Основные отрасли педагогики и их задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:15, доклад

Описание работы

Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Работа содержит 1 файл

педогогика срс.docx

— 64.21 Кб (Скачать)

9. Докажите, что труд явился основой возникновения  и развития волевых действий.

10. Обыденный  факт выполнения человеком ранее  задуманного действия, по мнению  идеалистов, свидетельствует якобы  о том, что человеческий дух,  сознание, воля независимы от  материи, что они подчиняют  себе материю. Проанализируйте  конкретные примеры волевых действий  и докажите несостоятельность  этих положений.

11.   Известный  отечественный психолог А.Р. Лурия описал больного с поражением пре-моторной зоны головного мозга, что привело к нарушению всех произвольных движений. Нарушения проявлялись в том, что, если больному нужно было взять в руки звонок и вызвать няню, он брал звонок в руки и застывал в такой позе. Какие психологические условия нормального волевого действия отсутствовали в данном случае у больного? С нарушением какой области мозга связано описанное заболевание? Для объяснения используйте рис. XII.10.

Схема волевых  свойств личности

 
 

Эгапы волевых действий Волевые качества       Цель и стремление к ее достижению

 Возможности  и мотивы

 Борьба  мотивов и выбор

 Решение

 Осуществление  решения

 

Сильная воля

 Четкое  осознание цели. Интенсивное стремление

 Достаточно

 Обоснованный  и быстро

 Обоснованное интенсивным решением

 Стойкое

 

Настойчивость

 Отдаленная  цель. Интенсивное стремление

 

 Нормальные

 

 Очень  стойкое

 

Упрямство

 Объективно  не оправданные

 Определяется  не объективным учетом всех  возможностей, а предвзятым мнением

 Необоснованное с интенсивным стремлением

 Стойкое

 

Податливость

 Легко  меняющиеся

 Определяется  мнением других лиц

 Легко  меняющиеся

 Различное

 

Внушаемость

 

 Отсутствуют

 

 Дается  извне

 Различное

 

Решительность

 Четкое  осознание цели. Интенсивное стремление

 Достаточно

иногда

чрезмерно

 Быстрый,  но не всегда всесторонний

 Четкое  и устойчивое

 Стойкое

 

Нерешительность

 Тоже

 Тоже

 Длительный  и незавершенный

 Отсутствует  или часто меняется

 Отсутствует

 

Слабоволие

 Слабое  стремление

 Достаточно  или мало

 Незавершенный

 Без стремления  к выполнению

 Нестойкое

 

 

12.  Используя  материалы на с. 213, проанализируйте  один из фактов проявления  волевого поведения, имевшего  место в вашей жизни.

13. Довольно  часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек  иногда вновь начинает сомневаться  в правильности и не выполняет  принятого решения. Бывает и  так, что он откладывает исполнение  намеченного, не может побудить  себя начать действовать в из-

бранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать.

Чем объяснить  возникновение этих противоречий? О  каких особенностях воли личности это  говорит?

14. Хорошо  известно, что в то время, когда  человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он  действительно падает.

213

Типы волевой  активности личности

 

 

 Показатели  волевой активности

 

 

Направленность

 Сила

 Устойчивость

 Широта

 

1-й тип

 Положительная

 Сильная

 Устойчивая

 Широкая

 

2-й тип

 По ложите л ьн ая

 Сильная

 Устойчивая

 Узкая

 

или:

 Положительная

 Сильная

 Неустойчивая

 Широкая

 

или:

 Положительная

 Сильная

 Неустойчивая

 Узкая

 

3-й тип

 Положительная

 Слабая

 Устойчивая

 Широкая

 

4-й тип

 Отрицательная

 Слабая

 Устойчивая

 Широкая

 

5-й тип

 Отрицательная

 Сильная

 Устойчивая

 Узкая

 

или:

 Отрицательная

 Сильная

 Неустойчивая

 Широкая

 

или:

 Отрицательная

 Сильная

 Неустойчивая

 Узкая

 

6-й тип

 Отрицательная

 Сильная

 Устойчивая

 Широкая

 

 

Какие механизмы  воли проявляются в дан-jm случае?

15. Во время  воздушного боя летчик получил  1ертельную рану. В какое-то мгновение  он по-ш, что, если выпустит из рук штурвал самоле-I, погибнут все, кто там находится. И вот лет-IK продолжает управлять самолетом. Благопо-гчно сажает его и... из самолета его выносят ке мертвым.

Какая функция  воли проявляется в данном учае? Дайте психологическое объяснение отменному факту.

16.  В школьной  практике довольно часто алкиваешься с высказыванием учителей: «У бя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ни-го лучшего от тебя и не ожидал» и т. д.

Всегда ли эти замечания могут дать по-жительный эффект? На формирование каких левых качеств личности учеников это влияет?

17.   Почему  оценка знаний должна быть  ъективной? В каких случаях оценка стимули-ет развитие волевых качеств личности?

18.  Какие,  на ваш взгляд, приемы работы  д собой способствуют формированию  волевых честв личности?

19.  Эмоциональное  состояние учителя час-определяет  успех его педагогической деятель-сти.

Выполните задание: опишите, какие эмо-ональные состояния возникают у вас при под-говке к урокам и при их проведении (преобла-ющее настроение, состояние вдохновения, засть к работе и т. д., поддаетесь ли вы аффек-я и как это сказывается на работе).

Для большей  достоверности можно провести сложный  эксперимент, в результате которого

4

выяснить, как  меняется выражение переживаний  в связи с изменением ситуации и деятельности.

Испытуемым  последовательно показывается набор  фотографий, изображающих учащихся в  разных видах деятельности, с просьбой ответить, какую эмоцию переживает ученик, изображенный на фотографии, и чем это может быть вызвано.

В итоге  следует сделать вывод о возможности  определения эмоций через выразительные  движения человека (мимику, пантомимику).

Обратите  внимание на соответствие между переживаниями  и их выражением.

20. Одним  из проявлений воли человека  является его выдержка. На конкретных  примерах установите: умеет ли  ученик владеть собой во время  урока, при выполнении трудных  заданий и т. д.; является ли  выдержка привычной для него  или требует больших усилий?

В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность  испытуемого?

Что вы в  своей практической работе делаете  для преодоления невыдержанности  учащихся и развития выдержки как  волевой черты характера?

Данные наблюдений подкрепите выделением волевых компонентов  в сознании и поведении школьников. С этой целью проанализируйте  характеристики, составленные на учеников вашего класса, и в них:

выберите  материал, раскрывающий волевую сторону  личности учащихся;

определите, какие волевые свойства представлены у того или другого школьника:

раскройте с помощью материала характеристик  общую структуру воли каждого  ученика.

XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Узловые вопросы  темы

1.   Понятие  о темпераменте и его типах.

2.   Физиологические  основы темперамента. Тип высшей  нервной деятельности и темперамент.

3.   Современные  подходы к психологической характеристике  типов темперамента.

4.   Общее  понятие о характере и его  природе.

5.   Структура  характера.

6.   Формирование  характера.

7.  Понятие  о способностях.

8.   Структура  способностей.

9.  Врожденное и приобретенное в способностях.

10.  Диагностика  способностей.

Основные  психологические понятия

по темам  «Темперамент» и

«Характер»

Информация о работе Основные отрасли педагогики и их задачи