Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Предмет – изучение важности значения организации природного участка в ДОУ.

Объект исследования – воспитательный процесс в ДОУ.

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, применение различных методик создания живого уголка.

Содержание

Введение

I. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников

1.1 Сущность, цели и задачи, развития экологической культуры ребенка

1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой

1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников

1.4 Создание уголка природы в ДОУ

1.5 Экологическая тропа – как одна из форм воспитания

II. Практическая часть

2.1 Обобщение передового педагогического опыта

2.2 Создание зоны природы в дошкольном учреждении

Выводы

Заключение

Библиография

Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 249.00 Кб (Скачать)

- Экологическое  воспитание на занятиях, во время  экскурсий, праздников. 

- Различные типы  занятий по ознакомлению детей  с природой: первично-ознакомительный,  углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных  методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений  о природе. Виды наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания. 

- Детские праздники  экологического содержания, разработка  сценариев, проведение. Участие дошкольников  в природоохранительных мероприятиях. 

- Прогулки, экскурсии,  походы с детьми на природу,  их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой  (прудом, озером), лугом (поляной)  как экосистемами. Организация наблюдений  за растениями и животными  в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.  

1.4 Создание уголка  природы в ДОУ 

В основе общения  дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).  

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное  отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней. 

Важными условиями  возникновения у детей сложных  эмоций и чувств являются взаимосвязь  и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. 

Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.  

Ознакомление  детей с природой в детском  саду требует постоянного непосредственного  общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация  в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп. 

Труд и наблюдение детей за растениями и животными  в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.  

Уголок природы  представляет возможность сосредоточить  внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках  и тем самым обеспечить более  глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время. 

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.  

Экологически  правильное содержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдение разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др. 

Требования к  отбору обитателей уголка природы: 

1. Растение или  животное должно быть типичным  для той или иной систематической  или экологической группы. При  этом становится возможным познакомить  детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных. 

2. Уход за  обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым  силам и времени должен быть  доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбираются растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними. 

3. Растения и  животные в уголке природы  должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать  еще не очень устойчивое внимание дошкольника. 

4. Необходимо  иметь несколько экземпляров  одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения  не только общие, но и индивидуальные  признаки, это подведет их к  пониманию разнообразия и неповторимости  живых организмов. 

5. Растения и  животные должны быть абсолютно  безопасны, не приносить ни  малейшего вреда здоровью детей. 

6. Необходимо  учитывать возможность нормальной  жизнедеятельности, роста и развития  животных и растений в условиях  посещения детского учреждения. 

В уголке природы старшей и подготовительной групп можно иметь одинаковых животных, но в подготовительной группе усложняются знания, получаемые о них детьми, умения, навыки, связанные с уходом. Кроме того, в уголке подготовительной группы некоторых животных можно держать дольше, так как здесь большое место должны занимать длительные наблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка). 

Основное требование, которое необходимо выполнять при  содержании животных в уголке природы  – создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных, необходимо приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия в неволе к естественным, и заранее заготовить корм. Животных нельзя держать в маленьких, узких, низких, неподходящих для них клетках, стесняющих естественные движения. 

Постоянные обитатели  уголков природы в детском  саду – комнатные растения. Они  издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго  цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны. Большинство  комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран: в зависимости о места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы. 

1.5 Экологическая  тропа – как одна из форм  воспитания 

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей. 

Экологическую тропу можно организовать за пределами  детского сада. 

При этом следует  иметь в виду, что создание тропы  и поддержание ее в нормальном состоянии требует значительных материальных затрат и организационных  усилий. Проще создать тропу на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. 

Природные объекты, это могут быть небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся  деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки  (сад, клумба) и т.д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. 

Вдоль тропы  или вблизи от нее можно: 

1. Посадить типичные  для данной местности деревья  и кусты. Это поможет показать  детям многообразие растительного  мира. 

2. Возле хвойных  деревьев, если такие имеются  на участке, посадить новые  виды – в комплексе дети  смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту. Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными и с хвойными деревьями. Можно посадить 2-3 дерева. 

3. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности)древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т.д.) 

4. При необходимости  спилить старый тополь нужно  оставить пень высотой 40-50 си, а рядом на земле положить  часть ствола (1-1,5 м), тогда может  появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) – оба явления интересны детям для наблюдения. 

5. Устроить фитоогород  – посадить лекарственные травы  (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.) 

Хорошо, когда  на экологической тропе наряду с  растениями есть еще и объекты  животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда  появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например: 

1. Под березой  или сосной в земле может  быть муравейник. Отсутствие наземной  части муравейника делает его  незаметным. Необходимо оградить  это место и пометить его  на картосхеме. 

2. На лужайке  или клумбе в теплое время  года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) – это тоже объекты для наблюдения детей. Один-два больших камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.  

3. В почве  живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме. 

4. Хорошим объектом  экологической тропы являются  места, посещаемые птицами: деревья,  на которых птицы свили гнезда  или заселили скворечники: просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания. 

Иногда участок  посещают животные, на огороде живет  жаба, встречаются следы мышей  – все эти явления, если они  постоянны, могут быть включены в  экологическую тропу. Это же относится  и к домашним животным, если они  есть на участке детского сада. 

Не лишним будет  и проведение разнообразных экскурсий. Подготовку целесообразно начать с  подбора соответствующей литературы, подробного ознакомления с флорой и  фауной мест предполагаемых наблюдений, географией района. Надо хорошо знать особенности климатических условий, рельефа, почвы, гидро-графическую сеть. 

Каждый поход  должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому  необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой. 

В городских  условиях сделать это непросто, однако при желании вполне возможно. В  каждом городе есть скверы, парки, тенистые аллеи, небольшая речка или пруд, различные зоны отдыха, тихие улочки на окраинах с садами частных домов, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута. Социальные объекты, такие, как библиотека, музей, стадион, магазин, почта, также включаются в план путешествий при условии, что дорога к ним будет проходить через зеленую зону города. В перспективном плане маршрутов предусмотрим и выезды за город – в лес, на луг, к роднику – на один день. Четко обозначим каждый маршрут в общей годовой системе прогулок – походов, день, время. Составим карту местности и нанесем на нее маршруты. Продумаем программу ознакомления с природой так, чтобы дети могли наблюдать последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать знаниями и элементарными умениями природоохранной деятельности человека.  

Информация о работе Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников