Основные тенденции структурных изменений образовательной системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть современные тенденции развития средней школы в Республике Казахстан.

Содержание

Введение
Глава I. Образование в Республике Казахстан
1.1 Средняя школа как элемент образовательной системы
1.2 Традиционная и развивающая модели школьного образования
Глава II. Анализ тенденций развития среднего образования в Казахстане
2.1 Становление национальной модели среднего образования в постсоветское время
2.2 Концепция развития образования в Республике Казахстан
Глава III. Инновационные процессы в средних школах Казахстана
обучение воспитание школьник средний
3.1 Информатизация среднешкольного образования
3.2 Внедрение программы "Валеологическое обучение и воспитание школьников"
3.3 «Самопознание»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

образования РК СРС 1 вып Джумагулова А.doc

— 261.70 Кб (Скачать)

Электронные и традиционные учебные  материалы должны гармонично дополнять  друг друга как части единой образовательной  среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению  педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.

Используя опыт и достоинства сложившейся  образовательной системы, имеющей  глубокие традиции, в настоящее время  в Казахстане ставятся задачи построения новой открытой образовательной  системы, интегрирующей все доступные  школе информационные технологии.

Информатизация общеобразовательных  учреждений – это процесс изменения  содержания, методов и организационных  форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы  к образованию с использованием информационных технологий.

В рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и  форм организации учебного процесса должен быть сформирован перечень необходимых  электронных средств обучения с  учетом интеграции их с учебными средствами на традиционных носителях. Разработка электронных учебных материалов должна основываться на новейших технологиях, дающих возможность решать такие педагогические задачи, которые невозможно решить традиционными методами. Включение этих учебных материалов в учебный процесс современной школы обеспечит эффективное использование поставляемой в школы компьютерной и телекоммуникационной техники.

В рамках информатизации среднешкольного  образования предполагается развитие сетевых ресурсов для системы  дополнительного образования  детей по различным программам детского и юношеского творчества, укрепление материальной базы учреждений дополнительного образования, что особенно важно для проведения внеурочной работы со школьниками в сельских школах.

В целях создания педагогически  эффективной информационно-образовательной среды будет осуществлена разработка и экспериментальная проверка материалов для образовательного портала, который должен содержать в электронном виде учебники, задачники, методические материалы, справочники, развивающие игры, материалы для углубленного изучения иностранных языков, тесты, диагностические материалы, модули для высшего педагогического образования и т.д.

Принципы оснащения образовательных  учреждений средствами информационных и телекоммуникационных технологий обуславливаются:

  • комплексным характером использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в различных областях образовательного процесса;
  • быстрым изменением номенклатуры средств информатизации, технических характеристик устройств, интерфейсов, появлением принципиально новых моделей, существенно расширяющих образовательные применения информационных и телекоммуникационных технологий;
  • значительным различием образовательных учреждений по готовности к использованию информационных и телекоммуникационных технологий;
  • высокой стоимостью и быстрым моральным старением средств информационных и телекоммуникационных технологий.

Состав указанных средств, поставляемых в образовательные учреждения, определяется задачами и планами развития учреждения, принимаемыми с учетом экономических возможностей.

Предусматривается уже на первом этапе  оснащения образовательных учреждений средствами информатизации обеспечить максимальное расширение доступа школьников и учителей к содержательным и  педагогически эффективным сетевым ресурсам и технологиям. Поэтому допускается поставка компьютеров не в отдельные школы, а в специально создаваемые муниципальные межшкольные компьютерные центры и в ресурсные центры, где имеются кадры, способные обеспечить их эффективное использование, надлежащая ремонтная база и соответствующие линии связи.

Для эффективной работы учащихся целесообразно  поставлять в образовательные учреждения не отдельные компьютеры, а компьютеры, объединенные в локальную сеть. Это  позволит осуществлять более эффективный контроль со стороны учителя, использовать сетевые версии электронных учебных материалов.

Поставляемая школьная мебель должна соответствовать требованиям государственных  стандартов, а ее использование - различным  возрастным группам учащихся.

