Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:36, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении методов, приёмов и форм контроля в контексте учебных занятий по праву.
Объектом исследования является контроль на учебных занятиях, а его предметом – методы, формы и приёмы контроля на занятиях по праву.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации контроля на учебных занятиях 5
1.1. Понятие, цели функции контроля 5
1.2. Формы и виды контроля 12
1.3. Принципы организации контроля 17
1.4. Средства осуществления контроля 25
1.5. Тестовый контроль и индивидуализация обучения 29
Глава 2. Практическая организация контроля по правовым дисциплинам 33
2.1. Разработка различных форм контроля для поурочно-тематического планирования 33
2.2. Анализ предложенных форм и методов контроля 43
Заключение 46
Список литературы 48
- Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели является определяющим фактором для всей дальнейшей работы, направленную на обоснование используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля подразумевают ответы на следующие вопросы:
1) что должно проверяться?
2) кто будет опрошен?
3) какие выводы могут быть сделаны исходя из результатов проверки?
4) какой ожидается эффект от проведения проверки.
Конкретизация целей контроля определяется целями воспитания, развития и обучения учащихся, которые, в свою очередь, реализуются на данном этапе обучения.
- Объективность контроля служит своего рода предупреждением случаев субъективных и ошибочных суждений, поскольку они искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. На объективность контроля влияют очень многие факторы, к которым, среди прочих, относятся:
* четкое выделение общих и конкретных целей обучения;
* обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля;
* обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля
* организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
- Всесторонность контроля подразумевает охват большого по содержанию проверяемого материала. Данный принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При большом количестве подлежащего проверке материала усложняется методика составления заданий. В этом случае имеет место быть повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.
- И, наконец, под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом. [8, С.25]
Сегодня создаются и всё большую популярность приобретают такие средства, не требующие больших затрат времени на подготовку, проведение и обработку результатов. Среди таковых принято выделять машинные и безмашинные средства проверки.
1) Безмашинные средства проверки
К безмашинным средствам проверки относятся такие формы работы, как устный опрос учащихся у доски, проверка учителем тетрадей с домашним заданием, словарный диктант, тестовая, самостоятельная и контрольная работы. Рассмотрим из подробнее:
- Контроль выполнения домашнего задания
Значимость домашних заданий практически полностью теряет свою силу, если учителю не удаётся наладить систему их проверки. К проверке домашнего задания относятся такие формы работы, как устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, а также короткая письменная работа. Однако это, прежде всего, непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока или более основательная, выборочная во внеурочное время.
Проверку домашнего задания может быть осуществлена в различных формах. Рассмотрим несколько вариантов.
Вариант 1
Один ребёнок готовится у доски, в то время как весь остальной класс занят другой работой.
Вариант 2 предполагает ответ у доски не одного, а сразу нескольких учеников, что позволяет существенно экономить время на уроке. Однако вместе с тем, данный приём имеет ряд недостатков, а именно:
- Вызванным учащимся выделяется время на подготовку к ответу. Остальным не дается время, чтобы продумать ответы на поставленные вопросы.
- Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то данный опрос может затянуться до 15-20 минут, а других учащихся учитель вызвать не может, так как они не готовились к ответу.
Кроме таких форм контроля, как выполнения домашнего задания существуют и другие.
- Примером другой формы контроля может быть самопроверка. Такая форма работы, выполняемая, может применяться на первом уроке после объяснения нового материала. Учитель должен заранее при этом написать образец решения домашней работы на доску. Учащиеся рассматривают решение образец, при этом возможно также устно комментирование образца, при котором тетради у всех закрыты. Затем ребята свои тетради (или ребята могут поменяться тетрадями с соседями по парте) и проверяют выполненные работы по образцу, выделяя, исправляя или подчеркивая ошибки. Данный способ проверки хорошо тем, что развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца. В любом случае, окончательно тетради проверяет учитель.
- Диктант.
Такая форма проверки может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно не составляет более 10-15 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой, или, как альтернативный вариант, определений
Текст диктанта может быть написан на плакате, спроецирован на доску или, что наиболее просто и, потому, наиболее популярно, просто зачитан учителем
Аналогичным образом, ученики могут проверить диктант самостоятельно под диктовку учителя, или проверить работу у соседа по парте. При этом следует помнить следующее правило: в 5-7 классах все работы проверяются только учителем; этот метод проверки реже используется в старших классах.
