Основные отрасли педагогики и их задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:15, доклад

Описание работы

Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Работа содержит 1 файл

педогогика срс.docx

— 64.21 Кб (Скачать)

Расстройства  сложной волевой действия. Освещены выше негативные качества характеризуют волевую слабость человека. Крайний степень слабоволия человека находится за пределами норм. К значительным расстройств сложной волевой действия приводят абулия и апраксия.

 

Абулия связана  с неспособностью принять необходимое решение, действовать. Причины заключаются в нарушении динамического соотношения между корой больших полушарий и подкоркой. Нормальный волевой акт предполагает оптимальную (не слабую и сильную) импульсивность. Если интенсивность импульсов низкая, то волевой акт невозможен. Так же и при завышенной импульсивности, когда желания дает мгновенную разрядку в действие (как в состоянии аффекта), т.е. отсутствуют сознательное учета последствий, обдумывания цели, невозможно уравновешивание мотивов – действие теряет характер сознательной, выборочной, волевой. Понимая необходимость выполнять распоряжения, больной абулию не может заставить себя это сделать. Для него характерно подчинение в поведении случайным стимулах, которые появляются в поле его зрения. Например, такой человек, увидев клумбу цветов, начинает их срывать, хотя никаких намерений относительно создания букета у нее не было и она не знает, что делать с этими цветами.

 

Апраксия  – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое локальными расстройствами лобных участков мозга. Проявляется  в нарушении произвольной регуляции движений, действий и поведения в целом. Действия не подчиняются заданной программе (например, программе, которая идет от врача к больному, хотя в обычной, конкретной ситуации такие действия возможны. Так, больной мог высунуть язык, чтобы смочить губы, когда они у него пересохло, но не мог выполнить такого действия по просьбе врача, другой больной мог пользоваться ложкой и стаканом во время еды, но без конкретной ситуации он эти действия не способен выполнять, не может закрыть глаза на просьбу врача, хотя когда ему предлагают лечь спать, он это делает. Все действия больных апраксию прикованы к конкретным, непосредственно данных ситуаций, из которых они не в состоянии освободиться.

 

  **********

Психологи обнаружили, что люди с устойчивым трудолюбием (с развитой волевой  привычкой к труду) меньше подвержены заболеваниям, особенно психическим; их отличает большая физическая и эмоциональная  стабильность. Привычка к регулярному  труду — основа человеческого  существования. Но мы не ставили задачу рассмотреть вопросы трудового  воспитания и воспитания волевых  привычек. Мы хотели дать представление  об общих проблемах формирования личности и, в частности, раскрыть некоторые  аспекты проблемы формирования личности в процессе занятии физической культурой  и спортом.

 

Все потребности  человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими  потребностями в том смысле, что  они обусловлены процессом исторического  развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и  изменяются. Потребности человека могут  быть при этом подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные — материальные потребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, в музыке — с другой.

 

Потребности в пище, в жилье и одежде являются насущными потребностями человека: они вызывают необходимость в  труде, в общественно организованной производственной деятельности, составляющей основу исторического бытия человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство в ходе своего развития не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяя их уровень и характер. Не существует самостоятельного, отдельного развития будто бы самодовлеющих  потребностей. Развитие потребностей включено как момент, как сторона  — и притом зависимая — в  развитие производства. Порождая объекты  потребления, производство порождает  тем самым и соответствующие  потребности у субъекта. <...>

 

Порожденная потребностью в пище, одежде и жилье  и т. п., необходимость в труде  и сотрудничестве порождает у  человека потребность в труде, возникающую  на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и пересечении  интересов. На этой основе новый характер приобретает у человека и потребность  его в существе другого пола, которая  становится потребностью человека в  человеке.

Схема этапов волевого действия

Рис. XII.9. Факторы  возникновения эмоций, гласно когнитивно-физиологической концепции Шехтера

В сложном  волевом действии эжно выделить несколько основных 'адий или этапов.

Отдельные волевые качества и во-шая активность в целом оценивают-i по следующим параметрам: сила, :тойчивость, широта и направленна, (см. табл. на с. 215).

При оценке волевых качеств кольника необходимо соблюдать, по эайней мере, три обязательных ус-1вия: а) оценивающие должны оди-ikobo понимать волевые качества; б) (енка должна исходить из одних и х же критериев; в) волевые каче-ва должны оцениваться нескольки-i лицами. С учетом этих условий щая (усредненная) оценка, данная еми характеризующими лицами, дет более или менее объективной.

