Основные тенденции структурных изменений образовательной системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть современные тенденции развития средней школы в Республике Казахстан.

Содержание

Введение
Глава I. Образование в Республике Казахстан
1.1 Средняя школа как элемент образовательной системы
1.2 Традиционная и развивающая модели школьного образования
Глава II. Анализ тенденций развития среднего образования в Казахстане
2.1 Становление национальной модели среднего образования в постсоветское время
2.2 Концепция развития образования в Республике Казахстан
Глава III. Инновационные процессы в средних школах Казахстана
обучение воспитание школьник средний
3.1 Информатизация среднешкольного образования
3.2 Внедрение программы "Валеологическое обучение и воспитание школьников"
3.3 «Самопознание»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

образования РК СРС 1 вып Джумагулова А.doc

— 261.70 Кб (Скачать)

Жетысуский государственный университет  им. И. Жансугурова

 

 

 

 

 

 

 


Тема: «Основные тенденции структурных изменений образовательной системы Республики Казахстан»

по дисциплине: Педагогика

 

 

 

 

 

Выполнила:

ст-т гр. 131 РЯЗЛ    Джумагулова А.М.

Гуманитарный факультет

Кафедра  русского языка и литературы

 

Специальности: 

5В0122 «Русский язык и литература  в школах с нерусским языком  обучения»

Группа -  реал-131

Форма  обучения:  Заочная по ДОТ

 

2013

 

Содержание

 

 

Введение

 

По определению, принятому 20-й сессией ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат  совершенствования способностей и  поведения личности, при котором она достигает сознательной зрелости и индивидуального роста.

В мировой образовательной  практике в последние десятилетия  выявились две противоположные  и вместе с тем неотрывно связанные  тенденции. “С одной стороны, роль образования  в жизнедеятельности народов, стран, индивида неуклонно возрастает; с другой, наблюдается кризис образования и его структур, довольно часто обусловленный дефицитом прежде всего финансового обеспечения. Также для современного периода развития экономики главным по западной экономической мысли являются инвестиции в человеческий капитал, который характеризуется уровнем здоровья нации, интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационными способностями, профессиональным мастерством, приобретаемыми в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности.

Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. Модель образования  – это та система правил и концепций, выполняющие задачи эффективной передачи знаний, которыми руководствуются педагоги. Если ядро образования вымывается, если заданные рамочные задачи та или иная модель не выполняет, то образование терпит кризис и перестает работать как институтопосредник.

Современные концепции  считают образование фундаментальным, если “оно представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и благодаря этому созревает для умножения потенциала самой среды. Задача фундаментального образования — обеспечить оптимальные условия для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создать внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека” .

В качестве основы фундаментализации  провозглашается создание такой  системы и структуры образования, приоритетом которых являются не прагматические, узкоспециализированные знания, а методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию научной картины окружающего мира, интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических и технологических условиях.

Фундаментальное образование реализует единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира, гносеологический — с освоением методологии и приобретением навыков познания. Фундаментальное образование, являясь инструментом достижения научной компетентности, ориентировано на достижение глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира.

Средняя общеобразовательная школа  как элемент образовательной  системы представлена совокупностью системообразующих факторов, условиями функционирования, структурными и функциональными компонентами. Среднее образование функционирует как базовое звено целостной непрерывной системы образования страны. Право детей на среднее образование обеспечивается сетью общеобразовательных школ. По особым условиям обучения школы подразделяются на школы-интернаты, школы для одаренных детей, школы для детей с ограниченными возможностями в развитии и обучении и т.д.

В настоящее время система образования Казахстана претерпевает трудности, поскольку имеет место постоянный прогресс во многих сферах жизни общества. Необходимо и в среднем образовании быстро реагировать на эти изменения. Сегодня перед работниками образования Республики Казахстан стоит вопрос о подготовке к переходу на среднее 12-летнее образование - в целях интеграции в Европейское образовательное пространство. Для успешной реализации этой задачи необходимо изучить тенденцию развития системы полного среднего образования в зарубежной школе за последние года и инновационных направления развития среднего образования в нашей стране.

Цель данной  работы – рассмотреть  современные тенденции развития средней школы в Республике Казахстан.