Предполагается создание аппаратно-программных обучающих комплексов, включающих в себя объект изучения, средства сопряжения с компьютером, собственно компьютер и программно-методические средства для различных уровней образования и по различным предметным областям. В пределах минимально необходимого уровня оснащенности в образовательных учреждениях может варьироваться только количество поставляемого оборудования и компьютеров в зависимости от наполняемости классов и количества обучаемых. Образовательные учреждения с углубленным изучением предметов оснащаются учебным оборудованием по расширенному перечню.

Учитывая, что задача оснащения  образовательных учреждений средствами информатизации достаточно сложная  и продолжительная по времени, предусматривается  оснащение этих учреждений лишь минимально необходимыми средствами информатизации с учетом только предметов и дисциплин федерального компонента образования (региональный и регионально-национальный компоненты образования предполагается обеспечивать за счет региональных и внебюджетных средств).

В образовательные учреждения поставляются:

  • компьютерные рабочие места преподавателей и учащихся, административного персонала;
  • учебная техника в соответствии с утвержденными перечнями необходимого учебного оборудования (принтер, сканер, цифровая камера, проектор, датчики, графические панели, музыкальные клавиатуры и др.), расширяющего спектр и эффективность применения компьютерной техники;
  • программно-методические комплексы по всем направлениям образовательного процесса;
  • сетевое оборудование;
  • специализированная мебель для учебных кабинетов и сетевых компьютерных классов.

При этом должна быть обеспечена готовность образовательных учреждений к приему и размещению поставляемой техники  с учетом специальных требований к размещению компьютеров.

Завершена работа по обновлению сайта  «Образование в открытом обществе» www.bilim.kz. Этот информационный ресурс в своем направлении единственный в регионе Центральной Азии и чрезвычайно интересный для посетителей из других стран. К работе по его редизайну привлечен молодой, талантливый и перспективный коллектив – веб-студия Казахстанской Федерации Интернета.

Программный и графический редизайн произведен в соответствии со всеми  современными представлениями о  внешнем виде, удобстве пользования и управления содержанием.

Переделаны и оптимизированы для  работы с большими объемами информации разделы для редактирования динамических страниц; подсистема безопасности, ограничивающая права доступа к ресурсам сайта; регистрация на сайте с разграничением ролей (администратор, оператор, клиент, зарегистрированный клиент); управление публикациями; администрирования и управления страницами; организация форумов.

Уже сейчас полноценно работает новая  версия сайта «Образование в открытом обществе» www.bilim.os.kz, которая выгодно отличается от предшественника, сохранив в то же время все достоинства старого www.bilim.kz. Технические решения, примененные здесь, могут быть с успехом использованы в других проектах, что значительно повышает ценность сделанной работы.

Следующей успешной работой веб-студии стало создание корпоративного сайта  Казахстанской Федерации Интернета www.kif.kz

Уже сейчас можно говорить о результатах - укрепление стремления к эффективному использованию возможностей Интернета  в учебном процессе школ. А это  отвечает задачам, изложенным в Послании Президента народу Казахстана, способствует построению открытого демократического общества.

3.2 Внедрение программы "Валеологическое  обучение и воспитание школьников"

 

Состояние здоровья народа является не только важным индикатором общественного  развития, но и мощным экономическим, трудовым, оборонным и культурным потенциалом.

Образование всегда выполняет определенный социальный заказ. На сегодняшний день - это изменение в общественном сознании, формирование новых ценностей  по здоровому образу жизни. Исходя из городской темы "Вариативность  содержания и технологий образования как условие развития современной школы Казахстана", передовыми педагогами Казахстана была разработана программа по внедрению комплексной системы "Валеологического обучения и воспитания школьников.

Опытно-экспериментальная программа  рассчитана на 6 лет и ставит перед школой следующую цель: обеспечить разностороннее развитие школьников в условиях здоровьесберегающей среды. Были определены и задачи: предоставить учащимся базовое образование в соответствии с государственным образовательным стандартом; укрепить, сохранить здоровье; сформировать валеологическое мышление и культуру субъектов педагогического процесса.

