Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Предмет – изучение важности значения организации природного участка в ДОУ.

Объект исследования – воспитательный процесс в ДОУ.

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, применение различных методик создания живого уголка.

Содержание

Введение

I. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников

1.1 Сущность, цели и задачи, развития экологической культуры ребенка

1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой

1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников

1.4 Создание уголка природы в ДОУ

1.5 Экологическая тропа – как одна из форм воспитания

II. Практическая часть

2.1 Обобщение передового педагогического опыта

2.2 Создание зоны природы в дошкольном учреждении

Выводы

Заключение

Библиография

Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное  восприятие окружающего, отберем литературный материал для каждого времени  года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки; особое внимание обратим на народные приметы.  
 

Вывод 

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый  чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое  воспитание новая категория, которая  непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. 

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. 

Ознакомление  детей с природой в детском  саду требует постоянного непосредственного  общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском  саду уголка природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы  для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы для всего детского учреждения. 

Экологическую тропу можно организовать за пределами  детского сада. Чтобы обеспечить более  точное и эмоциональное восприятие окружающего следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обратим на народные приметы.  
 

II. Практическая  часть 

2.1 Обобщение  передового педагогического опыта 

В процессе систематического ухода за растениями и животными  воспитатель формирует у детей  определенные трудовые навыки, учит внимательно  относиться к обитателям уголка, заботиться о животных существах, укрепляя таким  образом у детей интерес к  природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения. 

Мы полагаем, что экологическое миропонимание  ребенка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества отражающей опыт взаимодействия человека и природы. В чем суть экологического воспитания? Личность, присваивая элементы экологической культуры, приобретает новое качество – экологическую воспитанность, которая проявляется в системе личностных образований – в сознании, деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах, программа экологического образования и воспитания, на наш взгляд, не только «задает» формирование базовых компонентов экологической культуры личности ребенка-дошкольника, но и составляет основу развертывания педагогического процесса в детском саду в разных возрастных группах. 

Посещение дошкольных учреждений, наблюдения за работой  педагогов, беседы с детьми показали: дошкольники проявляют большой  интерес к природе, но знания, которые они получают, порой отрывочны и бессистемны. 

Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и  неживым в природе, неумение объяснить  свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических  норм и законов. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. 

В ознакомлении дошкольников с природой, формировании основ экологического сознания, культуры есть еще много нерешенных проблем. 

Одним из ведущих  моментов в организации методической работы следует считать активность самих воспитателей. Свободному обмену мнениями способствует создание обстановки наибольшей комфортности и психологической защищенности участников разговора. Такие условия достигаются в беседе за «круглым столом», во время коллективного просмотра результатов детской деятельности (зарисовок опытов; дневников наблюдений; календарей природы и др.) 

Воспитанникам детского сада №198 г. Перми не надо ходить на экскурсии, чтобы увидеть как  растут овощи и распускают свои яркие многокрасочные лепестки цветы. Воспитатель старшей группы Т.Моисеева. 

Цель занятия: расширить и обобщить имеющиеся  у детей знания о растениях. Воспитывать  любовь и бережное отношение к  природе родного края. 

Ход занятий: Воспитатель читает стихотворение: 

От рассвета до рассвета 

По лугам гуляет лето. 

По полям да по оврагам 

Мерит даль неспешным  шагом. 

Босиком, в простой  рубахе, 

В руках по певчей птахе, 

На закатанных штанинах 

Не заплаты  – сок малины.  

А за пазухою  прячет 

Дождь грибной да луч горячий. 

Затем предлагает отправиться в удивительное путешествие  по участку и отыскать «следы», оставленные  Летом.  

Предупреждает около каждого «следа» будет  лежать записка, а в ней задание  или вопросы. 

Первую записку  от лета педагог достает из под вьюна: «Здравствуйте, ребята! Очень мне хочется поиграть с вами да посмотреть кто из вас любознателен, кто старательный, а кто ловкий да быстрый. Вот мое первое задание: про вьюн и хмель скороговорку скажите, да ни разу не сбейтесь. 

Около коса вьюн да хмель 

вьются на плетень, 

Вьются, плетутся, заплетаются, 

расперезавеваются. 

Задание второе: повернитесь спиной к воротам, отмерьте вперед 10 шагов, остановитесь, оглянитесь вокруг и найдите лекарственные  растения. Кто больше увидит растений да назовет их?» 

Дети находят  подорожник, ромашку душистую, траву-муравку, одуванчик. Читаю стихотворение  Е.Серовой «Подорожник». 

Воспитатель дополняет  ответы детей рассказом о целебных свойствах лекарственных трав: ромашку  употребляют для полоскания горла, примочек, ванн. 

С веточки березы воспитатель снимает вторую записку  от Лета: «Вижу я, что про травы  вы много знаете. А знакомы ли вы с садовыми цветами? Ну-ка, скажите, какие цветы растут в рабатке? 

Дети называют ирисы, водосбор, гвоздику. Читают стихотворение Е.Серовой «Гвоздика». 

Следующий вопрос в записке «А песню про малину вы знаете?» 

Дети встают вокруг куста малины и поют «По  малину в сад сойдем». Воспитатель  напоминает, что малина – тоже лекарственное  растение. особенно помогает при простуде - на ночь с ней пьют чай.  

На ветке малины находят третью записку от Лета: «Ай да ребята! И стихи знают  о растениях, и песни поют. А  трудиться вы умеете? Какие овощи  выращиваете? Какие овощи выращиваете  на грядках в огороде?» 

Дети подходят к грядкам, называют овощи, которые здесь растут. Играют в хороводную игру «Кабачок». Воспитатель задает вопросы: какого цвета незрелые помидоры? Какого цвета они будут, когда они созреют? Выслушав ответы детей, разъясняет: «Красный цвет помидоров указывает на то, что в этих овощах много витамина А, который способствует быстрому росту. В овощах содержится и много других витаминов, также необходимых человеку. Например, витамин С помогает нашему организму бороться с инфекциями».  

Затем дети отгадывают загадки, которые предлагает им Лето: 

Красный сапог  в земле горит (свекла). 

Стоит урода 

посреди огорода, 

на всех зла, 

а всем мила (редька). 

На грядке, где  растет горох, находят четвертую  записку. Лето спрашивает: «Как называются травы, которые так и норовят  нагрянуть на огороды. Как огородники с ними борются?» 

Дети рассказывают, что эти травы сорняки. Чтобы  от них избавиться, надо пропалывать  грядки. 

Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей: «Конечно, сорнякам не место там, где растут культурные растения. Но там, где они не мешают полям и огородам, к ним надо относиться бережно. Ведь каждая травинка, каждый простой и незаметный цветок по-своему красивы, интересны и даже полезны. Вот, например, лебеда. Кто знает это растение? (Дети находят сорняк на грядке, вырывают его). Между прочим, лебеда съедобна. Так же, как крапива, молодой одуванчик. Но собирать их нужно подальше от города, от дорог и заводов, чтобы растения были чистыми, не содержали вредных веществ». 

Воспитатель дальше читает записку: 

«А кто отгадает такую загадку: 

Я шариком пушистым 

Белею в поле чистом, 

А дунул ветерок  – 

Остался стебелек (одуванчик). 

Дети находят  и показывают одуванчик. Читают стихотворение  Е.Серовой «Одуванчик». Путешествие  заканчивается. Ребята подошли к  тому месту, где нашли первую записку. «Может быть, Лето нам еще что-нибудь хочет сказать? – спрашивает воспитатель. (Заглядывает под вьюнок)  

- О, да здесь  уже не записка, а какой-то  сюрприз. (Достает корзиночку с  ягодами, прикрытую салфеткой). Видимо, Лету понравилось, что вы так  много знаете о разных растениях, и оно решило вас отблагодарить – угостить сочными ягодами. 

В зимний период, как нам кажется, можно провести с ребятами занятие «Жалобная  книга природы» как это сделала  Г.Юдина Перевозкий филиал, Нижегородского института развития образования. 

Цель занятия: Продолжать закреплять знания детей  о правильном поведении в лесу и об особенностях жизни птиц, рыб, деревьев зимой. 

Ход занятия: Дети вместе с воспитателем от имени животных и растений жалуются на тех, кто не бережет природу, не заботится о живых существах, которым трудно приходится зимой.  

Жалоба елки: «Грустно мне и одиноко в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли десять елочек красавиц. Но под Новый год появились  в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли… Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались на них несколько дней, да и выбросили на помойку. И стройные зеленые елочки превратились в никому не нужный мусор. А какие славные они были… Правда, и детей мне жаль – что за Новый год без елки. Как же быть?» 

Вопрос воспитателя: Действительно, как же быть, как правильно  надо поступить в этом случае? (Покупать елки, специально выращенные в питомниках, купить искусственную елку, украсить помещение еловыми ветками и т.д.) 

Жалоба дроздов, зябликов: «Ух, как же холодно! И спрятаться от мороза негде. И есть ничего другого  не остается, только погибнуть от голода и холода. А все почему? Жили мы в клетках, нас кормили, поили, а поздней осенью взяли и выпустили на волю…» 

Вопрос воспитателя: Как вы думаете, какую ошибку совершили  люди, выпустив этих птиц на волю? (Эти  птицы перелетные, они не приспособлены  к жизни зимой). 

Жалоба рыб: «В воде, где мы живем, совсем мало кислорода стало, того и гляди, задохнемся. Почему? Да все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели». 

Вопрос воспитателя: Как выдумаете, чем рыболовы могут  помочь рыбам? (Зимой они делают проруби во люду, и воздух попадает в воду). 

Жалоба синиц, снегирей: «С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас  немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень  однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!» 

Информация о работе Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников