Основные тенденции структурных изменений образовательной системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть современные тенденции развития средней школы в Республике Казахстан.

Содержание

Введение
Глава I. Образование в Республике Казахстан
1.1 Средняя школа как элемент образовательной системы
1.2 Традиционная и развивающая модели школьного образования
Глава II. Анализ тенденций развития среднего образования в Казахстане
2.1 Становление национальной модели среднего образования в постсоветское время
2.2 Концепция развития образования в Республике Казахстан
Глава III. Инновационные процессы в средних школах Казахстана
обучение воспитание школьник средний
3.1 Информатизация среднешкольного образования
3.2 Внедрение программы "Валеологическое обучение и воспитание школьников"
3.3 «Самопознание»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

образования РК СРС 1 вып Джумагулова А.doc

— 261.70 Кб (Скачать)

Образовательная система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты образовательной системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования.

На этом основании средняя общеобразовательная  школа как элемент образовательной  системы представлена совокупностью  системообразующих факторов, условиями  функционирования, структурными и функциональными  компонентами. Системообразующие факторы представлены целями и результатами; условиями функционирования - социально-педагогическими и временными условиями; структурными компонентами - управляющей (педагогическим коллективом) и управляемой (ученическим коллективом) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональными компонентами - педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования образовательной системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.

Среднее образование функционирует как базовое звено целостной непрерывной системы образования страны.

Право детей на среднее образование  обеспечивается сетью общеобразовательных  школ. По особым условиям обучения школы  подразделяются на школы-интернаты, школы  для одаренных детей, 'школы для детей с ограниченными возможностями в развитии и обучении и т.д.

Внешкольные учреждения входят в систему  среднего образования, обеспечивая  дополнительное образование и воспитание детей.

Цель среднего образования - формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно - ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.

Задачи:

• воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, патриотизма, любви к своей Родине;

• снижение влияния субъективных факторов на конечную оценку качества образования;

• повышение мотивации учащихся к получению качественного образования, функциональной грамотности, а педагогов - к постоянному повышению квалификации и педагогического мастерства;

• создание условий получения профессиональных навыков для обеспечения конкурентоспособности  обучающихся на рынке труда;

• внедрение здоровьесберегающих и информационных технологий;

• создание условий для обучения детей с ограничейными возможностями  в развитии.

Результаты как системообразующий  фактор определяются совокупностью  наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в образовательном процессе на разных временных этапах.

Под социально-педагогическими условиями  функционирования средней школы  понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и развитие. В управлении школой принято выделять как минимум две группы условий - общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим - особенности социально-демографического состава учащихся; местонахождение школы - городская или сельская; материальные возможности школы, оборудование учебно-воспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды. Существенным показателем эффективности педагогического процесса является характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогической культуры родителей учащихся.

Временная характеристика педагогической системы складывается из трех взаимосвязанных  периодов, обусловленных особенностями возрастного, индивидуально-психологического развития детей, введением трех ступеней общеобразовательной школы: начальное общее - I-III (IV) классы; основное общее - IV (V) - IX классы; среднее (полное) общее образование - X (XI) классы, охватывающих в общей сложности одиннадцать лет совместной работы школы и ученика. Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели - развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых количественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования. Переход от одной ступени обучения к другой является значительным скачком в индивидуально-личностном развитии.

Содержание как структурный  компонент целостного педагогического  процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением, - гимназией, лицеем, колледжем, школой с классами углубленного изучения или  общеобразовательной школой. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе государственных образовательных стандартов, включающих федеральный, региональный и школьный компоненты, а также уставом общеобразовательного учреждения.

1.2 Традиционная и развивающая модели  школьного образования

 

Характерные для современного общества процессы гуманизации и гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации, усиления культурологической направленности образовательного процесса определяются особенностями различных моделей школьного образования в разных странах.

В нашей стране во времена СССР существовала традиционная модель среднего школьного образования. Сейчас мы семимильными шагами идем к установлению модели развивающего, гуманистического образования. Для того, чтобы проследить тенденции смены моделей среднего образования, следует подробнее описать сущность традиционного и развивающего образования.