Прогнозируемый результат - вырастить, обучить и воспитать новое  поколение, здоровое физически, психологически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающего свое место и предназначение в жизни.

Современная модель здорового школьника:

  • совершенство саморегуляции в организме;
  • гармония физиологических процессов;
  • максимальная адаптация к окружающей среде. - морально самообладание;
  • адекватное оценка своего "я";
  • самоопределение в обществе. - высокое сознание;
  • развитое мышление;
  • большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию;
  • управление своими ощущениями, внутренним состоянием.

Данная программа представляет собой гибкую структуру, рассчитанную на профилактическую и оздоровительную работу через весь учебно-воспитательный процесс, и соответствует не только сегодняшним, но и будущим требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению и условиям его деятельности.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50 % зависит от индивидуального образа жизни, на 25 % - от влияния окружающей среды, на 10 % - от своевременной и полноценной медицинской помощи и на 15 % -от генетической предрасположенности. Это свидетельствует о том, что большой резерв в сохранении здоровья заложен не только в школе по созданию здоровьесберегающей среды, но и в организации здорового образа жизни в семье.

Здоровье ребенка влияет на усвоение им учебной программы. Анализируя успеваемость, посещаемость учащихся и результаты медицинского осмотра за 2003 год, выявили, что многие учащиеся поступают в школу уже со сложными хроническими заболеваниям. Эти данные привели к размышлению о том, что в школе можно создать здоровьесберегающие условия для того, чтобы у больных детей не прогрессировало определенное заболевание и сохранить здоровье остальных детей. Диагностика показала выход через лечебно-профилактическую и коррекционную работу администрации и всего педагогического коллектива.

В соответствии с программой в режим работы школы должна быть введена следующая коррекционная работа:

  • создание в школе групп по восстановлению и реабилитации здоровья (30 мин. ежедневно);
  • введение обязательной 10-минутной утренней зарядки для учащихся 1-11 классов, и на каждом уроке - физминутки для снятия локального утомления и общего воздействия.
  • увеличено количество спортивных секций различного направления, а самое главное, работа проводится не только с больными детьми, но и создаются условия для сохранения и поддержания здоровья всех школьников.

Учитель, формирующий у учащихся ценностное отношение к своему здоровью, воспитывающий мировоззрение здорового  образа жизни, сам нуждается в  знаниях, умениях и навыках по укреплению своего здоровья, должен вести  здоровый образ жизни и быть примером для воспитанников.

Валеологическая служба, работая над  поисковой темой, внесла изменения  в содержание и структуру методической службы по совершенствованию педагогической деятельности:

  • учеба педагогического коллектива на семинарах-практикумах с целью овладения теорией и практикой валеологизации образовательного процесса; определения влияния различных технологий на здоровье детей и выявления здоровьесберегающих средств и методов из традиционной системы обучения; определения и применения интерактивных методик обучения;
  • обмен опытом творческих групп и методических объединений с целью создания здоровье сберегающей среды в системе дошкольного и школьного образования;
  • обсуждение результатов "Валеомониторинга школьника" на советах Здоровья проводится для своевременного выявления отклонений в здоровье детей и определения целенаправленной коррекционной работы медика, психолога, валеолога.

Конкретные изменения в учебно-воспитательном процессе охватывают урочную и внеурочную работу в соответствии с приоритетными направлениями, которые позволили создать целостную систему, направленную на сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков ведения ЗОЖ, включающую в себя:

1. Диагностическую работу - мероприятия,  направленные на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей:

- медико-педагогический мониторинг  готовности детей к школе;

  • скрининговые исследования состояния здоровья учащихся;
  • диагностика уровня здоровья;
  • формирование банка данных по заболеваниям школьников;
  • заполняется "Карта развития школьника", содержащая сведения о состоянии его здоровья и развитии интеллектуальных возможностей растущего организма с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности;
  • социологические исследования;

Информация о работе Основные тенденции структурных изменений образовательной системы Республики Казахстан