Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….
6
1.1 КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА……………………………………………………………
6
1.2 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….
11
1.3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….
18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………......
24
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….
24
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….
32
2.3 Проверка эффективности проделанной работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………...
51
Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:
1. Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
2. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
3. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста
4. Определить эффективность разработанных мероприятий.
Эксперимент состоял из 3-х этапов:
Констатирующего;
Формирующего;
Контрольного.
Экспериментальная база исследования: воспитанники второй младшей группы МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» г. Саранска.
Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 11 детей в каждой в каждой. Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную.
Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо:
а) установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;
б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.
г) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;
д) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;
е) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.
Мы вели наблюдение за работой воспитателя и 20 детьми экспериментальной и контрольной групп исследования в течение 3-х дней. Наблюдение проводилось по схеме, которую мы предварительно разработали на основании требований «Программы воспитания в детском саду».
Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы.
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
сформированность навыка мытья рук (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка опрятной еды (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка пользования носовым платком |
Общее кол-во баллов |
Уровень | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||||||
Таня В. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
15 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
16 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
15 |
2 |
48 |
С | |
Сережа И. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
13 |
2 |
35 |
Н | |
Юля В. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
18 |
3 |
61 |
С | |
Оля Б. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
19 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
18 |
3 |
61 |
С | |
Лена К. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
18 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
16 |
2 |
56 |
С | |
Лариса Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
18 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
12 |
1 |
45 |
С | |
Володя С. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
13 |
2 |
38 |
Н | |
Андрей С. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
19 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
13 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
15 |
3 |
50 |
С | |
Полина Г. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
17 |
3 |
61 |
С | |
Вова А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
22 |
Н | |
Юля К. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
16 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
19 |
3 |
58 |
С |
Таблица 2. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы.
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
сформированность навыка мытья рук (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка опрятной еды (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах) |
кол-во баллов |
сформированность навыка пользования носовым платком |
Общее кол-во баллов |
Уровень | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||||||
Лена И. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
18 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
16 |
2 |
56 |
С | |
Миша О. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
22 |
Н | |
Саша Е. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
13 |
2 |
38 |
Н | |
Галя Д. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
16 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
19 |
3 |
58 |
С | |
Таня О. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
12 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
13 |
2 |
39 |
Н | |
Ирина П. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
2 |
36 |
Н | |
Ваня П. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
12 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
2 |
37 |
Н | |
Рома Б. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
10 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
9 |
2 |
30 |
Н | |
Кирилл М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
9 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
1 |
26 |
Н | |
Света К. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
17 |
3 |
61 |
С | |
Марина П. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
11 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
2 |
34 |
Н |
Нами были определены следующие критерии оценок.
Навыки опрятной еды включают умения:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6.Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1.Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку(платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:
правильно выполненное действие ребенок получает - 3 балла;
действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;
неумение выполнять действие – 1 балл.
Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:
1 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;
2- формирование навыка
вызывает незначительные
3- формирование навыка не вызывает затруднения.
Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (66-63 балла) - все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Анализ результатов показал следующее, что у большинства детей (75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка (25%) навыки не сформированы.
Так, Юля В., Оля Б., Полина Г.умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у этих детей нарушается. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.
У Вовы А. ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.
По результатам проведенного исследования у большинства детей (75%) контрольной группы навыки не сформированы. Так, Кирилл М. во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Лена И., Миша В.). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. Кирилл, после того, как съел свое печенье стал отнимать у Лены его.
В обеих группах было замечено, что дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.
Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям, но в группе достаточно мало дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе очень редко используют художественное слово.
Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Формирование культурно-
Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования.
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
5. Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
В ходе формирующего этапа
эксперимента были разработаны мероприятия
по формированию у детей экспериментальной
группы культурно-гигиенических
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений.
В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.
Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали как нужно правильно выполнить это указание.