Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Психологические особенности детей дошкольного возраста. Особенности эмоционально-нравственного развития дошкольников. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику. Эмоционально-личностное развитие ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте
1.3. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Упражнения на эмоционально-нравственное воспитание
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

эмоции ребенка.docx

— 48.02 Кб (Скачать)

На основе этой оценки у детей начинает развиваться  дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь  они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии  оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки [6, с.65] 

Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения  ребенок к концу дошкольного  периода все чаще переходит к  оценке своих личностных качеств, отношений  с окружающими, внутреннего состояния  и оказывается способным в  особой форме осознать свое социальное “Я”, свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. 

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным  образцам [19, с.79]. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему  возрасту она дифференцируется и  несколько снижается. Появляется отсутствующая  ранее оценка сравнивания себя с  другими сверстниками. 

Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению. 

Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого  неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание  этого неуспеха взрослыми или  другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины  появления у ребенка заниженной самооценки: 

Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность  и т.п.; вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в “ежовых рукавицах” и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д. 

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство  неполноценности, как правило, они  не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка [24, с.134]. 

Причина неадекватной самооценки состоит в том, что  дошкольнику, особенно младшему, очень  трудно отделить свои умения от собственной  личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что  он вообще хуже сверстников. 

Поэтому даже старший  дошкольник, понимая, что поступил неправильно, что не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько  сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство. 

Пример: Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается в танцевальном кружке. На постоянные вопросы взрослого: «Кто сегодня выполнял движения лучше?»  отвечает «Конечно, я». Подобный ответ  взрослого не удовлетворяет, и он терпеливо объясняет мальчику, что  повторять «Я лучше всех» некрасиво. Когда в очередной раз взрослый после занятий спрашивает: «Кто сегодня  танцевал лучше?», Максим отвечает: «Антон». И тут же торопливо добавляет: «Это я из скромности…»[33,c.218]. 

Психологические исследования установили: 

- дети, выделяющие  свое Я через деятельность, завышают  самооценку; 

- у детей, выделяющих  свое Я через сферу отношений,  самооценка чащ занижена; 

- дети, имеющий разный  статус, положение в группе, по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети чаще всего себя переоценивают; 

- дети с высокой  самооценкой в группе чувствуют  себя увереннее, активнее проявляют  свои интересы и ставят перед  собой более высокие цели. [5, c. 218]. 

Н.Т. Колесник [10] выделяет следующие типы самооценки: 

- заниженная адекватная - неадекватная, 

- средняя адекватная - неадекватная, 

- завышенная адекватная - неадекватная. 

Так как самооценка ребенка формируется в общении  со значимыми другими выделим  этапы развития навыков общения  ребенка со взрослым и сверстниками. 

На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнёром  по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и  эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии  сверстника, которое выражается в  параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. Ребёнок, «смотрясь  в сверстника», как бы объективирует  себя и выделяет в самом себе конкретные свойства.  

На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в  ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие  от соучастия, предполагает распределение  игровых ролей и функций, а  значит, и учёт действий и воздействий  партнёра. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает  потребность в уважении и признании  сверстника. В этом возрасте значительно  возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как  зависть, ревность, обида на сверстника.  

На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает  черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Ровесник становится для ребёнка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от достижений [17].  

Ребёнок жадно стремиться стать объектом интереса и оценки своих товарищей, стремиться утвердиться  в своих лучших качествах, у него возникает потребность в признании  и уважении ровесника.  

К 6-7 годам дошкольник начинает переживать себя в качестве социального индивида, появляется «внутренняя  позиция». Он стремиться к сотрудничеству через игры с правилами, что способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения. не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепляется негативное отношение к другим, формируется устойчивое агрессивное поведение.  

Практически в каждой группе детского сада разворачивается  сложная и порой драматическая  картина межличностных отношений  детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти  отношения остро переживаются участниками  и несут массу разнообразных  эмоций. Эмоциональная напряженность  и конфликтность в сфере детских  отношений значительно выше, чем  в сфере общения с взрослым [30; 31].  

Опыт первых отношений  со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения  человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений  эмоциональной сферы можно по следующим признакам:  

- Нарушение, какой  либо сферы личности, психики  ребёнка всегда оказывает негативное  воздействие на другие сферы,  в результате чего те деградируют,  либо замедляют своё развитие.  

- Нарушение - проявляется  в поведении, его можно опознать  при наблюдении: трудновоспитуемость,  непослушание, агрессия, капризность,  упрямство, проявляющиеся не в  критические возрастные периоды.  

- Психические нарушения  приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать.  

- Психические нарушения  оказываются барьером на пути  воспитательных воздействий. Задача  устранения нарушений оказывается  первичной, по отношению к собственно  воспитанию.  

- Нарушения психики  и личности часто приводят  к психосоматическим заболеваниям [23, с. 377].  

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в  общении, может приводить к различным  типам поведения.  

- Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное  для быстро возбудимых детей.  При возникновении конфликтов  со сверстниками эмоции этих  детей проявляются во вспышках  гнева, громком плаче, отчаянной  обиде. Негативные эмоции детей  в этом случае могут быть  вызваны как серьёзными причинами,  так и самыми незначительными.  Их эмоциональная несдержанность  и импульсивность приводят к  разрушению игры, к конфликтам  и дракам. Вспыльчивость - скорее  выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления  ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.  

- Повышенная агрессивность  детей, выступающая как устойчивое  качество личности. Исследования  и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся  в детстве, остаётся устойчивой  и сохраняется на протяжении  дальнейшей жизни человека. Гнев  перерастает в нарушение при  постоянном, агрессивном поведении  родителей, которым подражает  ребёнок; проявлении нелюбви к  малышу, из-за чего формируется  враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных  эмоций.  

Среди причин, провоцирующих  агрессивность детей, выделяются следующие:  

- привлечение к  себе внимания сверстников;  

- ущемление достоинств  другого с целью подчеркнуть своё превосходство;  

- защита и месть;  

- стремление быть  главным;  

- необходимость овладения  желанным предметом.  

Проявления выраженной склонности к агрессивности:  

- высокая частота  агрессивных действий - в течение  часа наблюдений такие дети  демонстрируют не менее четырёх  актов, направленных на причинение  вреда сверстникам;  

- преобладание прямой  физической агрессии;  

- наличие враждебных  агрессивных действий, направленных  не на достижение какой-либо  цели, а на физическую боль  или страдание сверстников [30].  

Среди психологических  особенностей, провоцирующих агрессивное  поведение, обычно выделяют недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку.  

Главной отличительной  чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них  как противник, как конкурент, как  препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает  другим негативные намерения и пренебрежение  к себе.  

Всех агрессивных  детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность  видеть и понимать их чувства.  

Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям относятся следующие:  

- игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его  стороны;  

- отказ в чём-то  нужном и желанном;  

- неуважительное  отношение со стороны других;  

- успех и превосходство  окружающих, отсутствие похвалы. 

Характерной особенностью обидчивых детей является яркая  установка на оценочное отношение  к себе и постоянное ожидание положительной  оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Всё это  приносит ребёнку острые болезненные  переживания и препятствует нормальному  развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать, как одну из конфликтных форм межличностных  отношений.  

Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга  общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании  трудности установления новых социальных отношений.  

Информация о работе Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста