Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Психологические особенности детей дошкольного возраста. Особенности эмоционально-нравственного развития дошкольников. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику. Эмоционально-личностное развитие ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте
1.3. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Упражнения на эмоционально-нравственное воспитание
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

эмоции ребенка.docx

— 48.02 Кб (Скачать)

Особенности эмоционально-нравственного  воспитания детей старшего дошкольного  возраста

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 

1.1. Психологические  особенности детей дошкольного  возраста 

1.2. Особенности эмоционально-нравственного  развития в дошкольном возрасте 

1.3. Формирование  самооценки и воспитание эмоционально-положительного  отношения к сверстнику 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ  НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ  

2.1. Методы и организация  исследования 

2.2. Анализ результатов  исследования 

2.3. Упражнения на  эмоционально-нравственное воспитание  

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 ВВЕДЕНИЕ 

Снижение многих показателей нравственного и  духовного здоровья личности в настоящее  время происходит начиная с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей - разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей. 

Дошкольный возраст  является сензитивным для морально-нравственного воспитания, формирования нравственных чувств, нравственной позиции, поведения. Процесс нравственного воспитания в дошкольном возрасте должен опираться на психологические закономерности данного возраста, закономерности развития морально-нравственной дошкольника. 

Для педагога-практика становится очевидным, что именно межличностные  отношения, их характер являются центральным  образованием, которые определяют развитие морально-нравственной сферы дошкольника. Проблемные отношения в группе детского сада связаны с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), иногда даже ребенок отказывается посещать детский сад. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога: вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их. 

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ  

Тема курсовой работы «Особенности эмоционально-нравственного  воспитания детей старшего дошкольного  возраста»  

Предметом изучения личности дошкольника являются такие  проблемы как уровень самооценки, эмоционально-личностное развитие, уровень  тревожности.  

Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционально-нравственного  воспитания детей старшего дошкольного  возраста 

Задачи исследования: 

1. Изучить психологические  особенности детей дошкольного  возраста 

2. Охарактеризовать  особенности эмоционального нравственного  развития в старшем дошкольном  возрасте 

3. Рассмотреть условия  воспитания эмоционально-положительного  отношения к себе и к сверстнику  

Объект изучения: отношение к себе и к сверстнику в старшем дошкольном возрасте. 

Предмет: взаимосвязь  отношения к себе с отношением к сверстникам в старшем дошкольном возрасте. 

Гипотеза исследования: неадекватной самооценке в дошкольном возрасте соответствует низкий уровень  коммуникатитвности, который проявляется в недоброжелательном отношении к сверстнику. 

Методологическая  основа: положения совремнной психологии об эмоционально-личностном развитии дошкольника. 

Методы исследования:  

1. Анализ и обобщение  теоретических представлений по  проблеме исследования. 

2. «Шкала самооценки»  (автор В.Г. Щур). 

3. Метод наблюдения  за общением (Е.О. Смирнова, В.М.  Холмогорова). 

5. Методы математической  статистики (коэффициент корреляции  Пирсона). 

Эмпирическая база: дети старшего дошкольного возраста, всего 30 человек. 

1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 
 

1.1. Психологические  особенности детей дошкольного  возраста 
 

В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации  ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес  мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это  создает необходимые условия  для психического и личностного  развития. У ребенка развивается  зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок  сознательно изучает предметы, выделяя  их основные признаки. Дети-дошкольники  способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени  осваивает родную речь. Все перечисленные  данные способствуют переходу ребенка  на новый уровень развития личности [13, 19]. 

Спецификой дошкольного  возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется систем а взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своим желаниями, потребностями быть как «большой» и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С. Выготскому): 

Негативизм (ребенок  отказывается подчиняться требованиям  взрослых). 

Упрямство (ребенок  настаивает на собственных требования и решениях). 

Строптивость (ребенок  протестует против порядков, существующих в доме). 

Своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых). 

Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что  она «дура»). 

Протест-бунт (ребенок  часто ссорится с родителями). 

В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму. 

Разрешение данного  кризиса лежит в открытии для  ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному  росту. 

В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений  с окружающими. Родители и воспитатели  отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердится . Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости. 

В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная  реакция на похвалу, лежащая в  основе формирования самооценки, отношения  к самому себе, своим качествам.  

Дошкольники все  еще остаются непосредственными  и импульсивными. Эмоции, которые  они испытывают, легко прочитываются  на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога  поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании  внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом  состоянии, благополучии, возможных  перспективах развития. Информацию о  степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный  фон. Эмоциональный фон может  быть положительным или отрицательным. 

Для формирования положительной  самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе [20, 21]. 

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир  человеческих отношений, разных видов  деятельности и общественных функций  людей. В дошкольном возрасте рождается  ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая  игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в  процессе социализации ребенка, так  как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные  социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку  зрения другого.  

Основные психологические  новообразования, на которые можно  опираться при воспитании ребенка  дошкольного возраста: 

1. Формируется первое  схематичное цельно детское мировоззрение. 

2. Возникают первые  этические нормы: «Что есть  добро и что есть зло?» 

3. Ребенок способен  управлять своими эмоциями, ставит  перед собой цели. Это свидетельствует  о формировании произвольного  поведения. 

4. Ребенок отделяет  себя от мира других людей,  что является основой формирования  самосознания. 

1.2. Особенности эмоционально-нравственного  развития в дошкольном возрасте 
 

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать  на нее. Проявляясь в поведении, они  информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или  огорчает его. Особенно это актуально  в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как  ребенок растет, его эмоциональный  мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной  гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует  и грустит. Меняется и внешнее  проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и  от голода. 

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения  тончайших оттенков переживаний  при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и  т.д. 

С другой стороны, ребенок  овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [11, с.103]. 

Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано  с развитием его нравственных представлений и чувств.  

Динамика и содержание представлений о нравственных качествах  в дошкольном возрасте [3]: 

- 3-4 года. Складываются  элементарные представления о  том, что «такое хорошо, а что  такое плохо». Формируется отрицательное  отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта  ребенка, его конкретных поступков,  развиваются представления о  доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости. 

- 4-5 лет. Развиваются  представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на  основе анализа повседневных  ситуаций и литературных произведений. 

- 5-6 лет. Развиваются  обобщенные представления о правдивости,  справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах. 

- 6-7 лет. Продолжают  развиваться обобщенные представления  о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное  отношение к таким аморальным  качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость  и т.д. 

Таким образом, в  дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного  смысла нравственной нормы, формируются  не только нравственные качества, но и  чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть  детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.  

Несоответствие между  усвоением нравственной нормы и  реальным поведением предопределяет изменение  стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия  должна быть направлена не только на осознание  своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в  целом на формирование доброжелательного  отношения к людям. 

Альтруистическое  поведение связано не с полнотой понимания и принятия моральной  нормы как правила поведения, а с особым отношением к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в различных ситуациях межличностного взаимодействия. Такое отношение предполагает эмпатию: переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через принятие чужих переживаний. Суть отношения к другому сводится, прежде всего к эмоциональной отзывчивости, и именно чувства являются первичными по отношению к пониманию и действию. Основой нравственного отношения к другому является способность увидеть и услышать именно другого человека, а не только себя в нем.  

Информация о работе Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста