Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:15, доклад
Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» - Спросите вы. Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако, педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.
Московский Государственный
Университет Приборостроения и
Информатики
Реферат на тему:
Основные отрасли
педагогики и их задачи
Выполнила:
студентка 3 курса,
спец. 200401
Заразонова М.С.
Москва, 2010
Введение
Педагогика - система
наук о воспитании и образовании
детей и взрослых. «И взрослых?» -
Спросите вы. Конечно, ведь человек
учится чему-либо на протяжении всей своей
жизни! Однако, педагогика детским садом,
школой, училищем и ВУЗом не заканчивается.
Педагогика охватывает всю нашу жизнь.
Педагоги - не только школьные учителя
и преподаватели ВУЗов, - они и
логопеды, и руководители кружков, и
преподаватели интернатов, и дефектологи,
и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов
повышения квалификации, и репетиторы
для школьников, даже мы с вами являемся
педагогами для своих детей. В данном реферате
мы и остановимся на различных отраслях
этой великой и важной системе наук и значении
их в нашей жизни.
Основные отрасли
педагогики
Как мы уже выяснили,
педагогика-система наук, и, в зависимости
от направленности и задач, подразделяется
на различные её отрасли. Вот основные
из них:
ü Общая педагогика
ü Возрастная
педагогика (ясельная, дошкольная, школьная,
педагогика «третьего возраста)
ü педагогика
среднего специального образования;
ü отраслевая
педагогика (педагогика среднего специального
образования, военная, спортивная, производственная
и др.)
ü социальная
педагогика;
ü сравнительная
педагогика;
ü исправительно-трудовая
педагогика;
ü коррекционная
педагогика
ü лечебная педагогика.
Каждая отрасль
является огромным разделом изучения
и имеет своё назначение. В следующих
главах будут приведены основные
цели и роли каждой из них в нашей
жизни.
Задачи и назначение основных отраслей педагогики
Общая педагогика
Общая педагогика –
отрасль педагогики, которая изучает
фундаментальные закономерности воспитания
и обучения. В ее основе находятся
совокупные для различных возрастных
групп и различных типов
1) теория и практика
обучения;
2) теория и практика
воспитания;
3) теория организации
и руководства системой
Возрастная педагогика
Возрастная педагогика
включает педагогику преддошкольную и
школьную, педагогику школы, вузовскую
педагогику (или педагогику высшей школы),
педагогику «третьего возраста». Она изучает
особенности воспитания человека в зависимости
от его возрастного периода развития:
преддошкольного и дошкольного детства,
школьного возраста, студенческого периода.
Ясельная педагогика
Ясельная педагогика
изучает закономерности и условия
воспитания детей младенческого
возраста. По своему возрасту это сравнительно
молодая отрасль педагогики. Однако
ее вес по мере проникновения научной
мысли в секреты направленного
влияния на ум, здоровье, эмоциональную,
социальную сферы формирования ребенка
стремительно увеличивается. Характерной
особенностью ясельной педагогики является
ее взаимодействие с другими отраслями
знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика
– наука о закономерностях
развития, формирования личности детей
дошкольного возраста. В настоящее
время существуют отрасли дидактики
дошкольного образования, теория и
методика воспитания дошкольников, международные
стандарты предшкольного развития
ребенка, теория и практика профессиональной
подготовки специалистов по дошкольному
воспитанию и образованию. Разрабатываются
теоретические основы и технологии воспитания
дошкольников в государственных, частных,
негосударственных учебно-воспитательных
учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных,
полных, неполных семей.
Педагогика школы
Педагогика школы
относится к самым богатым
и развитым отраслям науки о воспитании.
Тысячелетия ее существования в
мировой истории позволили
В наше время появился
новый стандарт школьных экзаменов
и это потребовало полного
перестраивания школьной программы с
целью подготовки к их сдаче (речь, несомненно,
идёт о ЕГЭ). Это, несмотря на жалобы на
трудность их сдачи, на необходимость
выбирать ВУЗ заранее, упростило поступление
во многие ВУЗы (по результатам ЕГЭ, без
вступительных экзаменов), а также позволило
ещё со школы определиться с профилем
дальнейшего образования и на какие дисциплины
надо обратить внимание (ведь предметы
для ЕГЭ сдаются по выбору, кроме русского
языка и математики).
