Основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Объектом нашего исследования является процесс обучения чтению на среднем этапе обучения.
Предметом исследования является гипертекст в обучении чтению на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Цель исследования заключается в выявлении роли гипертекста при развитии навыков чтения на среднем этапе обучения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить понятие «текст», выделить критерии текста.
Дать определение, понятия «гипертекста», выявить недостатки, преимущества и требования к использованию данной технологии.
Дать теоретическую характеристику чтения на среднем этапе обучения.
На практике осуществить обучение чтению на основе гипертекстов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе
Психолого-педагогические особенности возраста учащихся на среднем этапе (младший подросток)
Понятие гипертекста, гипертекстовой технологии и его функции в изучении иностранного языка
Преимущества гипертекста и возможности использовании гипертекстовой технологии в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе обучения

Глава 2. Методические основы обучения чтению на основе гипертекста на английском языке на среднем этапе
2.1 Чтение и понимание текста, определение текста и его отличие от гипертекста
2.2 Технология обучения чтению и понимания гипертекста
Приложения
Работа с текстом на уроках английского язык
Как пользоваться гипертекстом
Заключение
Литература
Терминологический словарь

Работа содержит 1 файл

мире ильинишне.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические  основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе

    1. Психолого-педагогические особенности возраста учащихся на среднем этапе (младший подросток)
    2. Понятие гипертекста, гипертекстовой технологии и его функции в изучении иностранного языка
    3. Преимущества гипертекста и возможности использовании гипертекстовой технологии в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе обучения

          

Глава 2. Методические основы обучения чтению на основе гипертекста на английском языке на среднем этапе

2.1 Чтение и понимание текста, определение текста и его отличие от гипертекста

2.2 Технология  обучения чтению и понимания гипертекста  

Приложения

  1. Работа  с текстом на уроках английского  язык
  1. Как пользоваться гипертекстом

Заключение

Литература 

Терминологический словарь 
 
 
 

Введение

С появлением Интернета гипертекст получил широкое  практическое применение, делая процесс  поиска информации более быстрым  и легким. Термин «гипертекст» стал употребляться все чаще и превратился в неотъемлемую часть World Wide Web.

Глобализация  общественных процессов, стремительные  перемены в информационно – коммутационной инфраструктуре и многопрофильная кооперация привели к тому, что современное общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет человек в этих процессах. Вся структура общества, все составляющие его элементы, такие как: технологические, организационные, экономические, социально-психологические и другие начинают перестраиваться в направлении, отвечающей запросам информационной цивилизации. Одним из наиболее важных институтов общества является образование, которое признается основным фактором развития и усиления потенциала государства, его самостоятельности и конкурентоспособности. Современный специалист должен обладать высоким уровнем общей и информационной культуры, свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве и использовать его ресурсы для саморазвития. Решение этой проблемы предполагает разработку педагогических методик, направленных на личностно – ориентированное образование, учитывающее индивидуальные задатки, способности и возможности студента, его профессиональные интересы и мотивационные установки к обучению. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не только предоставлять студентам некоторую сумму знаний, умений и навыков, но и научить приобретать их самостоятельно через механизмы рефлексии и целеполагания. Таким образом, одной из наиболее важных задач для преподавателя вуза является организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, решение которой раскрывает большие возможности для интенсификации учебного процесса и его индивидуализации.

Применение  новейших средств информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, анализируется в ряде работ таких ученых, как М.А. Бовтенко, О.Д. Дедова, И.В. Куликова, А.Е. Петров. Одной из современных информационных технологий является гипертекстовая технология.

Современные информационные технологии, в частности  гипертекст, обладают большим потенциалом для решения этих проблем, что позволяет рассматривать его в качестве перспективного средства структурирования учебной информации. Суть гипертекстовой технологии применительно к процессу обучения состоит в предоставлении студентам возможности перехода по ссылкам на интересующие места и понятия в учебном материале.

В наши дни компьютерных технологий гипертекст существенно облегчает работу преподавателям в вузах, учителям, но проблема использования гипертекста в процессе обучения иностранному языку до сих пор не нашла достаточного отражения в методической литературе, что и составляет актуальность нашего исследования.

Объектом  нашего исследования является процесс обучения чтению на среднем этапе обучения.

Предметом исследования является гипертекст в обучении чтению на уроках английского языка на среднем этапе обучения.

Цель исследования заключается в выявлении роли гипертекста при развитии навыков чтения на среднем этапе обучения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить понятие «текст», выделить критерии текста.
  2. Дать определение, понятия «гипертекста», выявить недостатки, преимущества и требования к использованию данной технологии.
  3. Дать теоретическую характеристику чтения на среднем этапе обучения.
  4. На практике осуществить обучение чтению на основе гипертекстов.

Методологической  основой исследования послужили работы таких ученых, как:

  • по теории и методике обучения чтению Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.А. Маслыко, Р.П. Мильруд,
  • в области лингвистики, по теории текста Н.С. Валгина, Ю.Е. Прохоров
  • в области психологии обучения иностранному языку И.А. Зимняя
  • по вопросам использования информационных технологий М.А. Бовтенко, О.В. Дедова, И.В. Куликова, А.Е. Петров, Е.С. Полат и другие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе 

1.1 Психолого-педагогические особенности возраста учащихся на среднем этапе (младший подросток) 

С переходом  из младших классов в средние  классы школы изменяется положение  детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения.

В подростковом и юношеском возрасте активно  идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами.[Бабенко, Казарин 2003: с. 94]

К старшему школьному возрасту, дети усваивают  многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Особенно  заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития. [Гостии, Чернышев 1998: с. 91]

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности,  являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

А.Н. Леонтьев исследовал, как идет развитие двух основных видов памяти — непосредственной и опосредственной — в течение детства и установил особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредствованного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непосредственного и опосредствованного запоминания. Затем — уже в подростковом и юношеском возрасте — прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредствованного запоминания.

С возрастом  меняются и отношения между памятью  и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Понятие  гипертекста, гипертекстовой технологии  и его функции в изучении  иностранного языка

Гипертекст  нельзя считать порождением Интернета. Концепция и форма гипертекста  предвосхищались порой в творчестве писателей, не имевших даже представления  о компьютерах. Но только в конце  ХХ века о гипертексте заговорили как о самостоятельном явлении.

Само  же слово “гипертекст” было введено  в употребление в 1965 году программистом, математиком и философом Т. Нельсоном. Сам ученый формулировал это так: «Под гипертекстом я понимаю непоследовательное сочинение — текст, который разветвляется  и позволяет читателю выбирать <...>. Проще говоря, это ряд кусков текста, соединенных лунками, предлагающими читателю различные пути [чтения]».

Существуют  различные определения гипертекста, но в статье гипертекст рассматривается  с точки зрения педагогики и, таким  образом, интерпретируется в соответствии с сущностью педагогической науки как «информационный фонд, характеризующийся информационной полнотой изложения, наличием ссылок между статьями, а также определенным количеством разделов, сведений по тематике» Сущность гипертекста помогает раскрыть описание его компонентов. Основным компонентом гипертекста является справочная статья. Она состоит из заголовка, в котором обозначена ее тема, текста и ссылок на родственные статьи. В список ссылок могут вноситься заголовки статей на родовые и видовые темы, а также статей, содержащих сведения об этапах процессов и фрагментах предметов рассматриевамого класса. Главной частью гипертекста, служащей основой для систематизации и поиска сведений, является его тезаурус. Тезаурус обеспечивает взаимосвязь понятий, определяющих предметную сферу, информация о которой заносится в базу знаний.

Информация о работе Основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе