Особенности межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и теоретически обосновать особенности межличностных отношений студентов, взаимодействующих в условиях педагогического отряда.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического обзора литературы по проблеме изучения малых групп, выявлению особенностей межличностных отношений между членами группы.
2. Проведение практического исследования, направленного на изучение особенностей межличностных отношений и уровня развития педагогического отряда с использованием комплекса методик.
Гипотеза исследования: межличностные отношения студентов в системе педагогического отряда будут отличаться рядом особенностей:
• открытостью в общении и взаимоуважением;
• взаимопомощью и способностью принимать индивидуальную и коллективную ответственность;
• высоким уровнем сплоченности группы,
• наличием общих целей, ориентаций, ценностей,
• высокой степенью вовлеченности и заинтересованности творческой деятельностью,
• осознание социальной значимости выполняемой деятельности,
• поддержанием норм и правил внутригруппового поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования
малых групп…………………………………………………………………...7
1.1. Малая группа как объект изучения социальной психологии………….7
1.2. Основные подходы к определению этапов развития малой группы……………………………………………………………............16
1.3 Характеристика особенностей межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда………………………..………….…22
Глава 2. Практическое исследование по выявлению особенностей межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда……………………………………………………………………25
2.1. Организация исследования……………………………………….…….25
2.2. Методы исследования…………………………………………….…….26
2.3. Результаты исследования…………………………………….………...29
Заключение………………………………………………………….….….…32
Список литературы………………………………………………….….……34

Работа содержит 1 файл

Особенности межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда.doc

— 243.00 Кб (Скачать)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования по выявлению особенностей межличностных взаимоотношений студентов в условиях педагогического отряда были сделаны следующие выводы:

1.  Гипотеза о том, что межличностные отношения студентов в системе педагогического отряда будут отличаться рядом особенностей, подтвердилась.

2.   Было выявлено, что в группе преобладают

      открытость в общении и взаимоуважение;

      взаимопомощь и способность принимать индивидуальную и коллективную ответственность;

      высокий уровень сплоченности группы,

      наличие общих целей, ориентаций, ценностей,

      высокая степень вовлеченности и заинтересованности творческой деятельностью,

      осознание социальной значимости выполняемой деятельности,

  поддержание норм и правил внутригруппового поведения.

3.      Согласно проведенной методике диагностики межличностных взаимоотношений было установлено, что для большинства студентов педагогического отряда доминирующими стилями межличностных взаимоотношений являются VII – сотрудничающий-конвенциальный и VIII - ответственно–великодушный.

4.      При помощи метода социометрии было выявлено следующее:

      в группе преобладают дружелюбные отношения, ребята не испытывают затруднений в общении друг с другом;

      степень психологической совместимости студентов педагогического отряда является достаточно высокой (8 человек из 12 выбрали друг друга взаимными положительными выборами, в то время как взаимных отрицательных выборов всего лишь 2).

      особенности неформальной структуры отношений  можно представить следующим образом: в группе не выявлено конфронтирующих сторон, четко прослеживается наличие диад и триад во взаимоотношениях,

      формальный лидер является для отряда и неформальным.

     5.  Данное исследование продолжает ряд работ, посвященных проблеме     изучения малых групп.

      6.   Данное исследование может быть продолжено рассмотрением более конкретных аспектов поставленной проблемы.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.- М.: Изд-во МГУ, 1983. – 144с.

2.   Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. – М.: Аспект-Пресс, 1998. - 376с.

3.   Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр

«Академия», 2002. – 264с.

4.   Бурлачук Л.Ф., Морозова С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: ПитерКом, 1999. – 518с.

5.   Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 215с.

6.   Дубровина И.В. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: 1991. – 303с.

7.   Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов // Вестник МГУ, серия 14 Психология 2003 №3, стр. 69-79.

8.   Исаев Е.И., Пазухина С.В. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов // Вопросы психологии 2004 №5, стр. 3-11.

9.   Кричевский Р.П., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретические и прикладные аспекты. – М.: Изд-во МГУ,1991. - 207с.

10.   Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – М.: Когито-Центр, 1998. - 224с.

11.   Любимова Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущее профессиональной деятельности // Вестник МГУ, серия 14 Психология 2002 №2, стр.64-72.

12.   Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: ПитерКом, 1999. – 688с.

13.   Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС,1998. - 448с.

14.   Основы психологии. Практикум. / Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. – 576с.

15.   Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и пед. колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 1998. – 640с.

16.   Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255с.

17.   Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. уч. заведений. – М.: «Академия», 2002. – 512с.

18.   Положение о базовом студенческом педагогическом отряде «Данко» ГОУВПО ЧелГУ

19.   Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440с.

20.   Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат,1990. – 494с.

21.   Сидоренков А.В. Психологический механизм динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция.// Вопросы психологии – 2004 №5, стр. 63-72.

22.   Синягин Ю.В. Динамика процесса коллективообразования. // Вопросы психологии 1992 №2, стр. 111-117.

23.   Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство.- СПб.: 2003

24.   Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. - 624с.

25.   Социальная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: «Академия», 2001. – 600с.

26.   Социальная психология. Хрестоматия. / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

27.   Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544с.



Информация о работе Особенности межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда