Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:45, курсовая работа
Объектом нашего исследования является процесс обучения чтению на среднем этапе обучения.
Предметом исследования является гипертекст в обучении чтению на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Цель исследования заключается в выявлении роли гипертекста при развитии навыков чтения на среднем этапе обучения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить понятие «текст», выделить критерии текста.
Дать определение, понятия «гипертекста», выявить недостатки, преимущества и требования к использованию данной технологии.
Дать теоретическую характеристику чтения на среднем этапе обучения.
На практике осуществить обучение чтению на основе гипертекстов.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе
Психолого-педагогические особенности возраста учащихся на среднем этапе (младший подросток)
Понятие гипертекста, гипертекстовой технологии и его функции в изучении иностранного языка
Преимущества гипертекста и возможности использовании гипертекстовой технологии в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе обучения
Глава 2. Методические основы обучения чтению на основе гипертекста на английском языке на среднем этапе
2.1 Чтение и понимание текста, определение текста и его отличие от гипертекста
2.2 Технология обучения чтению и понимания гипертекста
Приложения
Работа с текстом на уроках английского язык
Как пользоваться гипертекстом
Заключение
Литература
Терминологический словарь
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению с использованием гипертекста на английском языке на среднем этапе
Глава 2. Методические основы обучения чтению на основе гипертекста на английском языке на среднем этапе
2.1 Чтение и понимание текста, определение текста и его отличие от гипертекста
2.2 Технология
обучения чтению и понимания гипертекста
Приложения
Заключение
Литература
Терминологический
словарь
Введение
С появлением Интернета гипертекст получил широкое практическое применение, делая процесс поиска информации более быстрым и легким. Термин «гипертекст» стал употребляться все чаще и превратился в неотъемлемую часть World Wide Web.
Глобализация
общественных процессов, стремительные
перемены в информационно –
Применение новейших средств информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, анализируется в ряде работ таких ученых, как М.А. Бовтенко, О.Д. Дедова, И.В. Куликова, А.Е. Петров. Одной из современных информационных технологий является гипертекстовая технология.
Современные информационные технологии, в частности гипертекст, обладают большим потенциалом для решения этих проблем, что позволяет рассматривать его в качестве перспективного средства структурирования учебной информации. Суть гипертекстовой технологии применительно к процессу обучения состоит в предоставлении студентам возможности перехода по ссылкам на интересующие места и понятия в учебном материале.
В наши дни компьютерных технологий гипертекст существенно облегчает работу преподавателям в вузах, учителям, но проблема использования гипертекста в процессе обучения иностранному языку до сих пор не нашла достаточного отражения в методической литературе, что и составляет актуальность нашего исследования.
Объектом нашего исследования является процесс обучения чтению на среднем этапе обучения.
Предметом исследования является гипертекст в обучении чтению на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Цель исследования заключается в выявлении роли гипертекста при развитии навыков чтения на среднем этапе обучения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Методологической основой исследования послужили работы таких ученых, как:
Глава
1. Теоретические
основы обучения чтению
с использованием гипертекста
на английском языке
на среднем этапе
1.1 Психолого-педагогические
особенности возраста учащихся на среднем
этапе (младший подросток)
С переходом из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения.
В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами.[Бабенко, Казарин 2003: с. 94]
К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития. [Гостии, Чернышев 1998: с. 91]
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.
А.Н. Леонтьев исследовал, как идет развитие двух основных видов памяти — непосредственной и опосредственной — в течение детства и установил особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредствованного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непосредственного и опосредствованного запоминания. Затем — уже в подростковом и юношеском возрасте — прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредствованного запоминания.
С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Характерной
особенностью подросткового возраста
является готовность и способность
ко многим различным
видам обучения, причем как в практическом
плане (трудовые умения и навыки), так и
в теоретическом (умение мыслить, рассуждать,
пользоваться понятиями). Еще одной чертой,
которая впервые полностью раскрывается
именно в подростковом возрасте, является
склонность к экспериментированию,
проявляющаяся, в частности, в нежелании
все принимать на веру. Подростки обнаруживают
широкие познавательные интересы, связанные
со стремлением все самостоятельно перепроверить,
лично удостовериться в истинности. Подростковый
возраст отличается повышенной
интеллектуальной
активностью, которая стимулируется не
только естественной возрастной любознательностью
подростков, но и желанием развить, продемонстрировать
окружающим свои способности, получить
высокую оценку с их стороны.
1.2 Понятие
гипертекста, гипертекстовой
Гипертекст
нельзя считать порождением Интернета.
Концепция и форма гипертекста
предвосхищались порой в
Само же слово “гипертекст” было введено в употребление в 1965 году программистом, математиком и философом Т. Нельсоном. Сам ученый формулировал это так: «Под гипертекстом я понимаю непоследовательное сочинение — текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать <...>. Проще говоря, это ряд кусков текста, соединенных лунками, предлагающими читателю различные пути [чтения]».
Существуют
различные определения