Педагогика высшей школы
Педагогика высшей
школы – педагогика институтов,
академий, университетов. Данная отрасль
относится и к возрастной и
к отраслевой педагогике, т.к. высшая
школа – образовательное
Педагогика «третьего возраста»
Педагогика «третьего
возраста» разрабатывает
Отраслевая педагогика
Отраслевая педагогика
изучает особенности воспитания
и обучения в зависимости от характера
социальной группы или профессий: это
— педагогика семьи, производственная,
профессиональная, в том числе
военная, правовая, спортивная общественных
организаций и объединений (социальная
педагогика), культурно-просветительной
работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная).
Рассмотрим основные её виды:
Педагогика среднего специального образования
Педагогика среднего
специального образования развивается
за счёт заимствования, адаптации научных
и прикладных положений школьной
и вузовской педагогики, а именно
фундаментальных и прикладных наук.
Наблюдаются факты активизации
научных исследований на стыке среднего
и высшего профессионального
образования. В связи с развитием
комплексов по вертикали типа “колледж
(училище) - вуз” интегрируются (внедряются,
объединяются) силы ученых, разрабатывающих
теорию и практику профессиональной
подготовки кадров на границе среднего
и высшего уровней специального
образования.
Производственная педагогика
Производственная
педагогика изучает:
·
закономерности обучения работающих;
·
переориентацию на новые средства производства;
·
повышение квалификации работающих;
·
переориентацию на новые профессии.
Закономерности обучения
работающих необходимы для обучения
студентов, или новых прибывших
работников, технологиям данного
предприятия.
Переориентация на
новые средства производства актуально
всегда в связи с непрерывным
внедрением новых технологий.
Повышение квалификации
рабочих периодически необходимо для
обучения работе с новыми материалами,
новой аппаратурой и новыми технологиями
для улучшения качества и эффективности
работы.
Переориентация на
новые профессии иногда необходима
в связи с потерей актуальности
старой вследствие каких-либо политических
и экономических причин. Например,
переориентация производства с военной
на гражданскую продукцию, и, наоборот,
в связи с началом и окончанием
Великой Отечественной Войны 1941-1945
года.
Социальная педагогика
Социальная педагогика
- отрасль педагогики, изучающая
социальное воспитание всех возрастных
и социальных категорий людей, осуществляемое
как в собственно воспитательных
учреждениях, так и в различных
организациях, для которых оно
не является ведущей функцией. Социальная
педагогика включает в себя разделы:
социология воспитания, социально-педагогическая
виктимология, философия социального
воспитания, теория социального воспитания,
психология социального воспитания, методика
социального воспитания, экономика и менеджмент
социального воспитания.
Социальная педагогика,
в отличие от традиционной, рассматривает
педагогическую деятельность не только
как основу воспитания, социализации
личности, но и как процесс социальной
помощи людям в период их личностного
или профессионального
Особенность современной
социальной педагогики - ее гуманистическая
направленность, единство требований
и уважения к людям, в том числе
к детям, то есть сотрудничество, сотрудничество
воспитателя и воспитанника. Гуманистическая
направленность заключается и в
ориентации ее как на защиту отдельного
человека в его конкретной ситуации,
так и на целостный подход к
человеку, на защиту его общих интересов
и потребностей.
Гуманное и альтруистическое
значение социальной педагогики проявляется
в том, что эта наука призвана
решать чрезвычайно сложные и
зачастую кровоточащие проблемы социальной
помощи населению, поддерживать формирование
благоприятного человеческого социума,
заботиться своими особыми, специфическими
средствами о человеке, духовно-нравственном
здоровье, самосознании, формировании
ценностных ориентаций (в особенности
у подрастающего поколения).
Сегодня в центре
социальной педагогики - духовный мир
человека. На его развитие и обогащение
направлены все ее усилия. Социальная
педагогика исследует многие волнующие
духовно-нравственные проблемы современности,
ведет человека к его культурной зрелости,
нравственному прозрению и идейной стойкости.
Усилия социального педагога направлены
на то, чтобы поддержать человека в богатой,
разнообразной и свободной культуре, которая
помогает человеку стать личностью, совершенствовать
свои представления о мире, о человечности,
истине и добре и т.п.
Исправительно-трудовая
педагогика
Исправительно-трудовая
педагогика содержит теоретические
обоснования и разработки практики
перевоспитания лиц, находящихся в
заключении за совершенные преступления.
Данная отрасль педагогики взаимосвязана
с юриспруденцией и правоведением.
Цели её – перевоспитать из заключенных
преступников социально адекватных
людей, чтобы улучшить качество жизни
как их самих, так и окружающих.
Исправительно-трудовая
педагогика как отрасль использует
все основные понятия педагогики,
а также разрабатывает и