Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:46, курсовая работа
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Особенности эмоционально-нравственного развития дошкольников. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику. Эмоционально-личностное развитие ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте
1.3. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Упражнения на эмоционально-нравственное воспитание
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Психологические
особенности детей дошкольного
возраста
1.2. Особенности эмоционально-
1.3. Формирование
самооценки и воспитание
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ
1
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ
НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ
2.1. Методы и организация
исследования
2.2. Анализ результатов
исследования
2.3. Упражнения на
эмоционально-нравственное
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Снижение многих
показателей нравственного и
духовного здоровья личности в настоящее
время происходит начиная с дошкольного
возраста. Одна из основных причин ухудшения
нравственного состояния детей - разрушение
естественных институтов социализации:
семьи и детского сообщества, а также изменение
общей ориентации воспитания с коллективистской
на индивидуалистическую модель, ослабление
коллективных форм совместной деятельности
детей.
Дошкольный возраст
является сензитивным для морально-нравственного
воспитания, формирования нравственных
чувств, нравственной позиции, поведения.
Процесс нравственного воспитания в дошкольном
возрасте должен опираться на психологические
закономерности данного возраста, закономерности
развития морально-нравственной дошкольника.
Для педагога-практика
становится очевидным, что именно межличностные
отношения, их характер являются центральным
образованием, которые определяют развитие
морально-нравственной сферы дошкольника.
Проблемные отношения в группе детского
сада связаны с проявлением
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
Тема курсовой работы
«Особенности эмоционально-нравственного
воспитания детей старшего дошкольного
возраста»
Предметом изучения
личности дошкольника являются такие
проблемы как уровень самооценки,
эмоционально-личностное развитие, уровень
тревожности.
Исходя из вышеизложенного,
целью курсовой работы является изучение
особенностей эмоционально-нравственного
воспитания детей старшего дошкольного
возраста
Задачи исследования:
1. Изучить психологические
особенности детей дошкольного
возраста
2. Охарактеризовать
особенности эмоционального
3. Рассмотреть условия
воспитания эмоционально-
Объект изучения:
отношение к себе и к сверстнику
в старшем дошкольном возрасте.
Предмет: взаимосвязь
отношения к себе с отношением
к сверстникам в старшем
Гипотеза исследования:
неадекватной самооценке в дошкольном
возрасте соответствует низкий уровень
коммуникатитвности, который проявляется
в недоброжелательном отношении к сверстнику.
Методологическая
основа: положения совремнной психологии
об эмоционально-личностном развитии
дошкольника.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение
теоретических представлений
2. «Шкала самооценки»
(автор В.Г. Щур).
3. Метод наблюдения
за общением (Е.О. Смирнова, В.М.
Холмогорова).
5. Методы математической
статистики (коэффициент корреляции
Пирсона).
Эмпирическая база:
дети старшего дошкольного возраста,
всего 30 человек.
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Психологические
особенности детей дошкольного
возраста
В данный период происходит
дальнейшее интенсивное развитие психической,
физической и личностной организации
ребенка. Развиваются внутренние органы,
увеличивается мышечная масса, вес
мозга, усиливается регулирующая роль
коры больших полушарий. Все это
создает необходимые условия
для психического и личностного
развития. У ребенка развивается
зрительная, слуховая, кожно-двигательная
чувствительность. Формируется элементарная
наблюдательность, когда ребенок
сознательно изучает предметы, выделяя
их основные признаки. Дети-дошкольники
способны давать первичные эстетические
оценки: красиво - некрасиво, нравится
- не нравится. Развивается воображение,
преобладает конкретное мышление, т.е.
мышление в непосредственном действии.
К концу дошкольного возраста
ребенок в значительной степени
осваивает родную речь. Все перечисленные
данные способствуют переходу ребенка
на новый уровень развития личности
[13, 19].
Спецификой дошкольного
возраста является изменение социальных
условий (социальной ситуации развития),
в которых живет ребенок. Он становится
более самостоятельным, повышаются
требования со стороны взрослых, изменяется
систем а взаимоотношений со сверстниками,
так и со взрослыми. Начинается внутренний
конфликт между своим желаниями, потребностями
быть как «большой» и недостатком физических
и психических возможностей. Возникает
кризисная ситуация, имеющая несколько
особенностей (по Л.С. Выготскому):
Негативизм (ребенок
отказывается подчиняться требованиям
взрослых).
Упрямство (ребенок
настаивает на собственных требования
и решениях).
Строптивость (ребенок
протестует против порядков, существующих
в доме).
Своеволие (проявляется
в стремлении отделится от взрослых).
Обесценивание взрослых
(мать может услышать от ребенка, что
она «дура»).
Протест-бунт (ребенок
часто ссорится с родителями).
В семьях с единственным
ребенком может встречаться стремление
к деспотизму.
Разрешение данного
кризиса лежит в открытии для
ребенка новых видов
В дошкольном возрасте
ребенок пытается установить новые,
более зрелые формы отношений
с окружающими. Родители и воспитатели
отмечают любимую фразу в этом
возрасте: «Я сам». Ребенок пытается
самоутвердится . Если поддержать ребенка
в его самоутверждении, то у него сформируются
такие качества, как инициативность, предприимчивость.
Если же родители и воспитатели будут
препятствовать утверждению ребенком
своего «Я», тот у него могут сформироваться
чувство вины и зависимости.
В дошкольном возрасте
у ребенка формируется
Дошкольники все
еще остаются непосредственными
и импульсивными. Эмоции, которые
они испытывают, легко прочитываются
на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Для практического психолога
поведение ребенка, выражение им
чувств - важный показатель в понимании
внутреннего мира маленького человека,
свидетельствующий о его
Для формирования положительной
самооценки ребенку важно понять,
что даже ошибаясь, можно продвигаться
к поставленной цели. Необходимо чаще
говорить ребенку, что он «может», «способен»,
«умеет», тогда ребенок научится доверять
себе [20, 21].
В дошкольном возрасте
ребенок открывает для себя мир
человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций
людей. В дошкольном возрасте рождается
ролевая игра, которая становится
ведущей деятельностью. Ролевая
игра, вырастая из реальных социальных
отношений, играет большую роль в
процессе социализации ребенка, так
как в ней он осваивает социальные
роли, учится выполнять различные
социальные функции, учится общаться,
сотрудничать, становится на точку
зрения другого.
Основные психологические
новообразования, на которые можно
опираться при воспитании ребенка
дошкольного возраста:
1. Формируется первое
схематичное цельно детское
2. Возникают первые
этические нормы: «Что есть
добро и что есть зло?»
3. Ребенок способен
управлять своими эмоциями, ставит
перед собой цели. Это свидетельствует
о формировании произвольного
поведения.
4. Ребенок отделяет
себя от мира других людей,
что является основой
1.2. Особенности эмоционально-
Эмоции играют важную
роль в жизни детей: помогают воспринимать
действительность и реагировать
на нее. Проявляясь в поведении, они
информируют взрослого о том,
что ребенку нравится, сердит или
огорчает его. Особенно это актуально
в младенчестве, когда вербальное
общение не доступно. По мере того, как
ребенок растет, его эмоциональный
мир становится богаче и разнообразнее.
От базовых (страха, радости и др.)
он переходит к более сложной
гамме чувств: радуется и сердится,
восторгается и удивляется, ревнует
и грустит. Меняется и внешнее
проявление эмоций. Это уже не младенец,
который плачет и от страха, и
от голода.
В дошкольном возрасте
ребенок усваивает язык чувств -
принятые в обществе формы выражения
тончайших оттенков переживаний
при помощи взглядов, улыбок, жестов,
поз, движений, интонаций голоса и
т.д.
С другой стороны, ребенок
овладевает умением сдерживать бурные
и резкие выражения чувств. Пятилетний
ребенок в отличие от двухлетнего
уже может не показывать страх или слезы.
Он научается не только в значительной
степени управлять выражением своих чувств,
облекать их в культурно принятую форму,
но и осознанно пользоваться ими, информируя
окружающих о своих переживаниях, воздействуя
на них [11, с.103].
Эмоциональное развитие
ребенка-дошкольника тесно
Динамика и содержание
представлений о нравственных качествах
в дошкольном возрасте [3]:
- 3-4 года. Складываются
элементарные представления о
том, что «такое хорошо, а что
такое плохо». Формируется отрицательное
отношение к грубости и
- 4-5 лет. Развиваются
представления о
- 5-6 лет. Развиваются
обобщенные представления о
- 6-7 лет. Продолжают
развиваться обобщенные
Таким образом, в
дошкольном возрасте у детей складываются
первые моральные суждения и оценки,
первоначальное понимание общественного
смысла нравственной нормы, формируются
не только нравственные качества, но и
чувства. Однако психологические исследования
морального развития дошкольников показали,
что знание моральной нормы далеко
не всегда обеспечивает ее выполнение
в реальной жизненной ситуации. Часть
детей, хорошо зная норму справедливости,
в реальном взаимодействии не соблюдают
ее. Вместе с тем большинство детей в реальной
ситуации ведут себя в соответствии с
нормой.
Несоответствие между
усвоением нравственной нормы и
реальным поведением предопределяет изменение
стратегии развития морально-нравственной
сферы дошкольника. Эта стратегия
должна быть направлена не только на осознание
своих качеств и переживаний,
усвоение правил и норм поведения, но
в первую очередь на развитие сопричастности,
чувства общности с другими, в
целом на формирование доброжелательного
отношения к людям.
Альтруистическое
поведение связано не с полнотой
понимания и принятия моральной
нормы как правила поведения,
а с особым отношением к другому,
которое обеспечивает сочувствие и содействие
ему в различных ситуациях межличностного
взаимодействия. Такое отношение предполагает
эмпатию: переживания другого воспринимаются
через непосредственное эмоциональное
заражение, через принятие чужих переживаний.
Суть отношения к другому сводится, прежде
всего к эмоциональной отзывчивости, и
именно чувства являются первичными по
отношению к пониманию и действию. Основой
нравственного отношения к другому является
способность увидеть и услышать именно
другого человека, а не только себя в нем.