Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:36, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении методов, приёмов и форм контроля в контексте учебных занятий по праву.
Объектом исследования является контроль на учебных занятиях, а его предметом – методы, формы и приёмы контроля на занятиях по праву.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации контроля на учебных занятиях 5
1.1. Понятие, цели функции контроля 5
1.2. Формы и виды контроля 12
1.3. Принципы организации контроля 17
1.4. Средства осуществления контроля 25
1.5. Тестовый контроль и индивидуализация обучения 29
Глава 2. Практическая организация контроля по правовым дисциплинам 33
2.1. Разработка различных форм контроля для поурочно-тематического планирования 33
2.2. Анализ предложенных форм и методов контроля 43
Заключение 46
Список литературы 48
Как
элемент ориентировочной
Все остальные функции контроля по их задачам можно свести к двум группам: педагогической и проверочно-оценочной. Педагогическая функция в учебном процессе распадается на ряд подфункций: обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, профилактическая, ориентирующая.
Обучающая подфункция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель побуждает ученика к систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы, побуждает пользоваться дополнительной литературой, приучает обращаться к справочникам и энциклопедиям.
Развивающая подфункция контроля в учебном процессе заключается в том, что учитель через него имеет возможность постоянно знать уровень умственного развития ученика, успехи или отставание в этом развитии: особенности восприятия, типов и процессов памяти, развития мыслительной деятельности, речи, воображения. Это необходимо ему знать для того, чтобы, во-первых, осознанно и грамотно проводить работу по совершенствованию умственного развития и, во-вторых, через это знание лучше учитывать индивидуальные особенности-развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого.
Воспитывающая подфункция контроля вытекает из того, что ученик, зная о проверке (на уроке могут спросить, а не знать — стыдно; ожидается контрольная работа и т.п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно — напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний. Эта подфункция выражается также и в том, что контроль способствует формированию у ребят мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность, совесть, честь. Школьники избавляются от таких ложных мотивов, как отметка «любой ценой», в классе формируется негативное отношение к нечестным приемам получения высокой отметки – к списыванию, «шпаргалкам», подсказкам, групповому саботажу, третированию отличников. В процессе контроля складываются межличностные отношения учащихся, формируется сотрудничество между учениками и учителем.
Сущность диагностической подфункции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Ориентирующая подфункция вытекает из диагностической подфункции. Выяснив сильные и слабые стороны знаний учащихся в процессе диагностики, преподаватель ориентируется в методике собственной работы, в индивидуальных особенностях каждого учащегося. Эта информация служит для него ориентиром для совершенствования учебного процесса.
Профилактическая подфункция. Известно, что выученный и даже хорошо усвоенный материал со временем забывается. Это особенно заметно, если знания ученика не были востребованными. Более интенсивно идет процесс забывания в первое время после усвоения новой информации. Предупредить забывание можно путем эпизодического повторения. А повторение как мера профилактическая, предупреждающая забывание, неизбежно связано с контролем знаний. В этом заключается смысл его профилактической функции. [5, С.125-127]
Традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ученик рассматривается как субъект, а не как объект обучения, недостаточно. При деятельном подходе студент не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, корректирует свою познавательную деятельность.
Контроль знаний и умений - обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовки учащихся должен знать не только преподаватель, но и студент и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала. Поэтому при организации проверки знаний и умений преподаватели учитывают особенности дисциплины как учебного предмета.
Педагогические требования к контролю знаний учащихся: контроль знаний учащихся должен быть:
- мотивированным;
- систематическим и регулярным;
- разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;
- быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся
Что касается форм контроля, то здесь принято выделять следующие:
1. Урочные - традиционные:
-
Контрольные работы, в том числе индивидуально-
- практические и лабораторные работы;
- тесты;
- самостоятельные задания в т.ч. индивидуальные;
- зачеты;
- самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);
- рефераты;
- семинары
2. Внеурочные:
- конкурсные проекты;
- защита рефератов;
- исследовательская деятельность.
3. Урочные нетрадиционные:
- круглые столы;
- дидактические многофункциональные игры.
Однако представленная классификация далеко не единственная. Формы контроля принято различать также и по функциям
- Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.
- Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление фактов, влияющих на результат.
- Корректирующий - исправление недостатков
Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся по праву. Рассмотрим ещё одну.
Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения - массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной (рис. 1).
Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль.
Рис. 1. Формы контроля
Форы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся по праву и их способности.
Контроль классифицируется не только с точки зрения выполняемых им функций, но также и по видам
Принято различать следующие виды контроля:
- Текущий - систематическая проверка знаний, умений и навыков (ЗУН), подразумевающая оценивание результатов обучения на каждом уроке и дома. Она отличается оперативностью, гибкостью, разнообразием форм и методов (устный ответ, письменное задание, работа с карточками, выполнение теста и т.д.) Главные недостатки - выборочный характер и сосредоточение внимания преподавателя на отстающих учениках
- Периодический - всеобщая (срезовая) оценка знаний по итогам изучения крупных разделов программы (тем), определенного периода обучения в течение года (например, по итогам четверти). Она более традиционна по формам и содержанию (практические, контрольные, проверочные работы, сочинения).
- Итоговый - проверка, направленная на фиксацию уровня сформированности ЗУН, готовности к переходу на новый уровень. Ее проводят по завершению каждой ступени обучения, при выпуске или приеме в образовательное учреждение следующего порядка.
Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки – отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, например о творчестве писателя (литература), о Великой Отечественной войне (история отечества), о галогенах (химия) и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
В рамках данной классификации выделяют следующие методы контроля:
1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.).
2. Письменные (диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.).
3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.).
4. Зачеты.
5. Экзамены.
Другая классификация контроля за знаниями учащихся по праву представлена на рис. 2
Рис. 2. Виды контроля знаний
Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компютере и др.
Тематический контроль: тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.
Периодический контроль: итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др.
Современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а следовательно и о назначении и функциях проверки.