Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….


6
1.1 КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА……………………………………………………………

6
1.2 УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….


11
1.3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….


18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………......


24
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….


24
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….


32
2.3 Проверка эффективности проделанной работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..


44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………...
51

Работа содержит 1 файл

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков.docx

— 116.17 Кб (Скачать)

В своей работе мы широко использовали прием поощрения, но старались  этим не злоупотреблять. Мы старались  делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

В некоторых случаях приходилось  использовать порицание, но делали это  в косвенной форме, не называя  имен детей.

Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием  повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после  мытья посмотрели, насколько чисто  и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических  навыков явились дидактические  игры.

Существенной частью педагогического  процесса по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста являются игры-занятия с  куклой. Нами были спланированы и проведены  следующие игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Готовим обед для кукол», «Вымой кукле руки», «День рождения», «Мыльные перчатки. Пузырики», «Найди пару».

Дидактическая игра  “Кукла Катя проснулась”  

Дидактическая задача.   Закрепить знания ребенка о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь ребенка; воспитывать заботливое отношение к кукле – партнёру по игре.

Игровые правила.  Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, а рядом с маленькой – маленькие. Называть одежду в той последовательности, к какой будут надевать на куклу.

Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застёгивание, завязывание.

Ход игры:

Взрослый заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа  одежду для маленькой и большой  кукол. На двух кроватках (большой и  поменьше) лежат две куклы –  Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником (игра проводится в игровом уголке комнаты).

Взрослый, обращаясь к  большой кукле,  говорит: ”Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? (наклоняется к кукле). Она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать её одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?” - «Платье, майку, трусики, колготки, туфли». 

«Правильно. Посмотри внимательно  на полочку. Ты видишь одежду Кати?»   

Ребенок приносит платье. Взрослый прикладывает платье кукле Кате.

«Посмотри, годится Кате платье?» (платье явно мало). «Нет, оно  мало. Значит, платье не для Кати. Для  кого же оно? Наверное, оно для куклы  Тани. Она тоже ещё спит. Отнеси это  платье и положи на стул возле Тани. Поищи другое платье». (Ребенок находит  платье побольше, примеряет его кукле). «Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи?” - задает вопрос взрослый, привлекая  внимание ребенка к белью куклы. -  «Надо сначала трусики и майку надеть». 

«Значит, их надо найти. Найди  трусики майку для куклы Кати. Только не ошибись!»

Ребенок подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку  откладывает в сторону, берет  большую майку и приносит воспитателю.

Таким же образом «находят»  и другие вещи. Взрослый при этом просит надеть на куклу трусики, майку, платье, застегнуть пуговицы, застегнуть пояс.

Одетых кукол ребенок  и взрослый берут с собой для  игры на прогулку. Важно, чтобы процесс  одевания не был оторванным от дальнейшей их деятельности. Одев кукол, взрослый говорит: «Вот и Таня, и Катя одеты. Они готовы делать гимнастику, затем завтракать». Так взрослый как бы намечает перспективу дальнейшей самостоятельной игры детей с куклами.

Дидактическая игра “Кукла Катя обедает” 

Дидактическая задача. Закрепить знания ребенка о столовой посуде, активизировать речь; воспитать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила.   Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы.

Игровые действия.  Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры.

Игра проводится в игровом  уголке. На столе стоит посуда:  чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

«Катю нужно покормить  обедом»,- говорит взрослый и оказывает  на стол, за которым сидит кукла. – «А здесь стоит посуда (указывает  на стол, стоящий в стороне). Будем  играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда. Что ты поставишь Кате на стол?» - «Я поставлю вот это».

«Как это называется?» - «Тарелка глубокая для супа».

По просьбе взрослого  ребенок или  дети, с которыми он вместе играет, находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки, вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит детей пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда убрать всё со стола.

По такому плану проводятся и другие игры с куклой. Это позволяет  малышам усвоить знания более  прочно, использовать их затем в  самостоятельной творческой игре с  куклой, содержание которой будет  значительно богаче и интереснее.

Игра «Готовим обед для кукол»

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Ход игры:

Педагог: «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?». Дети по муляжам перечисляют  продукты.

«А сейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших  друзей (кукол). Из чего состоит обед? -- из первого блюда (борщ, суп, щи), из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай). Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп), второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока)».

Педагог вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, педагог сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:

- промыть в дуршлаге  необходимые продукты для приготовления  первого блюда (мясо, овощи);

- очистить овощи от  кожуры и нарезать на разделочной  доске;

- положить в кастрюлю  необходимые продукты и залить  водой;

- поставить на детскую  плиту и зажечь конфорку;

- после того как суп  будет готов, разлить половником  по тарелкам.

На второе блюдо готовим  рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу и показ необходимых  продуктов и посуды для приготовления  второго блюда. На третье - варим  компот из фруктов (яблок, груш и лимона).

Педагог поэтапно объясняет  детям каждое действие, а затем  спрашивает, что они сделали, что  делают и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусный обед.

Игра «Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход игры:

Дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу к  умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет  белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо»  и уходит в гости. Педагог обсуждает  с детьми то, что произошло. Кукла  Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить  с прогулки и обязательно мыть руки».

После формирования положительного отношения к навыку мытью рук  в процессе дидактической игры педагог  переходил к закреплению этого  навыка в режимных моментах. При  этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук  требует от умственно отсталого  ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

Игра  «Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

 

 

Ход игры:

Педагог: «Мы подойдем к  раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем  мыло и сделаем себе красивые "белые  перчатки". Педагог поэтапно объясняет  процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой  пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми  движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать  маленькую щелочку (отверстие) и  тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней  выходит мыльный пузырь. Педагог  эмоционально фиксирует появление  у детей пузырей. Если дотронуться  до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая  ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под  струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например, первая потешка:

«Ладушки, ладушки, с мылом  моем лапушки,

чистые ладошки, вот вам  хлеб, да ложки!».

Вторая потешка:

«В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама Сашенька Егорова»

( педагог называет имя  ребенка).

Третья потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

будем умываться веселей!»

Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.

Игра  «Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды -- правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры:

Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.

Игра  «День рождения»

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости - куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

Ход игры:

Ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на уроках труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

Информация о работе Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста