Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:15, доклад
Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.
Специальные педагогические науки
Специальные (коррекционные)
педагогические науки – логопедия,
сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика
– разрабатывают теоретические
основы, принципы и средства воспитания
детей и взрослых, имеющих отклонения
в физическом и психическом развитии.
Так, например, логопедия
занимается обучением и воспитанием
детей с нарушениями речи, сурдопедагогика
занимается обучением и воспитанием
глухих и слабослышащих, тифлопедагогика
занимается обучением и воспитанием
слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика
занимается обучением и воспитанием
умственно отсталых и детей с
задержками умственного развития, логопедия
занимается обучением и воспитанием
детей с нарушениями речи.
Лечебная педагогика
Лечебная педагогика
– новая отрасль педагогики, развивающаяся
на границе с медициной. Основным
её предметом является система образовательно
- воспитательной деятельности педагогов
с больными и отстающими учениками.
В связи с ростом болезней среди
школьников возникает проблема разработки
щадящих воспитательно-
Сравнительная педагогика
Сравнительная педагогика
изучает закономерности функционирования
и развития образовательных и
познавательных систем в различных
странах путём сопоставления
и нахождения сходств и различий.
Сравнительная педагогика
- это область педагогической науки,
изучающая преимущественно в
сопоставительном плане состояние,
закономерности и тенденции развития
педагогической теории и практики в
различных странах и регионах
мира, а также соотношение их всеобщих
тенденций, национальной и региональной
специфики; выявляет формы и способы
взаимообогащения национальных образовательных
систем путём использования ими
зарубежного опыта. Для этого
направления методологически
Основная задача
сравнительной педагогики - исследование
причин и механизмов мирового кризиса
образования, особенностей его проявления
в различных странах для того,
чтобы прогнозировать кризисные
явления и по возможности смягчить
их влияние.
Заключение
Педагогика –
обширная система наук, решающая много
как педагогических, общественных,
а также лечебных задач. По своим
целям и связью с другими науками
она подразделяется на отрасли.
В данном реферате мы
рассмотрели только основные отрасли
педагогики, их основные задачи и значение
в нашей жизни (а значение её очень
большое). Однако на этом перечень отраслей
не заканчивается. Существуют и другие
отрасли, но развитие их заморозилось
в связи с Распадом СССР, сменой
правительства, перестройкой государства,
реформ в сфере образования и
других причин вследствие потери актуальности.
Появились и новые отрасли, частично
заимствованные у стран Западной
Европы и Америки, и значительно
развиваются старые, но ещё актуальные,
отрасли педагогики и всё чаще
встречаются в нашей жизни. Пока
есть люди – есть и педагогика. Развиваемся
мы, – совершенствуется и эта великая
наука во всём своем многообразии и встречается
во всех областях нашей деятельности.
Список использованной
литературы
1. Российская педагогичекая
энциклопедия т.2, с.361-363
2. Исправительно-трудовая
педагогика. Учебник, под ред.
И.Т. Богатырева, М., 1978
3. Информационно–
4. Педагогика и
психология высшей школы.
Основные отрасли педагогики
Как мы уже выяснили, педагогика-система наук, и, в зависимости от направленности и задач, подразделяется на различные её отрасли. Вот основные из них:
ь Общая педагогика
ь Возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика «третьего возраста)
ь отраслевая педагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная, производственная и др.)
ь социальная педагогика;
ь сравнительная педагогика;
ь исправительно-трудовая педагогика;
ь коррекционная педагогика
ь лечебная педагогика.
Каждая отрасль является огромным разделом изучения и имеет своё назначение. В следующих главах будут приведены основные цели и роли каждой из них в нашей жизни.
Задачи и назначение основных отраслей педагогики
Общая педагогика
Общая педагогика - отрасль
педагогики, которая изучает
1) теория и практика обучения;
2) теория и практика воспитания;
3) теория организации
и руководства системой
Возрастная педагогика
Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода.
Ясельная педагогика
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика
- наука о закономерностях
Педагогика школы
Педагогика школы
относится к самым богатым
и развитым отраслям науки о воспитании.
Тысячелетия ее существования в
мировой истории позволили
Педагогика высшей
школы - педагогика институтов, академий,
университетов. Данная отрасль относится
и к возрастной и к отраслевой
педагогике, т.к. высшая школа - образовательное
учреждение наивысшего ранга, занимающееся
подготовкой
Педагогика «третьего возраста»
Педагогика «третьего
возраста» разрабатывает
Отраслевая педагогика
Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это -- педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, спортивная общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная).
Социальная педагогика
Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.
Социальная педагогика,
в отличие от традиционной, рассматривает
педагогическую деятельность не только
как основу воспитания, социализации
личности, но и как процесс социальной
помощи людям в период их личностного
или профессионального
Особенность современной социальной педагогики - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к людям, в том числе к детям, то есть сотрудничество, сотрудничество воспитателя и воспитанника. Гуманистическая направленность заключается и в ориентации ее как на защиту отдельного человека в его конкретной ситуации, так и на целостный подход к человеку, на защиту его общих интересов и потребностей.
Исправительно-трудовая педагогика
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Цели её - перевоспитать из заключенных преступников социально адекватных людей, чтобы улучшить качество жизни как их самих, так и окружающих.
Исправительно-трудовая
педагогика как отрасль использует
все основные понятия педагогики,
а также разрабатывает и
Специальные педагогические науки
Специальные (коррекционные)
педагогические науки - логопедия, сурдопедагогика,
тифлопедагогика, олигофренопедагогика
- разрабатывают теоретические