Особенности общения со сверстниками дошкольников с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями. Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта.
Цель данной работы: изучение особенностей общения детей с нарушениями речи со сверстниками и определение методов работы по улучшению качества общения с детьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные понятия 4
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста 4
1.2 Основные виды речевых нарушений первичного характера 17
2. Практическая диагностика общения 22
2.1 Изучение особенностей общения со сверстниками дошкольников с нарушениями речи 22
2.2 Формирующий эксперимент и контрольное тестирование 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

курсовая Беликова Т.О..docx

— 43.61 Кб (Скачать)
p align="justify">     Формы работы при формировании эксперимента.

     Необходимо  помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми, структура занятий и используемые педагогические приемы.

     Поэтому благодаря и постоянному персонажу  – Феи из страны Вежливости –  между воспитателем и детьми устанавливаются  следующие стили общения.

     «взрослый» - «дитя», используя этот стиль, педагог  выступает в роли Феи, которая  делится с детьми своим опытом, обучая их;

     «взрослый» - «взрослый», с помощью этого  стиля дети выступает в роли «взрослых» - помощников Феи, ее защитников. Они  превращаются в волшебников, художников, докторов.

     Структура бесед состояла из четырех этапов:

  • ритуал начала занятия,
  • постановка проблемы,
  • своевременный поиск путей решения проблемы,
  • ритуал прощания.

     Таким образом, в процессе формирующего эксперимента дети осваивали умение межличностного общения.

     На  заключительном этапе исследования был проведен контрольный срез по определению умения общению у  детей с нарушением речи со сверстниками.

     Были  использованы те же тесты, что и в  констатирующем эксперименте, проводились  тесты по сформированности 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения.

     При сравнении результатов констатирующего  и контрольного экспериментов было обнаружено, что в экспериментальной  группе произошли изменения по средним  показателям, этот показатель составил 3,5 балла для обоих детей с  нарушением речи. Как мы видим, результаты улучшились.

     Детям с нарушениями речи труднее общаться со сверстниками, но при помощи занятий  качество общения можно улучшить. Также многое зависит от воспитателей и родителей.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Дошкольное  детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается  фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все  стороны психики ребенка, но более  интенсивно идет речевое и познавательное развитие.

     Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

     Очевидно, что нарушения речи значительным образом влияют на общение детей  со взрослыми и сверстниками. К сожалению это может оказывать негативное влияние на психическое развитие ребенка в целом.

     При обработке результатов эксперимента выяснилось, что дети с нарушениями  речи испытывают бльшие проблемы в ходе общения, чем их сверстники. Но наличие у детей нарушений речи не является решающим фактором при общении. При грамотной организации и развитии навыков общения количественные и качественные показатели у детей с нарушениями речи становятся сопоставимы с аналогичными показателями детей, не имеющих отклонений.

      

 

     

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аружанова А.Г. Речь и речевое общение детей// - М.: Мозаика – Синтез, 2002г.
  2. Годовикова Д.Б., Гаврилова Е.И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение. Краснодар // - 1998
  3. Гриншпун Б.М. Классификация речевых нарушений // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой: В 2 кн. — М., 1995. — Книга 1.
  4. Землянухина Т. М. Особенности общения и познавательная активность у воспитанников яслей и домов ребенка // - М., 1982.
  5. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006.
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  7. Митева Л.Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослым и сверстником// - М., 1984.
  8. Немов В.С. Психология.// Т.2, М., 2004г.
  9. Развитие общение дошкольников со сверстниками// Под ред. А.Г.Рузской, - М., 1989.
  10. Рейнстейн А.Э. Особенности, речи дошкольников в общении со взрослым и сверстником// - М., 1996.
  11. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников// Вопросы психологии. 1983. № 4.
  12. Силвестру А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  13. Смирнова Р.А. Зависимость отношения дошкольников к сверстнику от содержания общения// Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1999.
  14. Цукерман Г.А. // Формирование учебной деятельности в коллективно – распределительной форме // - М. 1991.

Информация о работе Особенности общения со сверстниками дошкольников с нарушением речи