Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:18, курсовая работа
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать особенности межличностных отношений студентов, взаимодействующих в условиях педагогического отряда.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического обзора литературы по проблеме изучения малых групп, выявлению особенностей межличностных отношений между членами группы.
2. Проведение практического исследования, направленного на изучение особенностей межличностных отношений и уровня развития педагогического отряда с использованием комплекса методик.
Гипотеза исследования: межличностные отношения студентов в системе педагогического отряда будут отличаться рядом особенностей:
• открытостью в общении и взаимоуважением;
• взаимопомощью и способностью принимать индивидуальную и коллективную ответственность;
• высоким уровнем сплоченности группы,
• наличием общих целей, ориентаций, ценностей,
• высокой степенью вовлеченности и заинтересованности творческой деятельностью,
• осознание социальной значимости выполняемой деятельности,
• поддержанием норм и правил внутригруппового поведения.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования
малых групп…………………………………………………………………...7
1.1. Малая группа как объект изучения социальной психологии………….7
1.2. Основные подходы к определению этапов развития малой группы……………………………………………………………............16
1.3 Характеристика особенностей межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда………………………..………….…22
Глава 2. Практическое исследование по выявлению особенностей межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда……………………………………………………………………25
2.1. Организация исследования……………………………………….…….25
2.2. Методы исследования…………………………………………….…….26
2.3. Результаты исследования…………………………………….………...29
Заключение………………………………………………………….….….…32
Список литературы………………………………………………….….……34
Особенности межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда
Курсовая работа
Челябинск 2006
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования
малых групп…………………………………………………………………
1.1. Малая группа как объект изучения социальной психологии………….7
1.2. Основные подходы к определению этапов развития малой группы…………………………………………………………….
1.3 Характеристика особенностей межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда………………………..………….…22
Глава 2. Практическое исследование по выявлению особенностей межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда………………………………………………………………
2.1. Организация исследования……………………………………….……
2.2. Методы исследования…………………………………………….
2.3. Результаты исследования…………………………………….………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В нашем мире насчитывается не только 5 миллиардов отдельных индивидуумов, но также 200 национально-государственных образований, 4 миллиона общин в различных населенных пунктах, 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов других формальных и неформальных групп.
Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло в 19 веке и послужило решающим стимулом развития новой ветви психологического и социологического знания – социальной психологии.
Особое внимание социальных психологов привлекает малая группа. Их интерес к ней настолько велик, что всю традиционную социальную психологию рассматривают как социальную психологию малых групп. Чем же можно объяснить актуальность этой области социально-психологического знания?
Во-первых, невозможно адекватно изучать личность вне содержательного раскрытия того социального и психологического контекста, в котором она живет и развивается. А таким контекстом, прежде всего, являются именно малые группы.
Во-вторых, исследования малых групп открывают возможность постановки достаточно строго контролируемого эксперимента, осуществление которого в ряде других областей социальной психологии весьма затруднено.
В-третьих, выявление закономерностей функционирования малых групп способствует лучшему пониманию процессов, протекающих в больших группах, гораздо менее доступных практическому изучению.
Что же такое малая группа? Ответ на этот вопрос кажется очевидным, до тех пор, пока несколько человек не захотят сравнить свои определения. Являются ли группой пассажиры самолета? Не следует ли понимать под группой лишь такое собрание людей, в котором все знакомы друг с другом и ощущают взаимную привязанность? Или, может быть, группу образуют только те люди, которые преследуют общую цель и полагаются друг на друга? И каким образом группа может влиять на человека? Для того чтобы ответить на ряд этих вопросов, необходимо более подробно узнать, что же собой представляет малая группа.
К сегодняшнему дню накоплено множество теоретических и практических разработок по изучению малых групп. Одни авторы дают только теоретическое описание основных характеристик и параметров малых групп, их динамики. Другие пытаются на практике выявить влияние группы на отдельного человека и зависимость групповой динамики от различных факторов.
Каждый человек в течение жизни является членом нескольких малых групп одновременно. В этих группах он выполняет определенные роли и занимает определенный статус, а также стремится осуществлять именно такое поведение, которого от человека ожидает группа. Малая группа является не застывшим образованием, это динамическая единица. Поэтому любая группа в своем развитии проходит ряд этапов или стадий. В настоящее время подчеркивается важность изучения процессов формирования и развития малых групп. Актуальность проблемы изучения малой группы связана с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране, появлением таких социальных структур, как малые предприятия, частные фирмы, инновационные учебные заведения (гимназии, колледжи). Малые группы возникают либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений. Рост новых социальных общностей привел к практической потребности в изучении психологии вновь образованных малых групп. Помимо этого важным моментом при изучении малых групп является определение условий их возникновения, механизмов функционирования и эффективного управления ими.