Традиционная модель образования – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого.

Основную роль традиционисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка

В соответствии с концепцией традиционализма  образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно  – образовательной традиции), позволяющей  индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.3

Этот вид образования является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и  представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид образования обладает целым рядом недостатков. В настоящее время традиционное образование постепенно вытесняется другими видами образования, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного образования в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее образование.

Модель развивающего образования. Эта модель располагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть востребованными другими сферами – впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью.4

Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее образование (РО) занимает достаточно стабильное положение  и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с  ним ожиданий по повышению качества образования. Освоение учебной деятельности, наряду с развитием теоретического мышления, стало одной из главных задач РО, по крайней мере, на уровне начальной школы.

Можно утверждать, что процесс развития - это процесс формирования определенного набора когнитивных структур и операций. В соответствии с этим, образование должно быть направлено на формирование таких структур и операций. Технология этого направления в развивающем образовании предусматривает отработку операций выделения признаков объекта, операций с понятиями и классами и тому подобное. При этом упор делается на элементарные структуры и операции, отрабатываемые на уровне начальной школы.

Отмеченные выше трактовки не исключают, а дополняют друг друга: конечно  же в процессе обучения должна создаваться определенная система знаний, должен отрабатываться определенный стиль мышления, должна отрабатываться прогрессивная технология деятельности по получению и использованию знаний. Опираясь на такое, самое общее представление о развивающем образовании, обратим внимание на некоторые особенности традиционного и развивающего обучения.

Известно внешне шутливое, но имеющее  глубокий смысл определение: образование - то, что остается у человека после  того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, но вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность образования в достижении жизненных целей. Хорошее образование помогает человеку ориентироваться в новой для него ситуации и находить в ней эффективные варианты деятельности; способность действовать подобным образом обычно связывают с интеллектом.

Исходя из этого, было бы логичным считать, наряду с усвоением определенного  объема фактов и алгоритмов, важнейшей  задачей образования развитие интеллектуальных возможностей человека.

Как уже отмечалось, накопленные  на сегодня знания позволяют утверждать, что уровень интеллекта определяется совершенством, прежде всего степенью структурированности и обобщенности, модели мира человека и степенью отработанности операций на этой модели. Иными словами, знания человека - это не сумма, а система. Создание такой системы и отработка на ее базе когнитивных операций, обеспечивающих успешную деятельность в нестандартных ситуациях - основная задача образования.

По этому признаку (знания как  сумма, знания как система) можно  выделить два крайних типа технологий образования, между которыми расположен весь спектр реализуемых практически: знаниясуммирующие и интеллектразвивающие технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии).

Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний (данные и алгоритмы), во втором конкретные знания являются в первую очередь средством формирования системы знаний (модели мира) и отработки  на ней когнитивных операций.

В рамках суммирующих технологий накопление конкретных знаний является целью образования. Для развивающих технологий конкретные знания являются, прежде всего, средством  достижения главной цели - развития интеллектуальных возможностей человека. Ни в коей мере не отрицая нужности и полезности конкретных знаний, мы лишь подчеркиваем, что процесс их получения должен быть построен так, чтобы при этом целенаправленно развивались и совершенствовались интеллектуальные возможности человека. Именно такая технология образования и называется развивающей технологией.5

Таким образом, с термином развивающее школьное образование не связываются никакие конкретные системы развивающего обучения. Это модель учебного процесса, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития школьника, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы.

 

Глава II. Анализ тенденций развития среднего образования в Казахстане

2.1 Становление национальной модели  среднего образования в постсоветское  время

 

В настоящее время Казахстан  признан мировым сообществом  как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения  независимости Казахстан сделал прорыв в и экономике, интегрируется в мировую цивилизацию, использует новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны.

В этом контексте возрастают роли и значение современной системы  образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами и базой экономической мощи и национальной безопасности страны.

Информация о работе Основные тенденции структурных изменений образовательной системы Республики Казахстан