Глава I. Образование в Республике Казахстан

         Образование вошло в число основных государственных задач многих  стран мира. По Индексу человеческого развития, который включает 3 индикатора: индекс  продолжительности жизни, индекс образования, индекс ВВП, Казахстан в 2006 году занимала 78 место среди 177  стран мира а в 2009 году Казахстан занял первое место рейтинга по индексу развития образования для всех, сообщает "Казигрнформ". По ежегодному докладу ЮНЕСКО, из 129 стран мира Казахстан лидирует по индексу развития образования для всех..Это охват начальным образованием, уровень грамотности взрослых, гендерный индекс и доля доучившихся до 5 класса.


 

За  Казахстаном в рейтинге следует  Япония, Германия, Норвегия и Великобритания. Замыкает таблицу Чад. В 2008 году по индексу  развития образования для всех Казахстан занимал 1 место в Азии. 
Меры, предпринятые по реформированию системы образования в Республике Казахстан за последнее десятилетие, направлены на повышение качества образования. Традиционный учебный процесс с линейной системой обучения, основанный на типовых учебных планах и устанавливающий строгую последовательность изучения дисциплин, перестает отвечать требованиям времени. Современному обществу нужна опережающая педагогика, направленная на подготовку специалистов-профессионалов, способных решать проблемы на более высоком уровне, обладающих умениями межличностного общения, способностями преодолевать культурные и языковые проблемы.


В Республике Казахстан  согласно Болонской декларации (1999 г.) в настоящее время внедрена трехуровневая программа высшего и послевузовского профессионального образования: бакалавриат – магистратура – докторантура.

    бакалавриат - программа высшего образования с присуждением академической степени бакалавра со сроком обучения 4 года;

    магистратура - программа со сроком обучения 1-2 года с присуждением академической степени магистра, которая реализуется в двух траекториях: профильная углубленная подготовка и научно-педагогическая подготовка;

    докторантура - программа послевузовского образования со сроком обучения 3-4 года с присуждением академической степени доктора.

 

По  данным агентства по статистике, внешняя  миграция населения Казахстана в  возрасте старше 15 лет по уровню образования  характеризуется следующими показателями. 
 
Таблица разработана  агентством по статистике: 

  
 
Годы

Прибыло

Выбыло

Сальдо миграции

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009–2011

Всего

31 282

31 775

29 832

28 273

22 448

27 082

     15 086

Высшее

4180

4327

3791

7598

6618

8380

    –10298

Незаконченное высшее

986

1018

791

1817

1251

1236

      –1509

Среднее специальное

6118

7021

6564

8668

7021

9016

      –5002

Среднее общее

15 808

15 641

15 088

7432

5506

6224

      27375

Неполное среднее

4157

3735

3393

2688

1992

2156

        4449

Другие

33

33

205

70

60

70

            71


 
Как видим на примере  официальных цифр, за три года дисбаланс  по категориям «высшее», «незаконченное высшее», «среднее специальное» составил 16 809 человек. Всего же за это время  Казахстан покинули 51 605 специалистов вышеуказанных категорий. Главным  пристанищем для лиц, покинувших Казахстан, являются страны СНГ, где их квалификация востребованна. Безусловно, так называемая утечка мозгов наносит ущерб экономике Казахстана.

СТУДЕНТОВ СТАЛО БОЛЬШЕ

Ежегодный приток десятка тысяч иностранных специалистов на фоне роста числа казахстанских студентов в вузах страны выглядит странно. Сегодня число вузов и студентов почти в три раза больше, чем советский период. Да и экономика страны по некоторым показателям еще не достигла того уровня. 

 

 

                 1990 год

           2011/2012 год

Количество (число) вузов

                            55

                       146

Численность студентов

                   287 364

                629 507

Число профессорско-преподавательского состава

                      
                    21 955

                 
                  40 531


 
Таблица, показывает впечатлительный  рост количества студентов и вузовских  преподавателей в Казахстане.

Рейтинг вузов Казахстана

   По результатам проведенного исследования деятельности высших учебных заведений Казахстана за 2011–2012 годы Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО-IQAA) Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва занимает I место в Генеральном рейтинге лучших многопрофильных вузов Казахстана.