Диктант позволяет проверить степень усвоения учащимися формулировок или определений, а также навыки в их использовании.
- Тестовые работы
Структура теста любого уровня включает в себя задание и эталон. Под эталоном понимают образец правильного и последовательного выполнения самого задания. Подробнее тестовая форма работы будет рассмотрена в одном из следующих пунктов данной главы
- Самостоятельные работы
При изучении правовых дисциплин очень важно, чтобы учащиеся не только владели теоретическим материалом, но и были в состоянии применять его на практике, например, в решению ситуационных задач и упражнений. Данные умения и практические навыки могут быть зачастую проверены только в письменной работе. Как правило, самостоятельные работы проводятся после коллективного решения задач новой темы и предшествуют контрольной работе по этой теме.
При организации и проведении самостоятельных работ учитель может столкнуться со рядом затруднений:
* Выполнение работ ученики заканчивают с разной скоростью. В этой связи разумным кажется включение в работу дополнительных заданий повышенной сложности для тех, кто работает быстрее.
* Сложность с подбором заданий в равной степени посильных всем учащимся.
* Сложности с организацией проверки выполненных самостоятельных работ, главным образом.
- Организация и проведение контрольных работ
Среди
контрольных работ принято
Прежде чем приступать к организации и проведению контроля, цель предстоящей работы и средства контроля.
Непременным условием является, что испытуемые должны быть предупреждены заранее о предстоящей контрольной работе. Учитель также должен заранее продумать, какие виды ошибок или неточностей он отнесет просто к недочетам, а что - к ошибкам. Именно исходя из этого будет складываться итоговая оценка за контрольную работу.
Критерии оценки должны быть известны учащимся. Как уже отмечалось ранее, каждой проводимой контрольной работе непременно должна предшествовать самостоятельная работа с аналогичными упражнениями.
Анализ проведённой контрольной работы необходимо проводить сразу, для чего следует завершать само контрольную работу за несколько минут до звонка. Это связано с тем, что, как правило, на следующий день после проведения работы или позже учащиеся уже теряют интерес к содержанию работы и многие интересуются только оценкой.
После проведения контрольной работы, как и после проведения самостоятельной работы, необходимо проводить её анализ.
2) Помимо популярных безмашинных средств контроля набирают популярность также и машинные средства проверки
Для проверки уровня знаний учащихся используют персональный компьютер.
Применение компьютера имеет ряд плюсов, а именно:
1. Однотипные задания печатаются в любом количестве неповторяющихся вариантов;
2. Созданные с помощью компьютерных программ задания проверяются значительно быстрее. Это связано с тем, что компьютер может предоставить ответы к каждому заданию;
3. Такие задания вызывают большой интерес у учащихся. [31, С.87-89]
Говоря о средствах контроля знаний и умений учащихся, чаще всего имеют ввиду задание или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения.
В основу классификации таких средств может быть положена форма вывода ответа на контролирующее задание. В этом случае выделяются два задания свободного выбора ответа и задания-тесты.
Тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.
Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты.
Тесты на припоминание и дополнение представляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте. Существуют два способа подачи тестов на дополнение:
- запись текста с пропусками на переносной доске или на обычной карточке;
-
использование
В первом случае все пропуски нумеруются, а учащиеся записывают ответы под соответствующими номерами.
Во втором случае тест записывается на карточке, а на месте каждого пропуска вырезаются «окна», получается перфокарта. Под нее подкладывается бумага, ответы записываются в прорезях.
Тесты
на дополнение по перфокартам с успехом
могут применяться и при
Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Избирательный тест, например, состоит из задания и нескольких вариантов ответа, среди которых помимо правильного и полного, есть правильные, но неполные, а также неправильные ответы.
Проверка производится с помощью дешифратора - точной копии тестовой карточки, изготовленной из прозрачного материала. В ней заранее отмечены клетки с правильными ответами.
В заданиях, построенных на основе избирательного теста, не менее важна и система предлагаемых ответов. Нужно включать в нее устойчивые, типичные ошибки учащихся, а правильные ответы располагать на различных местах.
Альтернативный тест - это задание, при выполнении которого ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению правильный).
Осуществляя отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся, учителю прежде всего следует иметь ввиду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля.