Особенности межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и теоретически обосновать особенности межличностных отношений студентов, взаимодействующих в условиях педагогического отряда.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического обзора литературы по проблеме изучения малых групп, выявлению особенностей межличностных отношений между членами группы.
2. Проведение практического исследования, направленного на изучение особенностей межличностных отношений и уровня развития педагогического отряда с использованием комплекса методик.
Гипотеза исследования: межличностные отношения студентов в системе педагогического отряда будут отличаться рядом особенностей:
• открытостью в общении и взаимоуважением;
• взаимопомощью и способностью принимать индивидуальную и коллективную ответственность;
• высоким уровнем сплоченности группы,
• наличием общих целей, ориентаций, ценностей,
• высокой степенью вовлеченности и заинтересованности творческой деятельностью,
• осознание социальной значимости выполняемой деятельности,
• поддержанием норм и правил внутригруппового поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования
малых групп…………………………………………………………………...7
1.1. Малая группа как объект изучения социальной психологии………….7
1.2. Основные подходы к определению этапов развития малой группы……………………………………………………………............16
1.3 Характеристика особенностей межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда………………………..………….…22
Глава 2. Практическое исследование по выявлению особенностей межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда……………………………………………………………………25
2.1. Организация исследования……………………………………….…….25
2.2. Методы исследования…………………………………………….…….26
2.3. Результаты исследования…………………………………….………...29
Заключение………………………………………………………….….….…32
Список литературы………………………………………………….….……34

Работа содержит 1 файл

Особенности межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда.doc

— 243.00 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">В каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих дуг друга этапов. В сфере межличностной активности:

        стадия проверки и зависимости,

        стадия внутреннего конфликта,

        стадия развития групповой сплоченности,

        стадия функционально-ролвой соотнесенности.

В сфере деловой активности:

        стадия ориентировки в задаче,

        стадия эмоционального ответа на требования задачи,

        стадия открытого обмена релевантными интерпретациями,

        стадия принятия решений.

В рамках деятельностного подхода одним из первых попытался выделить этапы развития группы Петровский А.В. Он предложил концепцию деятельностного опосредования межличностных отношений [16, с. 24]. По мнению Петровского, в обществах, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями [17, с.268].

Основу группы составляют общение и / или совместная деятельность. Эффективная деятельность группы оценивается результатами работы и удовлетворенностью ее участников. Это определяется рядом факторов: размер группы и ее состав, характер групповых норм, уровень сплоченности, функциональные роли членов группы [27, с.40]. Деятельность – это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

              Человек в своей жизни осуществляет разные конкретные виды деятельности, которые различаются между собой своим предметным содержанием. Вовлечение членов группы в разнообразные виды деятельности способствует укреплению коллектива и установлению в нем дружеских отношений.

Согласно Петровскому, в качестве основных критериев построения групп выделяются, во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественная значимость деятельности. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.

Согласно А.В. Петровскому, структура межличностных отношений – это многоуровневая структура, имеющая несколько слоев или страт [16, стр. 41]. Первоначально Петровский А.В. предложил трехуровневую структуру межличностных отношений. По каждому уровню были разработаны специфические характеристики, принципы построения межличностных отношений и своеобразие проявления тех или иных групповых феноменов и процессов. Позже был предложен еще один уровень, характеризующий структуру межличностных взаимоотношений. Первый уровень определяет своеобразие социальных (официальных) отношений в группе. Три последующие               страты               являются               психологическими.                             (Рисунок 1.1.)

                           

Рисунок 1.1. Структура межличностных отношений.

 

Центральное звено: (А) это не только психологическое образование, но и предметно-деятельностная характеристика группы. Основу функционирования данного уровня составляет групповая деятельность, ее содержание, общественно-экономическая и социально-политическая значимость.

Второй уровень: (Б) это психологическая характеристика межличностных отношений в группе, она фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится. Данная характеристика также определяет мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

Третий уровень: (В) составляет характеристика межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности, а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностями. При определении данного уровня Петровский А.В. использовал понятие ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ).

Четвертый уровень: (Г) предполагает наличие в группе связей (главным образом эмоциональных) по отношению к которым ни коллективные цели, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации, не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личностные контакты членов группы. Содержание групповой деятельности на этих связях либо не сказывается, либо обнаруживается в очень слабой степени. В качестве описанных связей выступают непосредственные эмоциональные контакты, для выявления которых автор предлагает использовать метод социометрии.

В предложенной схеме группового развития четко реализуется принцип деятельности, который позволяет вывести анализ проблемы за пределы малой группы и рассмотреть ее в системе широких социальных связей.

Сходные уровни развития группы выделяет А.Н. Лутошкин.

Первый: формальное объединение людей в группу. Он характеризуется появлением атмосферы заинтересованности, ощущением принадлежности к интересной группе. В это же время выделяется группа людей, наиболее заинтересованных, инициативных, творчески относящихся к организаторской деятельности. На данном этапе осуществляется определение близких и средних перспектив, разработка плана, организуются совместные мероприятия для выявления лидеров и установления контактов внутри группы.

На данном этапе важно изучить состояние группы, ее интересов, стремлений, моральных и культурных представлений, опыта в различных видах деятельности, способность к совместной деятельности.

Второй: формирование системы самоуправления. В группе начинает действовать самоуправление. Актив выступает организатором различных видов деятельности всей группы. Происходит формирование атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения. В группе контакты строятся на основе совместной деятельности с учетом эмоциональных отношений.

