Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….
6
1.1 КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА……………………………………………………………
6
1.2 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….
11
1.3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….
18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………......
24
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….
24
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….
32
2.3 Проверка эффективности проделанной работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………...
51
- поздороваться, когда приходишь в гости;
- без приглашения не входить в комнату;
- дарить подарок с пожеланиями
имениннику (в качестве подарка
может быть стихотворение,
- за столом не шуметь, не брать пищу руками;
- приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;
- не перебивать друг друга;
- пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно;
- после еды не забыть поблагодарить именинника;
- перед уходом попрощаться;
- когда гости уходят, именинник
помогает взрослым убирать
Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.
Была проведена беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.
Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим - это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Режимные моменты способствуют
воспитанию у детей культурно-
При рациональной организации
обстановки обязательным условием явился
индивидуально-
Знание особенностей состояния
нервной системы каждого
Широко использовали мы в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.
Т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
2.3 Проверка эффективности проделанной работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
Данные представлены в таблицах 3,4.
Таблица 3. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
сформированность навыка мытья рук (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка опрятной еды (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка пользования носовым платком |
Общее кол-во баллов |
Уровень | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||||||
Таня В. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
15 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
16 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
15 |
2 |
48 |
С | |
Сережа И. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
13 |
2 |
35 |
Н | |
Юля В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
3 |
66 |
В | |
Оля Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
20 |
3 |
65 |
В | |
Лена К. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
18 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
17 |
3 |
58 |
С | |
Лариса Г. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
16 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
18 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
48 |
С | |
Володя С. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
12 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
42 |
С | |
Андрей С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
17 |
3 |
56 |
С | |
Полина Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
19 |
3 |
64 |
В | |
Вова А. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
2 |
28 |
Н | |
Юля К. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
17 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
20 |
3 |
60 |
С |
Таблица 4. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы.
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
сформированность навыка мытья рук (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка опрятной еды (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка пользования носовым платком |
Общее кол-во баллов |
Уровень | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||||||
Лена И. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
18 |
2 |
61 |
С | |
Миша О. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
2 |
28 |
Н | |
Саша Е. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
12 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
40 |
С | |
Галя Д. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
16 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
19 |
3 |
58 |
С | |
Таня О. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
12 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
13 |
2 |
39 |
Н | |
Ирина П. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
2 |
36 |
Н | |
Ваня П. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
13 |
2 |
41 |
С | |
Рома Б. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
10 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
9 |
2 |
30 |
Н | |
Кирилл М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
9 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
1 |
26 |
Н | |
Света К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
20 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
19 |
2 |
62 |
С | |
Марина П. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
11 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
2 |
34 |
Н |
Итак, результаты проведенной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста таковы:
В экспериментальной группе
произошли изменения
Детей с низким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков – 2 (18 %);
Детей со средним уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков – 6 (55%);
Детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков – 3 (27%).
Дети, оставшиеся на прежнем уровне, повысили общее количество баллов - это тоже положительная динамика.
Более того все дети экспериментальной группы освоили навык пользования носовым платком.
Наметилась положительная динамика и у детей, которые не принимали участие в нашей исследовательской работе (т. е. детей контрольной группы), т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению культурно-гигиенических навыков.
В контрольной группе изменения произошли незначительные. Они таковы:
Детей с низким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков – 6 (55 %);
Детей со средним уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков – 5 (45 %);
Детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков – 0.
Таким образом после проведенного
нами эксперимента мы можем говорить
о том, что рациональная организация
обстановки в ДОУ, которая включает
не только обеспечение воспитательно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде всего, необходимо вызвать
у детей желание действовать
определенным образом. Этому во многом
могут способствовать условия детского
сада: благоустроенное помещение, мебель,
соответствующая возрасту детей. Но
мало вызвать желание, надо научить
ребенка действовать
Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» г. Саранска. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в ДОУ переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.