Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:46, курсовая работа
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Особенности эмоционально-нравственного развития дошкольников. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику. Эмоционально-личностное развитие ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте
1.3. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Упражнения на эмоционально-нравственное воспитание
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе этой оценки
у детей начинает развиваться
дифференцировка того, что хорошо
и что плохо. В первую очередь
они учатся оценивать поступки других
детей. Позднее дети в состоянии
оценить не только поступки сверстников,
но и свои собственные поступки [6,
с.65]
Появляется умение
сравнивать себя с другими детьми.
От самооценки внешнего вида и поведения
ребенок к концу дошкольного
периода все чаще переходит к
оценке своих личностных качеств, отношений
с окружающими, внутреннего состояния
и оказывается способным в
особой форме осознать свое социальное
“Я”, свое место среди людей. Достигая
старшего дошкольного возраста ребенок
уже усваивает моральные оценки, начинает
учитывать, с этой точки зрения, последовательность
своих поступков, предвосхищать результат
и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего
возраста начинают осознавать особенности
своего поведения, а по мере усвоения общепринятых
норм и правил использовать их в качестве
мерок для оценки себя и окружающих.
Это имеет огромное
значение для дальнейшего развития
личности, сознательного усвоения норм
поведения, следования положительным
образцам [19, с.79]. Для шестилеток характерна
в основном еще не дифференцированная
завышенная самооценка. К семилетнему
возрасту она дифференцируется и
несколько снижается. Появляется отсутствующая
ранее оценка сравнивания себя с
другими сверстниками.
Недифференцированность
самооценки приводит к тому, что ребенок
шести-семи лет рассматривает оценку взрослым
результатов отдельного действия как
оценку своей личности в целом, поэтому
использование порицаний и замечаний
при обучении детей этого возраста должно
быть ограничено. В противном случае у
них появляется заниженная самооценка,
неверие в свои силы, отрицательное отношение
к учению.
Неадекватная заниженная
самооценка также может сформироваться
у ребенка как результат
Объективные недостатки:
низкий рост, непривлекательная внешность
и т.п.; вымышленные недостатки: мнимая
полнота, кажущееся отсутствие способностей;
неуспех в общении: низкий социометрический
статус в группе, непопулярность среди
сверстников; угроза отчуждения в детстве:
нелюбовь родителей, воспитание в “ежовых
рукавицах” и т.п.; чрезмерная сензитивность
к внешним оценкам, исходящим от значимых
других и т.д.
Дети с заниженной
самооценкой переживают чувство
неполноценности, как правило, они
не реализуют своих потенций, т.е.
неадекватная заниженная самооценка становится
фактором, тормозящим развитие личности
ребенка [24, с.134].
Причина неадекватной
самооценки состоит в том, что
дошкольнику, особенно младшему, очень
трудно отделить свои умения от собственной
личности в целом. Для него признать
то, что он что-то сделал или делает
хуже других детей, значит признать, что
он вообще хуже сверстников.
Поэтому даже старший
дошкольник, понимая, что поступил неправильно,
что не в состоянии это признать.
Он понимает, что хвастать некрасиво,
но стремление быть хорошим, выделиться
в среде других детей настолько
сильно, что ребенок часто идет
на уловки, чтобы косвенно показать
свое превосходство.
Пример: Максим Д. (5 лет
9 мес.) занимается в танцевальном кружке.
На постоянные вопросы взрослого: «Кто
сегодня выполнял движения лучше?»
отвечает «Конечно, я». Подобный ответ
взрослого не удовлетворяет, и он
терпеливо объясняет мальчику, что
повторять «Я лучше всех» некрасиво.
Когда в очередной раз взрослый
после занятий спрашивает: «Кто сегодня
танцевал лучше?», Максим отвечает: «Антон».
И тут же торопливо добавляет:
«Это я из скромности…»[33,c.218].
Психологические исследования
установили:
- дети, выделяющие
свое Я через деятельность, завышают
самооценку;
- у детей, выделяющих
свое Я через сферу отношений,
самооценка чащ занижена;
- дети, имеющий разный
статус, положение в группе, по разному
оценивают себя. «Непопулярные» дети чаще
всего себя переоценивают;
- дети с высокой
самооценкой в группе
Н.Т. Колесник [10] выделяет
следующие типы самооценки:
- заниженная адекватная
- неадекватная,
- средняя адекватная
- неадекватная,
- завышенная адекватная
- неадекватная.
