Особенности организации контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении методов, приёмов и форм контроля в контексте учебных занятий по праву.
Объектом исследования является контроль на учебных занятиях, а его предметом – методы, формы и приёмы контроля на занятиях по праву.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации контроля на учебных занятиях 5
1.1. Понятие, цели функции контроля 5
1.2. Формы и виды контроля 12
1.3. Принципы организации контроля 17
1.4. Средства осуществления контроля 25
1.5. Тестовый контроль и индивидуализация обучения 29
Глава 2. Практическая организация контроля по правовым дисциплинам 33
2.1. Разработка различных форм контроля для поурочно-тематического планирования 33
2.2. Анализ предложенных форм и методов контроля 43
Заключение 46
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Особенности организации контроля по правовым дисциплинам.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

      Тестовый  контроль предполагает краткость ответа и его формализацию. Основные преимущества тестирования: объективность, оперативность, действенность, возможность тренинга, индивидуального подхода, многократность проверки, технологичность.

      Существует  два типа вопросов при тестировании: элективные (с выбором ответа) и инветивные (со свободным ответом по определенному алгоритму). Более эффективно использовать второй тип вопросов, так как элективные задания диагностируют только репродуктивную деятельность и практически не пригодны для проверки предметов гуманитарного цикла, они способствуют механическому заучиванию учебного материала.

      Авторы  большинства тестов выбирают элективную форму заданий, т.к. проверку такой  формы оперативно можно провести без применения программных средств, что значительно снижает эффективность разработок.

      Тестирование  – одно из наиболее дискуссионных диагностик. Ведущие психологи А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова свидетельствуют о том, что справедливая оценка отрицательных сторон тестов, данная в 1936 г., получила неправомерно распространенное толкование, и вместо того, чтобы стимулировать научное изучение психического развития ребенка, привела к отказу от разработки научно обоснованных методов диагностического исследования. Тестирование на основе компьютерных технологий официально признано основным средством диагностики качества знаний.

      Современный уровень развития вычислительной техники  и внедрение компьютеров в учебный процесс делают возможным автоматизацию тестового контроля.

      По  нашему мнению, грамотно составленный тест дает информацию не только количественную, располагая участников тестирования по единой линейной шкале, но и качественную. Тесты позволяют оперативно диагностировать уровень обученности, определяя сильные и слабые стороны учащегося, выявляет пробелы в знаниях, помогая тем самым учителю сориентироваться в направлениях своей педагогической деятельности. Это расширяет возможности учителя в управлении учебным процессом. Систематическое6 использование тестов в преподавании дает возможность наблюдать личную траекторию продвижения каждого учащегося в усвоении данного предмета, то есть позволяет организовать мониторинг качества обучения. [21]

 

Глава 2. Практическая организация контроля по правовым дисциплинам

2.1. Разработка различных форм контроля для поурочно-тематического планирования

      Для практического применения теории, нами было взято поурочно-тематическое планирование по граждановедению для 7 класса, для  которого мы разработали необходимые  формы контроля для каждого урока, а также подобрали подходящие методы.

      Таблица 1

Дата Раздел, тема Вид

Урока

Требования  к уровню подготовки обучающихся (результат) Форма и метод контроля
    Тема 1. Человек среди людей     часа4      
1   Отношения между людьми Изуч. нов материала Знать особенности   межличност-ных отно-шений, их виды,уметь привести примеры личных и официальных отношений Текущий контроль

Опрос

2   Ты и твои товарищи. Малая группа Комбинированный Знать признаки и типы  малой группы,причины объединения в группы; уметь составить схему по тексту; уметь работать с текстом учебника Текущий контроль

Работа  у доски, опрос

3   Зачем люди общаются. Комбинированный Знать что такое  общение , каковы его цели, каковы средства общения

Уметь характеризовать  особенности  общения со сверстниками и младшими

Текущий контроль

Опрос, работа в индивидуальных карточках

4   Межличностный конфликт. Комбинированный Знать понятие  межличностный конфликт, его причины, стадии конфликта и пути выхода из него; уметь привести примеры, работать с текстом учебника Промежуточный контроль

Тест, опрос

    Тема 2. Человек и закон   12 часов      
5   Что значит жить по правилам Изуч нов  материала Знать типы социальных норм: обычаи, обряд, привычка, ритуал, правила этикета, роль правил в жизни  человека. Уметь работать в группе; уметь привести примеры, работать с текстом учебника Текущий контроль

Опрос, вопросы к параграфу

6   Права и обязанности  граждан Комбинированный Знать что такое  право, Конституция, Права человека, классификацию прав человека.

Уметь работать с текстом учебника, источником, уметь составить таблицу по тексту , приводить примеры

Текущий контроль

Вопросы к параграфу, работа у доски

7   Кто и как  обеспечивает твои права Комбинированный Знать какие  органы защищают права детей: уметь  работать с тестом учебника, источником, уметь переводить информацию из текстовой формы в таблицу понимать взаимосвязь прав и обязанностей Текущий контроль

Опрос, работа с карточками в парах

8   Почему важно соблюдать закон Комбинированный Знать понятия  «порядок, Конституция, справодчивость,правовой нигилизм»; уметь работать с текстом учебника Текущий контроль

Ответ у  доски, работа с индивидуальными  карточками (таблицы)

9   Защита Отечества Комбинированный Знать структуру  Вооруженных Сил, понятие «конституционная обя-занность» Текущий контроль

Опрос

10   Военная служба Комбинированный Знать особенности военной службы,общие и должностные обязанности военнослужащих, понятия долг и обязанность. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы Текущий контроль

Ответ у  доски

11   Что такое дисциплина Комбинированный Знать понятие  и виды дисциплин,  особен-ности специальной дисциплины.Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы Промежуточный контроль

Тест

12   Внешняя и внутренняя дисциплина Комбинированный Знать понятие  внутренняя и внешняя дисциплина;

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

Текущий контроль

Ответ у  доски, диктант

13   Виновен - отвечай Комбинированный Знать понятие  противозаконное поведение, его  признаки, виды правонарушений, их от-личия,виды наказаний для несовершенних;

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

Текущий контроль

Ответ у  доски, ответ на вопросы после  параграфа

14   Кто стоит на страже закона Комбинированный Знать какие  органы называют правоохранительными, их назначение.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь работать с таблицей

Текущий контроль

Графическая работа (составление схемы)

15   Милиция Комбинированный Знать полномочия полиции, их назначение, подразделения  полиции.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь работать с таблицей

Текущий контроль

Индивидуальные  карточки (работа с нормативно-правовыми  документами)

16   Контрольная работа по теме: Человек и закон Повт-обобщающий Знать основные положения темы, уметь применить  знания при работе с текстами Контрольная работа

Тест

    Тема 2. Человек и экономика   15 часов      
17   Что такое экономика Изуч нов  материала Знать понятия  экономика, производительность труда,натуральное  и товарное хозяйство, основные сферы  экономики.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь работать с таблицей

Текущий контроль

Ответ на вопросы после параграфа

18   Основные участники  экономики Комбинированный Знать понятия  экономика, натуральное и товарное хозяйство, потребительские мотивы

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь работать с таблицей

Текущий контроль

Работа  с индивидуальными заданиями

19   Золотые руки работника Комбинированный Знать понятия  мастер, квалификация, из чего складывается мастерство работника.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы

Текущий контроль

Диктант

20   Труд и зарплата. Количество и качество труда Комбинированный Знать понятия  труд, зарплата, чем определяется размер зарплаты, количество и качество труда.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Текущий контроль

Индивидуальные  карточки

21   Что и как  производить. Комбинированный Знать понятия  постоянные и переменные затраты  произ-ва, разделение труда.

Уметь уметь привести примеры ,осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Текущий контроль

Работа  в группах с карточками (решение  задач)

22   Прибыль. Комбинированный Знать понятия  прибыль, выручка.

Уметь решать экономические задачи, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Текущий контроль

Опрос у  доски

23   Что такое  бизнес. Виды бизнеса Комбинированный Знать понятия  бизнес, его виды.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Текущий контроль

Работа  с текстом – составление словаря

24   Формы бизнеса Комбинированный Знать формы  бизнеса.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Текущий контроль

Диктант

25   Обмен, торговля. Комбинированный Знать понятия  рынок, товар, стоимость, бартер, торговля и её формы.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Промежуточный контроль

Тест

26   Реклама- двигатель  торговли Комбинированный Знать что такое  реклама, формы.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы ,критически оценивать рекламу, работать в группе

Текущий контроль

Ответы  на вопросы после параграфа

27   Как деньги стали деньгами. Комбинированный Знать что такое  деньги и историю их появления.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Текущий контроль

Опрос

28   Деньги и  их функции Комбинированный Знать функции  денег . Уметь привести примеры, осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту Текущий контроль

Работа  с карточками (решение задач)

29   Экономика семьи. Комбинированный Знать ресурсы  семьи, их виды, источники дохо-да семьи, условия труда несовершеннолетних .

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить таблицу  по тексту

Текущий контроль

Тестирование

30   Семейный бюджет Комбинированный Знать понятие  бюджет, обязательные и произвольные расходы семьи.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Текущий контроль

Опрос у  доски

31   Контрольная работ по теме: Человек и экономика» Комбинированный Знать основные положения темы, уметь применить  знания при работе с текстами Текущий контроль

Диктант

    Тема 4.  Человек и природа  2 часа      
32   Воздействие человека на природу Изуч нов  материала Знать понятие  экология, причины загрязнений  окужающей среды .

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Текущий контроль

Сообщения, доклады

33   Закон на страже природы Комбинированный Знать правила  экологической морали.

Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту

Текущий контроль

Опросы

34   Итоговое повторение Повторит-обобщающий Знать основные положения темы, уметь применить знания при работе с текстами Контрольная работа

Тест

    Резерв       
 

      Именно  такие виды и приёмы контроля мы предлагаем для данного курса граждановдения для 7 класса средней общеобразовательной школы

2.2. Анализ предложенных форм и методов контроля

      1) Среди предложенных нами форм контроля, безусловно, доминирует текущий контроль. Это легко объяснимо и вполне логично, поскольку контрольные и самостоятельные работы являются стрессом для учащихся, и не являются необходимыми. Для данной формы контроля нами предложены различные приёмы контроля – опрос, ответ у доски, индивидуальные карточки и групповые работы, а также диктант. Ещё одной особенностью разработанного нами плана проведения контроля является то, что от урока к уроку ни одна форма работы не повторяется, иначе говоря, учащимся не предъявляется одна и та же форма контроля чаще одного раза, то есть 2 урока подряд.

      Из  вышеназванных приемов чаще всего  предлагается использовать опрос, ответы на вопросы после параграфа. Такая  форма контроля является наиболее простой  для учителя с точки зрения подготовки.

      Реже  предлагается использовать работу с индивидуальными и групповыми карточками. Такая форма, безусловно, интересней для учащихся, однако требует серь зной предварительной подготовки.

      К числу наиболее редких приёмов, предлагаемых нами, является  диктант и работа с индивидуальными докладами. Эти приёмы не требует долгой предварительной подготовки, однако на требуется много времени на сам контроль (проверка диктантов и заслушивание \ зашита рефератов и сообщений)

      Данные  приёмы контроля предполагают следующие  возможные задания:

      - опрос: фронтальный или индивидуальный, по вопросам после параграфа, по содержанию параграфа или пройденному раннее материалу. Данные задания предлагаются нами довольно часто, поскольку не отнимают много времени на уроке, и помогают ребятам «включиться» в работу в начале урока.

      Опрос мы предлагаем проводить на только в начале урока, для повторения ранее  пройденного материала, но ив конце  урока, для контроля усвоения нового материала учащимися

      - работа у доски \ опрос у  доски: - решение ситуационных задач, построение графиков, ответы на вопросы учителя

      - индивидуальные карточки: здесь могут быть задания на соотнесение, заполнение пропуском, таблицы, ситуационные задачи и т.д. Данное задание является одним из наиболее интересных с точки зрения многообразия возможных заданий

      - работа в группах  по карточкам: здесь могуть быть предложены все те же самые задания, что и в индивидуальных карточах. Однако такая форма работы более интересна детям, но при условии, что при делении на пары или группы учитывается их личное пристрастие и симпатия. Если задания одинаковые во всех карточках, то можно внести соревновательный дух в выполнение данного задания.

      - диктант: с точки зрения правовых наук, диктант в основном может быть по терминам и определениям. В предлагаемом нами планировании

      2) На втором месте по частоте использования стоит промежуточный контроль (самостоятельные работы), выполняемые, преимущественно в форме теста.

      3) Кроме того, в планировании имеют место быть контрольные работы (итоговый контроль), также составленные в форме теста.

      Предпочтение  тестовых форм работ обусловлено  тем, что они легче для выполнения, а правовые дисциплины, как известно, хоть и важны, но не относятся к  числу основных предметов школьной программы. К тому же, как уже отмечалось в теоретической части настоящей работы, тест, составленный грамотно, может в достаточной мере показать уровень владения теоретической информацией, а также умением применять её на практике.  

      Вывод: Выбор формы и метода контроля должен исходить из поставленной цели урока или серии уроков, быть целесообразным и разнообразным. При выборе контроля необходимо обращать внимание на то, чтоб ни один учащийся не оставался без внимания

 

Заключение

      В ходе проделанной работы были решены все поставленные в начале работы задачи, за счёт чего была достигнута сформулированная во введении цель.

      Весь  собранный и наработанный материал был систематизирован и изложен в настоящей работе в двух главах.

      Первая  глава носит теоретический характер и посвящена рассмотрению различных  теоретических аспектов контроля на занятиях по праву.

      Контроль  бывает разных видов и форм, а  также может осуществляться с  помощью разнообразных методов. Методы контроля - это способы, с  помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Существуют также конкретные приёмы контроля.

      Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий контроль — это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков  на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.

      Периодический контроль осуществляется после крупных  разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. В целом, как следует из сказанного, функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости.

      В первой главе нашей работы были также  описаны и другие функции контроля

      Вторая  глава носит практический характер и состоит из двух частей. В первой части мы разрабатывали дополнения для календарно-тематического планирования по граждановедению с описанием видов и форм контроля на каждом уроке.

      Вторая  же часть практической работы содержит обоснование выбранных видов и форм, их частотный анализ и описание примерного и возможного содержания.

      Всего данная курсовая работа содержит 2 главы, а также введение, заключение и  список использованной литературы

 

Список  литературы

    1. Воронцов  А.Б. Некоторые подходы к вопросу  контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа - 1999 - № 7 - с.25
    2. Воскерчин, М.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников /М.И.Воскерчин. -М.: Сов.педагогика, 2000. -534с.
    3. Душина И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. - Санкт-Петербург: Дрофа, 2007г. - 344с.
    4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192с.
    5. О показателях качества образования.// Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 92 – 96
    6. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений и педагогических колледжей / под. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
    7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
    8. Пейп, С. Дж. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся [Текст] / С. Дж. Пейп, М. Чошанов // Директор школы. - 2000. - № 1.
    9. Питишкина-Потанич, Е. Контроль знаний учащихся [Текст] / Е. Питишкина-Потанич, В. Питишкин-Потанич // Народное образование. - 1985. - № 3. - С. 68-71.
    10. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., «Просвещение», 1996г - 378с
    11. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебное пособие для студентов педколледжей/ И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 547с
    12. Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. пособие. - Мн., 2002, с. 544
    13. Семенович А.Г. Настольная книга учителя начальных классов: методическое пособие. - Мн., 2008, с. 152
    14. Скегина Н.Г. Сборник практических материалов для заместителей директоров школ по учебной работе (начальные классы). - М., 2002, с. 286
    15. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 288с
    16. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, сис-темы, технологии. Учебное пособие. - М., 1998, с.468
    17. Царева, В. Контроль и проверка знаний учащихся / В. Царева // Учитель. - 1998. - № 4. - С. 64-66.
    18. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. - Москва - Рига, 200, с. 148
    19. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. - Москва: АСТ, 2007г. - 382с.
    20. http://www.asu.ru/cppkp/index.files/innov/Part2/ch6/glava_6_2.htm
    21. http:// www.edusite.ru/
    22. http://www.yspu.yar.ru
    23. http://zanimatika.narod.ru/Book9.htm

Информация о работе Особенности организации контроля