Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:57, контрольная работа
Предмет – изучение важности значения организации природного участка в ДОУ.
Объект исследования – воспитательный процесс в ДОУ.
Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, применение различных методик создания живого уголка.
Введение
I. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников
1.1 Сущность, цели и задачи, развития экологической культуры ребенка
1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
1.4 Создание уголка природы в ДОУ
1.5 Экологическая тропа – как одна из форм воспитания
II. Практическая часть
2.1 Обобщение передового педагогического опыта
2.2 Создание зоны природы в дошкольном учреждении
Выводы
Заключение
Библиография
Приложение
Принцип гуманизации
помогает, на основе возрастных, индивидуальных
особенностей и потребностей детей,
определить содержание экологического
образования по объему сложности. Личность
каждого ребенка представляет собой уникальное
явление, отличающееся индивидуальным
подбором качеств и собственным вариантов
развития. Принцип гуманизации дает возможность
строить «вектор развития» от ребенка
к определению индивидуальных педагогических
воздействий, способствующих его воспитанию
и развитию на основе накопления субъективного
опыта.
Принцип интеграции
заключается в синтезе
Принцип регионализации,
в связи с возрастными
При планировании
работы с детьми, содержание экологического
воспитания последовательно выстраивается
в соответствии с региональными
особенностями сезонных явлений в Читинской
области и срокам их протекания. Повторяемость
форм реализации содержания и взаимосвязь
форм непосредственного обобщения с природой
(прогулок, целевых прогулок, экскурсий)
с другими формами организации жизнедеятельности
детей (занятиями, повседневной деятельностью,
праздниками) в разные сезоны года, на
разных возрастных этапах позволяет систематизировать
педагогический процесс.
Ознакомление
с конкретными примерами
Условиями реализации
цели и принципов дошкольного
экологического воспитания, необходимо
считать следующие:
1. Отбор содержания
экологического воспитания в
соответствии с выделенными
2. Подготовка
педагогов и родителей к
3. Использование
окружающей дошкольное
4. Организация
развивающих сред для
5. Организация
систематизированного
6. Осуществление
постоянного мониторинга
Содержание экологического
воспитания детей дошкольного возраста
должно включать познавательный, ценностный,
нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный
компонент – включает знания и умения:
- о многообразии
живых организмов, взаимосвязях
растительных и животных
- о взаимосвязях
и взаимозависимостях их с неживой
природой в экосистеме;
- о человека
как живом существе, как части
природы, среде его жизни,
- об использовании
природных ресурсов в
Ценностный компонент
включает знания и ценностные ориентации:
- о самоценности
жизни во всех ее проявлениях,
природы и человека как части
природы;
- об универсальной
ценности природы для жизни и деятельности
человека (познавательный,, эстетической,
практической и т.д.);
- об основных
нравственных ценностях
- о созидательной,
культурной ценности
Нормативный компонент
включает знания и умения:
- о законах,
декларирующих права и
- о нормах
и правилах поведения в
- о необходимости
и способах проявления личного
участия отношений к окружающим
людям и природе.
Деятельностный
компонент - включает знания и умения:
- о многообразии
возможностей, видов и форм проявления
созидательной деятельности в
общественных местах, детском саду,
семье, природным окружении;
- о способах
осуществления созидательной и творческой
деятельности;
- о необходимости
проявления личной инициативы
и участия созидательной
Экологические
представления лежат в основе
развития экологического сознания, отношения
детей к окружающему миру, самим
себе - способствуют развитию ценностных
ориентаций, определяющих и поведение.
1.2 Формы и
методы ознакомления детей с
природой
Воспитание правильного
отношения детей к природе, умение
бережно обращаться с живыми существами
может быть полноценно осуществлено
в дошкольный период лишь в том случае,
если система работы в детском саду сочетается
с воздействием на ребят в семье.
Для создания и
улучшения развивающей среды
в семье и обеспечения
Установить контакт,
взаимопонимание и выявить
Необходимо учесть,
что родители могут знать далеко не все
возможности педагогов в решении проблем
воспитания детей, следовательно, потребуется
раскрыть их для родителей. В связи с этим
педагоги могут предложить родителям
анкету или провести с ними беседу. Это
возможно при проведении родительских
собраний, организуя сообщения или лекции.
Предоставив родителям
информацию об актуальности экологического
воспитания для развития ребенка
и дальнейшей его жизни, педагогам
необходимо познакомить родителей
с системой работы дошкольного учреждения
в данном направлении. Родители должны
знать, как организована жизнь и деятельность
ребенка в течение дня.
Все предметное
и социальное окружение дома, в
семье оказывает влияние на развитие
ребенка.
Это телепередачи
для детей, содержание комнатных растений
и домашних животных.
Умение видеть
и понимать состояние другого
живого существа – тонкое уважение
души ребенка, зависящее от интереса
к растению или животному, от степени
развития наблюдательности, нравственных
чувств. С этого начинается ответственность
за все живое.
Воспитывая у
детей интерес к таинственному
миру растений, дети знакомятся с конкретными
видами комнатных растений, узнают
их названия, характерные особенности.
Узнают, что они живые существа
и у них есть потребности в определенных
условиях жизни: что всем растениям нужны
питательная почва (земля), вода, свет,
тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого
узнает, что без этих условий они не могут
оставаться живыми. Эти условия им создает
человек: сажает в горшок с землей, регулярно
поливает, иногда подкармливает удобрениями,
ставит в светлое место, не допускает охлаждения.
Комнатные растения
имеют определенное строение: у них
есть корень, стебель, листья, иногда цветы.
Корень (а у некоторых и стебель)
находится в земле; корень всасывает
из нее воду и питательные вещества, дышит
воздухом, удерживает растение от падения.
По стеблю питательные вещества и влага
поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают,
что листья чаще всего зеленые, их много,
ими растение поглощает свет, дышит, очищая
листья их от пыли сначала вместе со взрослым,
а затем и самостоятельно дошкольник сможет
оказать действенную помощь зеленым друзьям,
ребенок узнает, что все органы нужны растениям,
поэтому их нельзя повреждать, ухаживать
надо осторожно. Комнатные растения человек
специально разводит для эстетического
наслаждения, для того, чтобы в помещении
стало красиво. Каждое из них красиво по-своему:
листьями, стеблями, цветами. Все растения
красивы, если они в хорошем состоянии,
растут, цветут. Красота комнатных растений
достигается созданием для них хороших
условий. Комнатные растения могут плохо
себя чувствовать (в этом случае они плохо
выглядят), если не удовлетворяются их
потребности: бледная окраска листьев,
вытянутые стебли бывают при недостатке
света; сохнут при недостатке влаги; вянут
и гибнут при обморожении; не растут (не
дают новых листьев, побегов), не цветут
при недостатке питательных веществ в
почве.
Комнатные растения
имеют неодинаковые потребности, их
строение приспособлено к разным
условиям жизни. Влаголюбивые растения
имеют тонкие листья, их следует часто
поливать. Засухоустойчивые растения
имеют мясистые листья, утолщенные стебли,
в которых запасают влагу, их следует поливать
редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой
окраски, яркого рисунка, их следует размещать
на окне, ближе к свету. Теневыносливые
растения чаще всего имеют темную окраску
листьев, их можно размещать вблизи окна,
недалеко от него.
Отношение у
детей развивается
Если в семье
собака или кошка, то дети получают
представление о кошке, собаке, особенности
внешнего облика, поведения. Узнают больше
о жизни этих животных, понимают,
что жизнь этих животных тесно
связана с человеком. Дети должны
знать особенности внешнего вида некоторых
диких животных, их передвижение, повадки,
что и как они едят, где живут, пользу или
вред приносят человеку; получить представление
о содержании и кормлении домашних животных.
Хорошо, если ребенка
приучают считаться с отдыхом животного.
Спит четвероногий друг, и ему не надо
мешать, проснется – тогда можно с ним
поиграть. Наблюдение за спящими животными
тоже интересные: кошка принимает самые
необычные позы, собакам часто снятся
сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают
лапами.
Так как ребенок
постоянно находится в мире игры
и хорошо умея обращаться с животными,
он тем не менее включает их в
свои игры как партнеров, не всегда
учитывая, что они живые.
Конечно, правильное
обращение ребенка с животным
само по себе не решит всех проблем воспитания.
Но несомненно, что общение с живой природой
играет важную роль в становлении личности
маленького человека.