Именно на этом этапе группа активно формирует групповые нормы, правила, традиции, законы. Формируется чувство «Мы» - принадлежности к данной группе. Цели группы становятся привлекательными для каждого ее члена.

Третий: это наивысший этап развития группы. Исчезает чрезмерная изолированность одних членов группы или чрезмерное лидерство других. Преобладает гармоничное подчинение и руководство членов группы.

В общении преобладает дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность помочь. Каждый чувствует себя защищенным. Созданы все условия для самореализации личности.

              Рассмотрев ряд зарубежных и отечественных подходов к пониманию процесса группообразования, можно отметить, что исследователи в основном занимались проблемами уже сформировавшихся групп, изучали различные этапы и уровни группообразования, пытаясь переосмыслить уже существующие               позиции.


1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА

Студенческий педагогический отряд «Данко» (далее СПО) был создан при Институте Психологии и педагогики в 2003г. Членами СПО являются студенты Челябинского государственного университета, обучающиеся на специальностях: 020400 «Психология», 031000 «Психология и педагогика» и 031900 «Специальная психология». Основная цель педагогического отряда – самореализация и повышение уровня профессиональной подготовки студента-педагога в ходе организации и осуществления воспитательной работы с детьми.

Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни педагогического отряда. Рассмотреть их важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются в малой группе, потому что именно здесь создается ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов. Во-вторых, нужно показать каков механизм, посредством которого группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание ценностей, норм, установок.

Важная задача – показать, как развивается малая группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы.

Педагогический отряд можно рассмотреть как малую группу по следующим критериям:

1.  Это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

2.   Группа имеет определенную структуру. Достаточно четко проявляется как формальная, так и неформальная структуры. Формальная (официальная) структура задается внешними условиями, она должна соответствовать тем функциям, которые призвана выполнять группа. Формальная структура педагогического отряда отражается, прежде всего, в «Положении о базовом студенческом педагогическом отряде». В состав отряда входит:

      линейный отряд «Пионер» - включает студентов І курса без опыта работы в отряде, не проходивших практику;

      линейный отряд «Практик», включающий студентов I – II курсов, прошедших обучение и практику;

      линейный отряд «Мастер» включающий студентов II – III курсов, прошедших обучение и психолого-педагогическую практику,

      линейный отряд «Специалист», включающий студентов III курса с опытом работы в отряде не менее 3-х лет [18, стр. 3-5].

Неформальная структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в группе.

3.   Наличие процессов групповой динамики (лидерство, конформизм, групповая сплоченность, процесс принятия решений). Групповая динамика, в отличие от статики, это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют движение группы от стадии к стадии, т.е. развитие группы [2, с.203].

4.   Наличие групповых норм, часть из них закреплена в «Положении …», часть существует негласно.

5.       Межличностные отношения студентов в системе педагогического отряда отличаются рядом особенностей:

      открытостью в общении и взаимоуважением;

      взаимопомощью и способностью принимать индивидуальную и коллективную ответственность;

      высоким уровнем сплоченности группы,

      наличием общих целей, ориентаций, ценностей,

      высокой степенью вовлеченности и заинтересованности творческой деятельностью,

      осознание социальной значимости выполняемой деятельности,

      поддержанием норм и правил внутригруппового поведения.

Педагогический               отряд объединяет студентов              для               участия в творческой, социально полезной и социально значимой деятельностях. Для студентов, находящихся в педагогическом отряде создаются условия для их личностного и профессионального становления, развития профессионально-значимых качеств, применения полученных знаний в практической деятельности, имеющей профессиональную психолого-педагогическую направленность. Большое значение придается организации совместной деятельности. Роль совместной деятельности заключается в том, что она служит основополагающей характеристикой группы, оказывая определенное воздействие на общение, межличностные отношения и индивидуально-психологические качества осуществляющих деятельность людей. В процессе и на основании социально значимой коллективной деятельности рождается психологическое единство, при котором из номинальной группа становится реальной социально-психологической общностью. В ходе той или иной совместной деятельности группа приобретает опыт взаимодействия и общения [2].


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Института Психологии и педагогики Челябинского государственного университета. Его целью стало выявление уровня развития и особенностей межличностных отношений в малой группе на примере студенческого педагогического отряда. В исследовании приняло участие 12 человек (линейный отряд «Пионер») – студенты І - ІІІ курсов Челябинского государственного университета, обучающиеся на специальностях: 020400 «Психология», 031000 «Психология и педагогика» и 031900 «Специальная психология».

Исследование проводилось в 2 этапа: на первом этапе был осуществлен подбор методов исследования. Несмотря на то, что в социальной психологии проблема изучения малых групп рассмотрена достаточно широко, до сих пор не определены основные методы изучения тех или иных социально-психологических параметров группы. Достаточно серьезной задачей является интеграция полученных данных и определение общих теоретических схем исследования. А.В.Сидоренков, при изучении психологических механизмов динамики малой группы, использовал следующие методы исследования: метод диагностики  межличностных отношений, метод социометрии и ценностно-ориентационное единство группы [2, с.64].

              Второй этап организации исследования включил непосредственное проведение выбранных методов исследования и обработку полученных данных.

 

 

 

 

Информация о работе Особенности межличностных отношений студентов в условиях педагогического отряда