Основные отрасли педагогики и их задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:15, доклад

Описание работы

Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Работа содержит 1 файл

педогогика срс.docx

— 64.21 Кб (Скачать)
 

Наш стыд говорит  о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о  стыде — один из надежных путей  самопознания не того, каким мне  хочется казаться, а того, каков  я есть.

 

Стыд также  состоит из трех элементов:

 

а) то, каким  я должен быть здесь и теперь согласно Я-концепции;

 

б) каков  я здесь и теперь;

 

в) рассогласование  и его осознание.

 

Как видим, стыд и вина состоят из одних элементов, но различить их нетрудно. Если мне  стыдно безотносительно к тому, чтобы  кто-либо оценивал мое поведение  или состояние, чтобы кто-то видел  или слышал о стыдном поступке, то это — чистый стыд, абсолютный стыд. Но поскольку стыдные поступки в моей жизни наказывались лишением любви, плохим отношением взрослых, друзей, отвращением ко мне значимых людей, то энергия стыда возрастает при  возбуждении представлений о  том, что кто-то оценивает меня, неодобрительно относится к моему поступку или  состоянию. Однако это — не чистый стыд, а индивидуальный, вызванный  другими людьми, поскольку я чувствителен к их чувствам. Если эти другие мною любимы, то данный вид стыда сливается  с чувством вины, с чувством того, что я не соответствую их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется  социальный страх перед осуждением другими.

 

Развитие  эмоции стыда является необходимым  условием нормального развития человека и формирования индивидуальности. Но с того момента, как личность сложилась  и индивидуальность выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой эмоции как побудителе деятельности и поведения. Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции — и не более того. А мои поступки определяются разумом и сознанием блага. По-видимому, именно в этом смысле Аристотель говорил, что «мы не хвалим взрослого, если он стыдлив»[6].

 

3.2 Идентификация,  как один из механизмов социализации

 

Социализация  предполагает способность человека выработать и реализовать «я –  концепцию» Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения  своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как  механизма социализации связано  с тем, что индивид усваивает  и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

 

Мы не только составляем для себя определения  ситуации; отвечая на вопрос «Кто я  такой?», мы также даем самоопределения. Ответы на этот вопрос и составляют то, что социологи называют собственным  Я или самостью, т.е. набор понятий, с помощью которых мы определяем, какие мы есть. Формирование собственного Я представляет собой центральную  часть процесса социализации. Самость  – не биологическая данность, она  развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми. Социолог Дж. Мильтон Йингер пишет:

 

«Самость  формируется на базе действий других людей, которые становятся частью индивида в результате отождествления им себя с этими другими и его самооценки с точки зрения этих других. Оглядываясь  назад, вы можете спросить себя: «Кто я  такой?» Но на деле ответ известен еще до того, как вопрос был задан. Ответ этот составился из всех определений  наших ролей, принципов и целей, которые начинают формироваться у нас под влиянием окружающих с момента нашего рождения. «Ты – мальчик; ты – мой сын; ты – француз»; «Ты – хороший мальчик и составляешь истинную часть этой группы» (с соответствующими вознаграждениями, подтверждающими слова); или «Ты – дурной мальчик» (эти слова значимые персоны доводят до нашего сведения с помощью соответствующих, по их мнению, санкций)».

 

Самость –  это наши идеи по поводу собственных  качеств, способностей и поведения. В повседневной жизни мы ощущаем  присутствие самости в таких  фразах, как: «горжусь собой», «разговариваю  сам с собой», «потерял контроль над собой», «стыдно за себя», «испытываю себя», «ненавижу себя» и «люблю себя». Эти понятия представляют собой сердцевину человеческой сущности, осознание того, что каждый из нас  есть уникальное творение, отличающееся от других и в то же время похожее  на них. Образ каждого человека как  уникального, автономного, самодостаточного существа дает ощущение психической  целостности. У индивидов, страдающих какой-либо формой сильного душевного  заболевания, особенно шизофрении, отсутствует  четкое представление о самих  себе и о границах собственной  личности, т.е. о том, где начинается и где заканчивается их личность. Поэтому многие из них теряются в  потоке обрушивающихся на них стимулов.

 

Самость участвует  в развитии эгоцентрического сдвига, при котором человеку свойственно  ставить самого себя в центр всех событий. По причине такого эгоцентрического сдвига мы создаем гипертрофированные представления о самих себе как  о жертвах или целях действия или события, которое в действительности направлено совсем не на нас.

 

Эгоцентрический сдвиг свойствен каждому человеку, просеивающему жизненный опыт через  фильтр собственной личности. Такой  смещенный взгляд на реальность формирует  наше восприятие событий, а позже  воздействует на наши воспоминания об этих событиях. Человеку типично думать о собственном Я в терминах статичности как о «цельной системе» или «вещи». Но согласно концепциям сторонников теории символического интеракционизма, собственное Я обладает также динамическими характеристиками. Представители этой теории указывают, что мы можем быть объектами собственных поступков. Мысленно мы отходим в сторону и с этого наблюдательного пункта начинаем следить за собственными действиями. С этой точки зрения самость представляет собой процесс, с помощью которого мы разрабатываем свои действия в соответствии с поступками других людей. Социологи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид и Э. Гоффман постарались облегчить понимание этих проблем, предложив свои теории.[7]

 

Волевые качества личности, их характеристика

оставьте  комментарий »

 

Своеобразие активности личности воплощается в  ее волевых качествах. Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень  сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой.

 

Волевые качества рассматривают как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным  людям. К положительным качествам  относятся такие, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и т.д. Качества, которые характеризуют слабость воли личности: беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и т.п.

 

Базовые волевые  качества. Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. Четкую классификацию волевых качеств сделал В. К. Калина. Такие волевые качества, как энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, он относит к базальных (первичных) качеств личности. Функциональные проявления их является однонаправленной регуляторными действиями сознания, набирают форму волевого усилия.

 

Под энергичностью  понимают способность волевым усилием  быстро поднимать активность до необходимого уровня.

 

Терпеливость  определяют как умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления.

 

Выдержка  – способность волевым усилием  быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

 

Смелость  – способность в случае возникновения  опасности (жизни, здоровью или престижа) сохранить устойчивость организации  психических функций и не снизить  качество деятельности. Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять  страха и идти на оправданный риск ради определенной цели.

 

Системные волевые качества. Остальные проявлений волевой регуляции личности сложнее. Они представляют собой определенные сочетания однонаправленной проявлений сознания. Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной. Такие волевые качества являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя как составные смелость, выдержку, энергичность; решительность – выдержку и смелость.

 

Целый ряд  волевых качеств личности являются системными – настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. При  этом важно знать, что базальную (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень каких базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.

 

Целеустремленность  заключается в умении человека руководствоваться  в своих действиях и поступках  общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями. Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет  ей свою конкретную цель. Такая личность хорошо знает, чего хочет достичь  и что ей делать. Ясность целей  – в этом заключается ее достоинство.

 

Настойчивость – это умение постоянно и длительно  добиваться цели, не снижая энергии  в борьбе с трудностями. Настойчивая  личность правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такая личность способна к длительному и неослабного напряжение энергии, неуклонного движения к намеченной цели.

 

Противоположными настойчивости есть упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямо человек отстаивает свои неправильные позиции, несмотря на разумные доводы.

 

Принципиальность  – умение личности руководствоваться  в своих поступках устойчивыми  принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения  между людьми. Принципиальность проявляется  в стойку дисциплинированности поведения, в правдивых, чутких поступках. Противоположные  этим качества имеет человек беспринципная. Сила воли. К волевых качеств, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.

 

Самостоятельность - это умение обходиться в своих  действиях без чужой к помоги, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и  убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному почин организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведении изменения. Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.

 

Инициативность  – это умение находить новые, нешаблонные  решения и средства их осуществления.

 

Противоположными  качествами является безынициативность  и зависимость. Безынициативный  человек легко поддается влиянию  других людей, их действий, поступков, собственные решение ставит под  сомнение, не уверена в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.

 

Одной из важных волевых качеств человека является его решимость. Решительность –  это умение принимать обдуманные решения, последовательно претворять их в жизнь. Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный  человек склонен или отвергать  окончательное принятие решения, или  без конца его пересматривать.

 

Свобода личности характеризуется также ее организованность, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем  поведении твердо намеченному плану. Эта качество требует умения не только неуклонно претворять в жизнь  свой план, но и проявлять необходимую  гибкость при изменении обстоятельств.

 

Итак, совокупность проявлений позитивных (базальных и  системных) волевых качеств образует силу воли личности.

 

Установлено, что людям с сильной волей  присущ высокий уровень мотивации  достижения. Мотивация достижения –  это упорство в достижении своей  цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться успеха. Да, люди с высокой потребностью в достижении всегда в поисках ситуаций, где они могли бы проверить свои возможности, они уверены в успешном завершении дела, готовы взять на себя ответственность, решительны в экстремальных ситуациях, не теряют равновесия в условиях соревнования, проявляют большую настойчивость при преодолении внешних или внутренних препятствий.

 

Информация о работе Основные отрасли педагогики и их задачи