Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:58, реферат
Цель данной работы – рассмотреть современные тенденции развития средней школы в Республике Казахстан.
Введение
Глава I. Образование в Республике Казахстан
1.1 Средняя школа как элемент образовательной системы
1.2 Традиционная и развивающая модели школьного образования
Глава II. Анализ тенденций развития среднего образования в Казахстане
2.1 Становление национальной модели среднего образования в постсоветское время
2.2 Концепция развития образования в Республике Казахстан
Глава III. Инновационные процессы в средних школах Казахстана
обучение воспитание школьник средний
3.1 Информатизация среднешкольного образования
3.2 Внедрение программы "Валеологическое обучение и воспитание школьников"
3.3 «Самопознание»
Заключение
Список использованной литературы
В свою очередь, изменения в системе общественных отношений воздействуют на образование и требуют от него мобильности и адекватного ответа на вызовы нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.
Развитие казахстанской
Советская система образования общепризнанно отличалась качествами, ставившими его на уровень высокоразвитых стран. В исторически короткие сроки была ликвидирована массовая неграмотность, обеспечена доступность среднего и высшего образования в сочетании с широкой системой социальных льгот. Достигнут высокий уровень знаний выпускников учебных заведений. Несмотря на хорошие, в целом, показатели казахстанское образование эпохи Советского Союза обладало рядом недостатков. Оно было построено по образцу традиционной модели на основе государственно-ведомственной структуры. Она представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка.
Переход экономики Казахстана к рыночным отношениям привел к появлению новых проблем в образовании. За годы реформирования в республике произошли значительные диспропорции в производстве специалистов, невостребованность и моральное старение знаний, падение престижности труда в системе образования, налицо было значительное сокращение образовательных учреждений.
Число организаций образования стабильно росло до 1990 года. Однако, начиная с 1991 года, сеть организации образования стала сокращаться. Особенно это коснулось детских садов. На рисунке 5 схематично представлена динамика развития системы образования в разрезе по годам.
Рисунок 5 – Динамика развития образования в разрезе по годам
Незначительное сокращение сети за этот период произошло по учреждениям среднего общего, начального и среднего профессионального образования, а по высшим учебным заведениям напротив наблюдается увеличение их числа. Это увеличение произошло за счет роста числа негосударственных вузов. В начальном и среднем профессиональном образовании рост числа частных лицеев и колледжей не допустил обвального падения сети.
Общеобразовательную среднюю школу справедливо называют форпостом будущего.
В периоды советской власти в Казахстане существовал сравнительно высокий уровень образования, практически всеобщая грамотность (действовало положение об обязателыюм.среднем образовании).
В настоящее время система
Негосударственный сектор среднего общего образования представлен 155 школами, в которых обучается 19,9 тыс.учащихся.
С 1 сентября 2003-2004 учебного года ведется эксперимент в 1-х классах 52 общеобразовательных школ республики по апробации модели 12-летней школы.
В системе среднего общего образования в 2003 году работает 274 тыс. педагогических работников, по сравнению с 1999 годом численность педагогов увеличилась на 41,4 тыс.человек.
В сельских школах работает 162 тыс. учителей.
Количество дневных
Таблица 2- Количество дневных общеобразовательных школ в Республике Казахстан на начало 2003-2004 учебного года
Наимено-вание области, города |
Все-го |
Всего госу-дарствен-ных школ |
В том числе по ведомствам | ||||||
Минис-терство образо-вания |
РГП Казахстан Темир жолы |
Агентство по ту-ризму и спор-ту |
Ми-нис-терство здра-воох- |
Прочие |
Собст-вен-ность др. государств* |
Него-су-дарст-венных школ | |||
Акмолинская |
716 |
713 |
708 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Актюбинская |
494 |
490 |
473 |
16 |
0 |
1 |
0 |
0 |
4 |
Алматинская |
754 |
744 |
737 |
5 |
0 |
2 |
0 |
0 |
10 |
Атырауская |
198 |
196 |
196 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Восточно-Казахстанская |
848 |
835 |
831 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
13 |
Жамбылская |
472 |
465 |
465 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Западно-Казахстанская |
486 |
483 |
482 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Караган-динская |
628 |
608 |
603 |
4 |
1 |
0 |
0 |
1 |
19 |
Кызылор-динская |
290 |
288 |
287 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Костанайская |
712 |
708 |
706 |
2 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
Мангыста-уская |
113 |
105 |
105 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Павлодарская |
477 |
466 |
465 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
11 |
Северо-Казахстанская |
740 |
731 |
731 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
7 |
Южно-Казахстанская |
1022 |
1015 |
1000 |
13 |
0 |
2 |
0 |
0 |
7 |
г.Астана |
65 |
55 |
52 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
9 |
г.Алматы |
238 |
189 |
187 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
49 |
Республи-канские учреждения |
7 |
7 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
8260 |
8098 |
8035 |
46 |
7 |
8 |
2 |
7 |
155 |
В наше время инноваций и модернизаций данная модель образования в Казахстане, как и во многих других странах, постепенно вытесняется другими видами образования, потому что определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Повсеместно создаются частные образовательные учреждения с другими, более гибкими подходами к системе образования.
В республике появились и достаточно высокими темпами развиваются новые формы полного и среднего образования: школы с углубленным изучением предметов (иностранные языки, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, гимназии, лицеи, технические лицеи, частные школы). Новая национальная концепция образования рассмотрена в следующем подпункте курсовой работы.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики Казахстана, определенные Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан “Об образовании”, Законом Республики Казахстан “О науке”, Законом Республики Казахстан “О национальной безопасности”, Стратегией “Казахстан - 2030”, Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, “Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года”, Государственной программой “Образование”, Конвенцией по техническому и профессиональному образованию, Лиссабонской Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Конвенцией “О правах ребенка”, Декларацией Всемирной конференции по высшему образованию, рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье, Конференцией министров образования государств-участников Содружества независимых государств и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, Советом по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете Евразийского Экономического Сообщества, Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в 2005-2015 годах Десятилетия образования в интересах устойчивого развития.
Концепция определяет образование в качестве общенационального приоритета, закладывает основу для развития государством образовательной политики Республики Казахстан на длительный период и является основой для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику.
В соответствии с настоящей Концепцией разработан План мероприятий по ее реализации.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "Об образовании", Законом Республики Казахстан "О науке", Стратегией "Казахстан - 2030", "Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы". Государственной программой "Образование", Конвенцией о правах ребенка, Конвенцией по техническому и профессиональному образованию, Лиссабонской Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Декларацией Всемирной конференции по высшему образованию, рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье, Конференции министров образования государств-участников Содружества независимых государств и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, Совета по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете Евразийского Экономического Сообщества.
Концепция определяет образование в качестве общенационального приоритета и закладывает основу для развития государством образовательной политики Республики Казахстан на длительный период и является основой для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику.
В условиях Казахстана наиболее оптимальной, приемлемой и экономически целесообразной структурой среднего образования является 4+6+2. Эта структура соответствует научно обоснованным возрастным периодам развития детей (6-10 лет - период детства, 11-16 - подростковый, 17-18 - ранний юношеский) и учитывает имеющийся положительный опыт существующей школы.
Двенадцатилетнее среднее
1 ступень - начальное образование, 1-4 классы. Продолжительность обучения - 4 года. Начало обучения с 6 лет. Данный возраст - наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки ребенка. Содержание будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики. Основная задача начальной школы - обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить и развить его способности. Обучение и воспитание на этой ступени ориентируется на формирование положительного мотива и умения учебной деятельности, на приобретение прочных навыков чтения, письма, счета, элементарного опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения, основ личной гигиены и здорового образа жизни, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.
II ступень - основное образование, 5-10 классы. Продолжительность обучения - б лет. Приоритетным направлением функциональной деятельности основной школы является усвоение учащимися базисных основ системы наук и формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации. На данной ступени содержание каждого предмета логически завершается на уровне основного базового образования. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных дисциплин по выбору. Осуществляется предпрофильная подготовка.
По результатам внешнего контроля будут выявлены способности и уровень подготовки учащихся для выбора дальнейшего профиля и формы обучения на третьей ступени среднего образования.
III ступень - среднее образование. Профильное обучение, 11-12 классы. Продолжительность обучения - 2 года. Приоритетным направлением функциональной деятельности старшей ступени среднего образования является введения профильного обучения для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся.
Принципиально новый подход к построению третьей ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования. На III ступени должен быть обеспечен переход от установки на получение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке и умении самостоятельно расширять и углублять их. Учащиеся III ступени могут выбирать формы и способы обучения, индивидуальные образовательные программы, где особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся.
Таким образом, в своем развитии
казахстанская система
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. В данной главе рассмотрим нововведения в развитии среднего образования в Казахстане.
Основой образовательной системы
является высококачественная и высокотехнологичная
информационно-образовательная