О

 
 

Цель и  стремление достичь ее 

1

 

Осознание ряда возможностей достичь цели

 

"Ф" 

 

Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих  эти возможности

 

1

 

Борьба мотивов  и выбор

 

1

 

Принятие  одной из возможности в качестве версии

 

1

 

Осуществление принятого решения

 

 

При оценке волевых качеств личности можно  исходить из следующих их определений:

целеустремленность  — умение человека подчинять свои действия поставленным целям;

настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

выдержка  — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению  принятого решения;

решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и  твердые решения;

инициативность  — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут  отвлечь от

достижения  цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать  на основе своих взглядов и убеждений;

организованность  — разумное планирование и упорядоченная  организация своей деятельности;

дисциплинированность  — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

смелость  — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для  личного благополучия или даже жизни;

исполнительность  — старательность, выполнение в  срок поручений и своих обязанностей.

Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств. Волевые  качества человеком приобретаются  в первую очередь самовоспитанием.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих  требований.

1.  Начинать  нужно с приобретения привычки  преодолевать сравнительно незначительные  трудности, препятствия.

2.  Чрезвычайно  опасны любые самооправдания. Это  ложь не только для других, но и для самого себя.

3.  Трудности  и препятствия необходимо преодолевать.

4.  Принятое  однажды решение всегда должно  быть исполнено до конца.

5.  Отдельную  цель необходимо дробить на  этапы, намечать ближайшие препятствия,  достижение которых создает условия  для приближения к конечной  цели.

6. Максимально  строгое соблюдение режима дня,  распорядка всей жизни.

7. Систематическое  занятие спортом, умение побеждать  трудности при за-

нятиях физической культурой __ тренировка не только мышц, но и воли.

8. И, пожалуй,  самое главное в воспитании  воли — это самовнушение.

Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.

Методы изучения волевой активности определяются поставленными  задачами, тем, какие стороны или  особенности воли мы хотим исследовать.

Все методы можно разделить на экстенсивные (направленные вширь) и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые  для более глубокого исследования отдельных задач.

Может быть использован метод взаимных оценок, который состоит в том, что  члены группы оценивают друг друга. Метод взаимных оценок позволяет  установить сопряженность различных  качеств личности, определить социально-психологическое  поле личности и место его в  этом поле и т. п.

По совокупности силы, устойчивости, широты и направленности волевой активности определяется тип  личности по волевому развитию, исходя из показателей, представленных в таблице  на с. 214 (по А.И. Высоцкому).

Вопросы и  задания по теме

1. Приведите  примеры, подтверждающие роль  человеческих эмоций в познании.

2. Чувства,  как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение  действительности в чувствах  и чем оно отличается от  отражения, совершаемого в процессах  восприятия, памяти и проч.?

3. Отмечают, что после выхода на пенсию  у многих людей может возникать  депрессивное состояние, иногда  ухудшается самочувствие. Чем это  можно объяснить?

4. Тот факт, что эмоции вызывают ярко выраженные  изменения в деятельности внутренних  органов, побудило Джемса и  Лапте выдвинуть теорию, согласно  которой эмоции представляют  собой якобы сумму только органических  ощущений. Докажите несостоятельность  этих воззрений.

211

 

Рис. ХИЛО. Двигательный участок коры головного мозга

5. Чем можно  объяснить, что если дать возможность  человеку «выговориться», «поплакать»,  то ему легче перенести горе?

6.  Всегда  ли характер эмоциональной реакции  человека адекватен характеру  самого воздействия? Объясните  причины возможного соответствия  или несоответствия.

7. Внимательно  прочтите нижеприведенный отрывок  из пьесы А. П. Чехова «Вишневый  сад» и определите, какие чувства  проявились в описанном примере.  С какими свойствами личности  они связаны?

Раневская и Гаев, герои пьесы А. П. Чехова • Вишневый сад», разорены. Имение продано  с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна  угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у  меня в голове помутилось, говорить не могу... Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!»

8. Определите  виды чувств в следующих отрывках:

«Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского).

212

«После долгих усилий ученику удалось решить трудную  задачу, что привело его в состояние  восторга».

«Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что  ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному  руководителю, кто разбил стекло ».

Информация о работе Основные отрасли педагогики и их задачи