В реальной жизни большой интерес представляют те группы, в которых люди объединены на основе общих идей и стремятся к достижению общих целей. В условиях образовательного учреждения подобных групп формируется достаточно много. Это всевозможные кружки, секции, факультативы, различные творческие объединения и т. д. Молодежь выступает той средой, в которой происходит активное создание различных объединений. В качестве одной из разновидностей малых групп можно рассмотреть добровольное объединение студентов – педагогический отряд.
Тема данного исследования – особенности межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать особенности межличностных отношений студентов, взаимодействующих в условиях педагогического отряда.
Объектом исследования выступил студенческий педагогический отряд, созданный на базе Института Психологии и педагогики в 2003 г. Общая численность педагогического отряда к моменту проведения исследования составила 32 человека.
Предмет исследования: структура межличностных взаимоотношений студенческого педагогического отряда.
База исследования: студенческий педагогический отряд, созданный при Институте Психологии и педагогики в 2003 г. Членами отряда являются студенты Челябинского государственного университета, обучающиеся на специальностях: 020400 «Психология», 031000 «Психология и педагогика» и 031900 «Специальная психология».
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического обзора литературы по проблеме изучения малых групп, выявлению особенностей межличностных отношений между членами группы.
2. Проведение практического исследования, направленного на изучение особенностей межличностных отношений и уровня развития педагогического отряда с использованием комплекса методик.
Гипотеза исследования: межличностные отношения студентов в системе педагогического отряда будут отличаться рядом особенностей:
открытостью в общении и взаимоуважением;
взаимопомощью и способностью принимать индивидуальную и коллективную ответственность;
высоким уровнем сплоченности группы,
наличием общих целей, ориентаций, ценностей,
высокой степенью вовлеченности и заинтересованности творческой деятельностью,
осознание социальной значимости выполняемой деятельности,
поддержанием норм и правил внутригруппового поведения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛЫХ ГРУПП
1.1.МАЛАЯ ГРУППА КАК ОБЪКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема исследования малой группы является наиболее традиционной проблемой социальной психологии. Интерес к изучению малых групп возник очень давно, вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Однако из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует, что ее проблемы относятся к простым в социальной психологии. Прежде всего, весьма остро стоит вопрос, какие же группы следует рассматривать в качестве «малых». Необходимо ответить на вопрос о том, что такое малая группа и какие ее параметры подлежат исследованию в социальной психологии. Для этой цели необходимо обратиться к истории изучения малых групп [9, с.36].
Изучение малых групп началось с эксперимента американского социолога Н. Триплета в конце XIX века. Ученый попытался выявить, каким образом осуществляется влияние группы на каждого из ее членов. В ряде исследований, проводимых в США в 20-е годы XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует деятельность каждого.
Акцент делается именно на факт присутствия других, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция).
Д. Майерс подчеркивает, что коллектив оказывает постоянное влияние на своих членов. Среди коллективных влияний он подробно рассматривает такие феномены как: социальная фасилитация (усиление доминантных реакций в присутствии других), социальная леность (тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяются ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности) и деиндивидуализация [12, с.355].
Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30-х — началу 40-х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. (К. Левин, М. Шериф, Т. Ньюком, Б. Такмен, У. Шутц и др.)
В отличие от зарубежной психологии, в отечественной науке акцент делался не на изучение малых групп, а коллектива, как высшей формы развития малой группы (А.С. Макаренко, Я.Л. Коломинский, Л.И. Уманский, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский и др.)
В настоящее время исследования малых групп стали значительно более разветвленными и охватывают достаточно широкий круг проблем. Психологи начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе, особенности межгруппового поведения, процессы групповой динамики и т. д.
За более чем 90-летнюю историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу дефиниций. И это неудивительно: в своих попытках соответствующим образом определить малую группу авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса, иногда выбираемых случайно, чаще же выявляемых чисто эмпирическим путем. [9, с.5]
Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [9, с.6].
Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.
В отечественной социальной психологии это определение наполняется новым содержанием: установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования.
Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: «малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.
Информация о работе Особенности межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда