Основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Объектом нашего исследования является процесс обучения чтению на среднем этапе обучения.
Предметом исследования является гипертекст в обучении чтению на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Цель исследования заключается в выявлении роли гипертекста при развитии навыков чтения на среднем этапе обучения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить понятие «текст», выделить критерии текста.
Дать определение, понятия «гипертекста», выявить недостатки, преимущества и требования к использованию данной технологии.
Дать теоретическую характеристику чтения на среднем этапе обучения.
На практике осуществить обучение чтению на основе гипертекстов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе
Психолого-педагогические особенности возраста учащихся на среднем этапе (младший подросток)
Понятие гипертекста, гипертекстовой технологии и его функции в изучении иностранного языка
Преимущества гипертекста и возможности использовании гипертекстовой технологии в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе обучения

Глава 2. Методические основы обучения чтению на основе гипертекста на английском языке на среднем этапе
2.1 Чтение и понимание текста, определение текста и его отличие от гипертекста
2.2 Технология обучения чтению и понимания гипертекста
Приложения
Работа с текстом на уроках английского язык
Как пользоваться гипертекстом
Заключение
Литература
Терминологический словарь

Работа содержит 1 файл

мире ильинишне.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Тезаурус  гипертекста  это свод знаков, терминов, кодов и отношений между ними, которые используются в процессе обмена сведениями, сообщениями в гипертексте. Тезаурус гипертекста является совокупностью тезаурусных статей. Полнота связей, отражаемых в тезаурус- ной статье, и точность установления этих связей в конечном итоге определяют полноту и точность поиска при об- ращении к данной статье гипертекста. Главной отличительной чертой гипертекстов является то, что в них есть механизм поддержки компьютером следования по ссылкам.

Гипертекстовые  ссылки (гиперссылки) – выделенные области документа, позволяющие переходить к элементам этого же документа или к другому документу, содержащему связанную информацию. Ссылки могут использоваться для различных целей. Чаще всего встречаются следующие виды использования ссылок: ссылки для перехода от узла к узлу; ссылка на документ, приводящая к самому документу; комментарии или аннотации к тексту.

Навигация является центральным понятием концепции. Навигацией называется интерактивно управляемый пользователем процесс перемещения из одних узлов в другие, технически осуществляемый путем нажатия мышью на графически выделенные на экране компьютера объекты. Специфической составляющей навигации является броузинг. В литературе термин броузинг используется как многоплановое понятие, обозначающее:

(1) процесс  беглого просматривания гипертекстовых  документов или гипертекстовой  базы данных с целью поиска определенных сведений с целью изучения информации, но не ее изменения,

(2) способность  человека воспринимать информацию  в процессе такого беглого  просматривания. Замечено, что броузинг стимулирует творческое мышление и, что в процессе броузинга может возникать эффект «творческого озарения», который может быть настолько сильным, что заставит радикально изменить цель просмотра информации. [Марчук 2007: с.105].

Попытка классифицировать гипертексты выглядит следующим образом.

Художественные/нехудожественные. Как и абсолютное большинство обычных текстов, большинство гипертекстов не является художественными. Это справочники, телефонные книги, инструкции пользователя, построенные по принципу: для такой-то операции смотри такую-то страницу, при такой-то неполадке смотри такую-то страницу, если неполадка не устраняется, смотри дальше такую-то страницу и, разумеется, энциклопедии.

Изолированные/сетевые. Один из первых художественных гипертекстов – «После полудня» (Afternoon) Майкла Джойса (Michael Joyce) продается в виде компакт-диска. Понятно, что он пределами этого диска и ограничивается и что его может в каждый момент читать только один человек, сидя перед монитором.

Но существуют гиперроманы, «живущие» в сети, которые, во-первых, доступны одновременно многим пользователям, а во-вторых, могут объединяться в целые сайты подобных себе произведений. Таковы, например, упоминавшийся уже «Электронный Лабиринт», «East-gate» или циклопический проект Михаила Эпштейна «Книга книг». М. Эпштейн пытается собирать идеи ненаписанных книг, чтобы ими мог воспользоваться любой желающий.

Только  чтение/чтение с комментариями/чтение-письмо. «Чтение с комментарием» – наиболее часто встречающийся вид размещения произведений в сети. Читателю-зрителю (речь идет не только о текстах, но и о картинах, фотографиях, звуковых фрагментах и т.д.) предоставляется возможность в специальной «гостевой книге» выразить свое восхищение, несогласие и другое мнение.

Часто посещаемые «гостевые книги» некоторые  склонны рассматривать в качестве нового вида искусства – так называемой сетературы. Чтение-письмо – это постоянно развивающиеся сетевые проекты.