Так как самооценка
ребенка формируется в общении
со значимыми другими выделим
этапы развития навыков общения
ребенка со взрослым и сверстниками.
На первом этапе (2-4
года) сверстник является партнёром
по эмоционально-практическому
На втором этапе (4-6
лет) возникает потребность в
ситуативно-деловом
На третьем этапе
(6-7 лет) общение со сверстником приобретает
черты внеситуативности - содержание
общения отвлекается от наглядной ситуации,
начинают складываться устойчивые избирательные
предпочтения между детьми. Ровесник становится
для ребёнка не только средством самоутверждения
и предметом сравнения с собой, но и самоценной
личностью, важной и интересной, независимо
от достижений [17].
Ребёнок жадно стремиться
стать объектом интереса и оценки
своих товарищей, стремиться утвердиться
в своих лучших качествах, у него
возникает потребность в
К 6-7 годам дошкольник
начинает переживать себя в качестве
социального индивида, появляется «внутренняя
позиция». Он стремиться к сотрудничеству
через игры с правилами, что способствует
развитию осознания своих обязанностей,
поступков и их последствий, развитию
произвольного, волевого поведения. не
всегда этот опыт складывается удачно.
У многих детей уже в дошкольном возрасте
закрепляется негативное отношение к
другим, формируется устойчивое агрессивное
поведение.
Практически в каждой
группе детского сада разворачивается
сложная и порой драматическая
картина межличностных
Опыт первых отношений
со сверстниками является тем фундаментом,
на котором строится дальнейшее развитие
личности ребёнка. Этот первый опыт во
многом определяет характер отношения
человека к себе, к другим, к миру
в целом. Определить появления нарушений
эмоциональной сферы можно по
следующим признакам:
- Нарушение, какой
либо сферы личности, психики
ребёнка всегда оказывает
- Нарушение - проявляется
в поведении, его можно
- Психические нарушения
приводят к социальной дезадаптации:
к сужению круга людей, с которыми ребёнок
может нормально взаимодействовать.
- Психические нарушения
оказываются барьером на пути
воспитательных воздействий.
- Нарушения психики
и личности часто приводят
к психосоматическим
Эмоциональное неблагополучие,
связанное с затруднениями в
общении, может приводить к различным
типам поведения.
- Неуравновешенное,
импульсивное поведение,
- Повышенная агрессивность
детей, выступающая как
Среди причин, провоцирующих
агрессивность детей, выделяются следующие:
- привлечение к
себе внимания сверстников;
- ущемление достоинств
другого с целью подчеркнуть своё превосходство;
- защита и месть;
- стремление быть
главным;
- необходимость овладения
желанным предметом.
Проявления выраженной
склонности к агрессивности:
- высокая частота
агрессивных действий - в течение
часа наблюдений такие дети
демонстрируют не менее
- преобладание прямой
физической агрессии;
- наличие враждебных
агрессивных действий, направленных
не на достижение какой-либо
цели, а на физическую боль
или страдание сверстников [30]
Среди психологических
особенностей, провоцирующих агрессивное
поведение, обычно выделяют недостаточное
развитие интеллекта и коммуникативных
навыков, сниженный уровень
Главной отличительной
чертой агрессивных детей является
их отношение к сверстнику. Другой
ребёнок выступает для них
как противник, как конкурент, как
препятствие, которое надо устранить.
Агрессивный ребёнок имеет
Всех агрессивных
детей объединяет одно общее свойство
- невнимание к другим детям, неспособность
видеть и понимать их чувства.
Обидчивость - устойчивое
негативное отношение к общению.
Обида проявляется в тех
- игнорирование партнёра,
недостаточное внимание с его
стороны;
- отказ в чём-то
нужном и желанном;
- неуважительное
отношение со стороны других;
- успех и превосходство
окружающих, отсутствие похвалы.
Характерной особенностью
обидчивых детей является яркая
установка на оценочное отношение
к себе и постоянное ожидание положительной
оценки, отсутствие которой воспринимается
как отрицание себя. Всё это
приносит ребёнку острые болезненные
переживания и препятствует нормальному
развитию личности. Поэтому повышенную
обидчивость можно
Замкнутость - нарушение,
проявляющееся в сужении круга
общения, уменьшении возможностей эмоционального
контакта с окружающими людьми, возрастании
трудности установления новых социальных
отношений.