  • Согласно международному рейтингу QS World University Rankings (англ.), который с 2010 года публикуется отдельно от Times Higher Education, ЕНУ им. Л. Н. Гумилева в 2012 году вошел в топ-400 ведущих университетов мира[ и занимает 369-е место.
  • По результатам рейтинга университетов Webometrics Ranking of World Universities (англ.)составляемого испанской аналитической группой Cybermetrics Lab (англ.) на основе объема web-контента по числу веб-страниц и файлов, доступности и влияния этих web-публикаций согласно числу цитирований, Евразийский национальный университет лидирует среди высших учебных заведений Казахстана и Центральной Азии. В июле 2011 года ЕНУ занимает в рейтинге 4 082 место из 12 000 позиций. В январе 2011 года вуз располагался на 5 216 месте, в июле 2010 года — на 7 891 месте

На  втором месте оказался Казахский  национальный университет имени  аль-Фараби. Третью строчку занимает Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова. Далее следуют: 
 
4. Южно-Казахстанский государственный университет им. М. О. Ауэзова 
5. Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова 
6. Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова 
7. Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова 
8. Международный Казахско-Турецкий университет им. Х. А. Ясави 
8. Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова 
10. Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати 
10. Семипалатинский государственный университет им. Шакарима 
10. Инновационный Евразийский университет 
13. Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова 
13. Международная образовательная корпорация (КазГАСА, Казахско-Американский университет) 
15. Западно-Казахстанский государственный университет им. Махамбета Утемисова 
15. Кызылординский государственный университет им. Коркыт- Ата 
17. Актюбинский государственный университет им. К. Жубанова 
17. Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова (Актауский государственный университет им. Ш. Есенова) 
17. Северо-Казахстанский государственный университет им. Манаша Козыбаева 
 
Генеральный рейтинг лучших технических вузов-2012 сложился следующим образом. Первые три строчки заняли: Казахстанско-Британский технический университет, Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева, Казахский национальный аграрный университет, соответственно. Места с четвертого по одиннадцатое заняли: 
 
4. Карагандинский государственный технический университет 
5. Алматинский университет энергетики и связи 
6. Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина 
6. Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева 
8. Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева 
9. Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир-хана 
10. Алматинский технологический университет 
11. Рудненский индустриальный институт 
12. Атырауский институт нефти и газа 
13. Международный университет информационных технологий 
 
Лучшими гуманитарно-экономическими вузами Казахстана, согласно генеральному рейтингу, стали: АО "Университет КИМЭП", Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова и Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. В тройку лучших не смогли войти:  
 
4. Казахский гуманитарно-юридический университет 
4. Университет международного бизнеса (UIB) 
6. Международная академия бизнеса 
7. Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана 
8. Университет им. Сулеймана Демиреля 
9. Университет "Туран" 
10. Карагандинский университет "Болашак" 
11. Казахстанско-Американский свободный университет 
12. Казахский университет экономики, финансов и международной торговли 
12. Университет "Туран-Астана" 
14. Финансовая академия 
15. Алматинская академия экономики и статистики 
 
Среди медицинских вузов Казахстана в генеральном рейтинге лучшим оказался Медицинский университет Астана. Следом идут - Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова и Карагандинский государственный медицинский университет, соответственно. Позиции с четвертой по шестую заняли: Государственный медицинский университет города Семей, Западно-Казахстанская государственная медицинская академия имени Марата Оспанова, Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия. 
 
Педагогические кадры, согласно исследованию, лучше всего готовят в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая. Вторую строчку занял Казахский государственный женский педагогический университет и третью - Павлодарский государственный педагогический институт. Следом в рейтинге расположились: Таразский государственный педагогический институт, Казахская академия спорта и туризма, Актюбинский государственный педагогический институт, Костанайский государственный педагогический институт, Семипалатинский государственный педагогический институт и замыкает таблицу 
Аркалыкский государственный педагогический институт им. Ы. Алтынсарина 
 
Генеральным рейтингом лучшими вузами искусства определены: Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, Казахский национальный университет искусств и Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова.  
 

1.1 Средняя школа как элемент  образовательной системы

 

В сфере образования как одной  из важнейших сфер нематериального производства, создается не только духовная, но и экономическая база процветания общества. Переход к устойчивому экономическому росту и улучшению благосостояния и качества жизни населения республики невозможен без стимулирования использования образования, высоких технологий, без активизации инновационной деятельности, опирающейся на прочный фундамент знаний.

Понятие образования - весьма сложное  и многоаспектное. В самом общем  определении образование - это процесс  и результат усвоения человеком  систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Следовательно, в понятие образования  включены не только знания, навыки и  умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций  все происходящее вокруг как процесс  бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.1

Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.2

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся  такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной  школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому  развитию личности. Установка на развитие личности растущего человека придает «придает человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному.

Информация о работе Основные тенденции структурных изменений образовательной системы Республики Казахстан