Аксиальные/дисперсные. Аксиальными называются сочинения, которые, не имея сквозного сюжета, тем не менее с трудом поддаются комбинированию, т.е. имеющие магистральный, «книжный» принцип построения. Таков, если рассматривать его как гипертекст, «Декамерон». Аксиальные гипертексты служат как бы связующим звеном между классической «гутенберговой» книгой и собственно гипертекстом, дисперсным по своей природе.

Дисперсные  гипертексты не имеют четко выраженной повествовательной оси, не имеют  ни начала ни конца, в них можно  «войти» с любого места. Этот пункт  классификации наиболее условен. Следует  говорить скорее не о двух типах, а  о двух осях системы координат, между которыми размещается тот или иной конкретный гипертекст.

Эту классификацию  интересно соотнести с классификацией сетевых изданий, представленной в  предыдущей главе. Ее также можно  использовать в целях оценки гипертекстуальности  ресурса.

Исходя из компонентов, можно выделить функции гипертекста.

  1. Функция воздействия.

Любой обычный прецедентный текст умышлен, задуман для того, чтобы произвести впечатление на адресата, выполнить  функцию воздействия. Автор рассчитывает на воздействие через сопоставление новой информации и фоновых знаний. Он апеллирует к фоновым знаниям читателя или зрителя, от глубины которых зависит осмысление воспринятого. В широком смысле гипертекст можно использовать для манипулирования человеческим сознанием. Манипуляция эта может быть построена по принципу двадцать пятого кадра (миф это или нет, в данном случае не важно). То есть образы, которые заложены в подсознании, можно активизировать намеками, аллюзивными фразами, разбросанными по тексту и так далее.

  1. Функция расширения рамок текста.

Свобода творчества автора всегда ограничивается текстами. Поэтому лаконизм изложения  очень важен. Если автор хочет  напомнить читателю о каком-либо событии, то можно использовать принцип  гипертекста: дать намек, аллюзию на это событие, включить в текст образ, который с ним ассоциируется. Это отменяет необходимость для автора рассказывать о событии: читатель сам себе его «расскажет», вспомнит его. Таким образом, в одной фразе или даже слове может быть скрыт целый блок информации. В Интернете дополнительная информация скрыта под гиперссылками во многом по той же причине. Небольшой по объему текст читать и воспринимать легче. А узкие рамки маленького абзаца текста могут безгранично расширяться гиперссылками.  Слово «безгранично» вряд ли можно отнести к такому же абзацу.

  1. Функция «повторения».

«Повторение – мать учения» - любят говорить школьные учителя. И не зря. Новый  материал лучше воспринимается на основе пройденного. Новая теорема доказывается на основе уже известных аксиом. Также и в изучении иностранного языка: доказывать новую идею лучше на основе старых, уже ставших аксиомами. Любая новая информация, которую автор свяжет с известными событиями, художественными произведениями, фильмами, будет лучше воспринята читателями и острее ими переживаться. Гипертекстовые аллюзии в материале позволяют лучше понять авторскую идею, вникнуть в главную мысль текста.

  1. Функция выражения имплицитного содержания текста.

Допустим, о каком-то событии автор не мог  сказать прямо, поэтому лишь намекнул на него, использовал аллюзию. Выражение скрытой авторской позиции тоже можно отнести к имплицитному содержанию.

  1. Экспрессивная функция.

Использование некоторых «гиперссылок» позволяет  автору не только выразить свою позицию  и заинтересовать читателя, но также  выразить экспрессию. «Экспрессивная функция гипертекста проявляется в той мере, в какой автор текста посредством интертекстуальных ссылок сообщает о своих культурно-семиотических ориентирах». Экспрессивными могут быть и фразеологизмы, и цитаты политиков, и аллюзии на известные литературные произведения.

  1. Функция диалогизации текста.

Диалог  часто бывает эффективнее монолога. Если автор начнет настойчиво доказывать свою точку зрения прямо и открыто, то у читателя может создаться  впечатление, что ему что-то навязывают. Другое дело, когда текст заставляет задуматься, не содержит категоричных ответов на вопросы, или вообще не содержит ответов, как кажется на первый взгляд. Эти ответы должны рождаться сами в сознании читателя. Тогда это будут его мысли, а не навязанное автором мнение. Любой код, аллюзия, намек, любая «гиперссылка» заставляет читателя думать и задействует его воображение. Читатель вступает в диалог с журналистом, расшифровывает текст, осмысливает его.

  1. Функция связи текстов.

Гипертекст  не был бы так интересен исследователям, если бы только позволял расширять рамки текста и выражать имплицитное содержание текста. Гипертекст – глобальное явление. В основе него лежат прочные механизмы сознания; феномен гипертекста встречается и в Интернете,  и в литературных произведениях, и в агитационных листовках, и в рекламе, и даже на телевидении. [Рязанцева 2008: с.142] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3Преимущества гипертекста и возможности использовании гипертекстовой технологии в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе обучения

Многие  ученые И.П. Морозов, Р.О. Тихомиров, М.И. Хрусталев видят возможности и преимущества гипертекста в том, что гипертекст:

- служит  средством поддержки интеллектуальной  деятельности, так как информирует  о связях каждого отдельного  аспекта или понятия, чем обеспечивается  более легкий доступ к информационному  массиву; 

- не  требует формализации знаний, а  позволяет представить их в виде некоторых единиц, например, модуля;

- практически  не ограничивает области применения  и направления деятельности: может быть инструментом анализа изучаемых объектов, может использоваться при редактировании, рецензировании, комментировании;

- организует  информацию по чисто семантическим  критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды;

- гипертекстовые  технологии – средство охвата  аспектов проблемы, идей и подходов  к ее решению, аргументов и  фактов, накапливаемых и представляемых в их взаимосвязи, независимо от заранее принятой позиции, и исследуемых в их совокупности. Благодаря этому, гипертексты могут стать важным инструментом нахождения решений, опирающихся на достаточно полную систему явно представленных и хорошо согласующихся друг с другом оснований;

- концепция  гипертекстовых систем расширяет инструментарий письма, включая в него средства для динамического представления, структурирования и манипулирования идеями (не столько словами или текстами в чистом виде, сколько их смыслом);

- гипертекст  открывает новые возможности  при чтении. [Бовтенко 2005: c.109]  Нетрадиционной становится роль читателя. В гипертекстовой информационной среде, в которую погружены тексты, связанные общей идеей, чтение становится «многомерным», читатель может передвигаться разными путями, отслеживая многообразные траектории мысли. Так возникает феномен творческого чтения. Читатель нелинейных текстов в гипертекстовой сети оказывается перед свободой выбора: он волен сам избирать пути прочтения фрагментов в текстовом пространстве. Возникает творческое чтение, которое сближает читателя с автором, а в случае познавательного информационного пространства – значительно рас ширяет возможности усвоения знаний; С появлением и развитием новых информационных технологий появилось желание использовать такие мощные средства в целях обучения. Остановимся подробнее на возможностях использования гипертекстов в обучении. Т. к. образ мышления человека, имеет не линейную структуру, а исследователи используют следующие метафоры: дерево, сплетение, атом, появление и общество, которые являются альтернативными для линейной и статической структуры учебного курса, преимущества использования гипертекстовых технологий в обучении состоят в следующем:

1. Гипертекст предлагает пользователю доступ к иерархически организованной информации. Иерархия достигается путем размещения на страницах текста ссылок на другие страницы. Студент часто склонен не следовать за рассуждениями преподавателя и таким способом формировать собственную логику понимания учебного материала. Гипертекст позволяет студенту самостоятельно делать выбор по какому пути ему следовать на данном образовательном этапе, что способствует развитию самостоятельности мышления, обеспечивает сознательность обучения.

2. Когда  человек впервые осваивает какую-то предметную область, ему важна подсказка о связях каждого отдельного аспекта, каждого понятия (через эти связи человек и осознает содержание каждого понятия). Поэтому гипертекст находит применение и в качестве средства обучения.

3. Гипертекстовое  представление учебной информации  позволяет также достичь понимания студентами изучаемого вопроса с помощью гиперссылок.

4. При  закреплении учебного материала важно и возможно дать его увязку с прежде изученными и последующими учебными вопросами. Наглядная картина их взаимосвязей в гипертексте дает возможность при закреплении учебного материала подобрать такие задания и вопросы, которые способствуют включению новых знаний в систему ранее усвоенных.

5. Гипертекстовая технология позволяет школьнику произвести классификацию учебных вопросов, дает возможность наделить любой учебный вопрос набором некоторых параметров, а также осознать процесс освоения информации на иностранном языке. [Мильруд, Гончаров 2003: с. 87] Кроме того, эта технология открывает довольно широкие возможности для дидактических исследований преподавателем изучения определенных учебных проблем. Таким образом, гипертекстовая технология дает новые возможности по обдумыванию, планированию, контролированию и активному управлению учебного процесса, а также структурированию учебного материала.

Можно выделить две основные характеристики гипертекста: [Бовтенко 2005: с. 26]

1. Многослойность. Текст, представляет собой информационные  слои, между которыми существуют различные связи. Не удивительно, что гипертекст как явление появилось с возникновением Интернета. Интернет – это лабиринт информации, бесконечное количество материалов, и система гипертекста облегчает пользователям передвижение по этому лабиринту. Это система, благодаря которой пользователь может выбирать только те слои текста, которые ему интересны. Сейчас Интернет уже немыслим без гиперссылок, которые являются частью второй основной характеристики гипертекста.

Информация о работе Основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе