание и плодотворное воспитание - такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности и действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри... Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития».[1;57] Несколько по-иному эту же мысль высказывал известный психолог С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что все в развитии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних условий. Внешнее формирует личность, только проходя через ее внутреннюю сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней. Подобные идеи мы находим также у философов. «...Человека, - писал Г.С. Батищев, - нельзя «сделать», «произвести», «вылепить», как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизмы этой его собственной - совместно с другими людьми - деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сущности, коллективная) деятельность (труд). Можно сказать, что воспитание - это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками. Н.А. Добролюбов отмечал, что доверие учащихся к учителю представляет собой одно из лучших средств воспитания: «...Это идеальное юношеское верование облегчает действие учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу...»[2;59] Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, в определенной мере обладают отрицательным внушающим воздействием. П.П. Блонский считал, что в этих случаях гораздо эффективнее другой подход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки в учебе, а совместно с учеником бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нужны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей.

Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда  утверждал, что каким бы плохим в  нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с  оптимистической гипотезой, проектировать  в нем всегда хорошее, помогать развиваться  его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия  для преодоления его недостатков. «...Воспитание... человека, - подчеркивал  Антон Семенович, - прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива». Выдающийся педагог  подчеркивал: «Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом».На необходимость опираться в воспитании на положительные свойства и качества личности указывал В.А. Сухомлинский: «Главное - умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы «живинка» получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах... Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема».[3;61]Принцип воспитания через положительное, писал известный теоретик воспитания Н.И. Болдырев, требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Детям и подросткам, которым очень часто напоминают об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

 

  1.  Процесс воспитания и особенности  его протекания в средней профессиональной школе.

«Воспитание» — основная категория педагогики, между тем  досих пор существует множество определений этого понятия. Объясняется это тем, что воспитание многозначно по своему содержанию. Перечислим некоторые из этих значений. Воспитание — это творчески целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации усвоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развития их индивидуальности, самоактуализации личности. Воспитание — передача старшими поколениями и усвоение новыми способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений; целенаправленный процесс формирования у личности социально значимых качеств. Воспитание — целенаправленное влияние на формирование качеств личности, на становление ее взглядов, чувств, интересов, привычек, мотивов, убеждений. Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление. Воспитание рассматривается с двух позиций: как общественное явление и как педагогическое явление. Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, СМИ, церковью, семьей, разными типам образовательных учреждений. В данном определении воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание как педагогическое явление трактуется в широком и узком значениях. В широком педагогическом смысле воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающий взаимодействие воспитателей и воспитанников. С точки зрения целенаправленного воздействия старших поколений на младшие воспитание представляет собой взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших как сочетание двух типов отношений. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования является одним из двух ее компонентов. В узком педагогическом смысле воспитание — это целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств, отношений человека. В более конкретном значении воспитание — это и решение конкретных воспитательных задач (например, какого-то нравственного или эстетического качества), а также составные части целостного воспитательного процесса в виде умственного, нравственного, трудового и т.д. воспитания. Существует общая классификация воспитания. В качестве составной части воспитательного процесса воспитание разделяется:

— на умственное;

— нравственное;

— трудовое;

— физическое;

— эстетическое.

Исходя из современной  цели образования и воспитания как его составляющей содержание воспитания может быть структурировано по направлениям развития личности. Таких направлений три: социально-нравственное, обще-интеллектуальное, общекультурное. Социально-нравственное направление заключается в усвоении воспитанниками основных понятий о социальных нормах отношений, об общечеловеческих ценностях, усвоении основных обобщенных закономерностей жизни развития общества и человека в нем, сформированности гражданско-патриотического сознания. Общеинтеллектуальное направление представляет собой усвоение воспитанником основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задачи, к  другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности, усвоение основных элементов общенаучных методов познания. Общекультурное направление включает в себя усвоение воспи-танниками разнообразных понятий. К их числу относятся основные общеэстетические понятия, связанные с художественно-образным способом познания, экологические понятия, отражающие непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствиями. Это понятия, позволяющие человеку управлять собой, своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием. Студент колледжа, так же как и ребенок дошкольного возраста, учащийся школы, в процессе воспитания включаются в разнообразную деятельность, направленную на формирование:

— гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

— представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами, приобщения к системе культурных ценностей;

— трудолюбия, готовности к  осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

— экологической культуры;

— эстетического отношения к окружающему миру; умения видеть и понимать прекрасное; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для воспитанника видах творческой деятельности;

— организационной культуры; активной жизненной позиции;

лидерских качеств; организационных  умений и навыков; опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; коммуникативных умений и навыков; навыков самоорганизации; проектирования собственной деятельности;

— физической культуры, навыков  здорового образа жизни.

Одним из приоритетных направлений здесь является нравственное воспитание, которое предполагает формирование у будущих специалистов нравственной культуры. Нравственная культура позволяет будущему специалисту расставить приоритеты общечеловеческих нравственных ценностей;

гармонизовать взаимоотношения с окружающим социумом, природой и самим собой; сформировать готовность к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности. Нравственная культура личности складывается из усвоения ею морали, нравственных норм, нравственных принципов поведения. Базисом нравственной культуры является нравственное сознание личности. Воспитательная деятельность колледжа по формированию нравственной культуры студентов многообразна, но в ней можно особо выделить такие направления, как воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения, воспитание экологической культуры. Выделяют и несколько проблем воспитания нравственной культуры студенчества. Первая связана с тем, что в настоящее время в студенческой среде происходит смена нравственных ориентиров. От коллективистских установок произошел переход к позиции персонификации. Вторая определена тем, что нравственные ориентиры студентов представляют собой сложную противоречивую систему, где сосуществуют совершенно различные, иногда даже взаимоисключающие друг друга нравственные представления о добре и зле, смысле жизни. В качестве отличительной черты выступает полицентризм ценностей, который делает жизнь современного студенчества исключительно напряженной. Третья определяется разнонаправленностью векторов в нравственном сознании и поведении студентов, что свидетельствует об одновременном существовании в массовом студенческом сознании различных систем нравственной регуляции. Личность выбирает нравственные ориентиры применительно к ситуации, не испытывая при этом никаких моральных запретов ни со стороны окружающих, ни со стороны собственной совести. Четвертая обусловлена формированием нового типа морали — «морали рыночного человека». Пятая связана с распространением в студенческой среде «индивидуализма прагматического типа» — ярко выраженного рацио-нализма. При выборе нравственного решения личность руководствуется не только моральными постулатами, но и конкретной рациональной выгодой, эмпирическим рассудком. Шестая проблема связана с углублением дифференциации студенчества по ценностным ориентациям. Сложность нравственного воспитания определяется и не одновременностью нравственного созревания молодых людей. Развитие и созревание молодежи проходит неравномерно, поэтому выделяются разные типы юношей и девушек. Есть молодые люди, у которых юность характеризуется серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, довольно острыми кон-фликтами с окружающими и самим собой, сопровождается разнообразными кризисами. У другой категории молодых людей — все легко и плавно. Они быстро адаптируются ко взрослой жизни, в меру активны, но романтика юности не для них, да и механизмы приспособления блокируют формирование самостоятельности. Третий тип юношей рано определяет жизненные цели; у них довольно высокий уровень самодисциплины и самоконтроля; они активно формируют собственную личность, но для данного типа характерны быстрые скачкообразные изменения, слабая интро-спекция и эмоциональная жизнь. С социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры будущего специалиста должно прежде всего включать в себя вовлечение студентов в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение. Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов, массовую патриотическую работу, организуемую государственными структурами, общественными движениями и организациями, средствами массовой информации, научными организациями. Их деятельность направлена на освещение проблем нравственного воспитания, развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Задачи патриотического  воспитания:

а) формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину;

б) воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Реализация задач патриотического  воспитания строится на формировании у подрастающего поколения чувства патриотизма, выраженного в осознании человеком своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине. Это чувство связано с активной социальной деятельностью, действиями и поступками человека, совершаемыми во благо Отчизны. Чувство патриотизма развивается в социальной и духовно-нрав-ственной сферах жизни как общества, так и отдельной личности.

2.Структура воспитательного процесса

Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.

Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.

Содержание  воспитание отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса  социальных ролей в различных  сферах социальных отношений. Оно ориентировано  на развитие личности предполагает формирование тех качеств в человеке, которые  составляют основу его взаимоотношений  с людьми, обществом, государством и  миром в целом.

Операционно - деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств реализуемых педагогом и, по сути, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания учащихся на основе поставленных целей.

Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т.д. Воспитательный процесс  в этой связи рассматривают как  развивающееся взаимодействие субъектов  и объектов воспитания. Отсюда процессуальными  компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой  протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы  взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности и воздействия, которые полностью присущи и  воспитательному процессу.

Информация о работе Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе