Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Предмет – изучение важности значения организации природного участка в ДОУ.

Объект исследования – воспитательный процесс в ДОУ.

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, применение различных методик создания живого уголка.

Содержание

Введение

I. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников

1.1 Сущность, цели и задачи, развития экологической культуры ребенка

1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой

1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников

1.4 Создание уголка природы в ДОУ

1.5 Экологическая тропа – как одна из форм воспитания

II. Практическая часть

2.1 Обобщение передового педагогического опыта

2.2 Создание зоны природы в дошкольном учреждении

Выводы

Заключение

Библиография

Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Дети проявляют  интерес к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.  

1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников 

природа дошкольный экологический культура ребенок 

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более  высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. 

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и  приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.  

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения  внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. 

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются. 

В средней группе дети должны знать, какие явления  характерны для каждого времени  года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают  плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.  

Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.  

Дети старшей  группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных  признаков сезона, особенности его  начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. 

В подготовительной к школе группе ребята могут уже  объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.  

Нормальный воспитательный процесс не возможен без личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольников, который подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку.  

К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности, посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения.  

Личностно-ориентированный  подход можно определить как методологическую направленность в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности. 

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни. 

В программе  намеренно не дается распределения  материала по возрастам, что позволяет начать ее реализацию в любой группе детского сада. Кроме того, опыт существующих программ показывает, что жесткая регламентация нередко сдерживает инициативу воспитателя в случае возможного опережения детьми программы или вызывает у него беспокойство по поводу отставания группы в целом. Отсутствие жесткой регламентации позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся ребят и не торопить с обязательным усвоением материала дошкольников, развивающихся в медленном темпе. 

В любом случае реализация программы (с какой бы возрастной группы она не начиналась) осуществляется по следующим принципам: 

1) постепенное  в течение учебного года и  от возраста к возрасту наращивание  объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному усвоению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями; 

2) первоочередное  использование непосредственно природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно наглядно продемонстрировать; 

3) постепенное  познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы – к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству; 

4) широкое использование  в работе с детьми разных  видов практической деятельности: систематическое включение их  в сенсорное обследование объектов  и явлений природы, проведение  опытов, создание и поддержание  необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала; 

5) подача познавательного  материала и организация деятельности  с помощью приемов, вызывающих  у детей положительные эмоции, переживание, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр. 

Технологии для  всех возрастных групп реализуют  материал программы через разные виды практической деятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных; зимнюю подкормку птиц, ведение календарей природы, проведение опытов, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведении акций. В них широко используются сказки, игры, игровые обучающие ситуации, вызывающие у детей положительные эмоции и чувства.  

Отбор материала. Большую часть элементарных сведений о природе дети приобретают в  первые семь лет. В программу каждой группы отбирается материал, который  доступен пониманию детей, ориентирует их в окружающем мире. Программный материал по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей, но при обязательном сохранении научности сообщаемых знаний. Нужно, чтобы тех явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни, они видели проявление законов природы, накапливали больше таких фактов, в которых наглядно проявляются законы природы. 

Учитывая особенности  природы различных регионов России в содержание программы необходимо вносить некоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с деревьями надо начинать не с ели и березы, как указано в программе, а с сосны, акации, каштана или мелковицы; вместо белки показать детям суслика. Однако краеведческий принцип не ограничивает изучения природы местным материалом. С объектами, имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурными растениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощи наглядных пособий – картин, диафильмов, кинофильмов. 

В группах старшей  и подготовительной к школе нужно знакомить детей по картинам с природой и более отдаленных мест. 

Построение программы. Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой составлена концентрически: с одним  и тем же предметом или явлением дети знакомятся несколько раз за время своего пребывания в детском саду, но каждый раз шире и глубже. Пояснение это на примере.  

Дерево –  объект изучения для всех групп. От самых маленьких детей требуют  умения выделить его среди других предметов и показать. Детей младших  групп знакомят с признаками дерева – листьями, их цветом и величиной. В средней группе дошкольники  узнают расположение частей дерева (от ствола идут ветки, на ветках – листья), учатся различать на своем участке деревья двух-трех видов. В старшей группе дети устанавливают связь между похолоданием и опадением листьев. В подготовительной к школе группе дети узнают, что листья, цветки и ветки развиваются из почек. Получают представление о листопаде, приобретают навыки различения наиболее распространенных деревьев по стволу, ветвям, листьям и плодам.  

Ознакомление  дошкольников с природой осуществляется в определенной системе, которая отражает доступные пониманию детей связи явлений по времени и месту. 

Программный материал дается по временем года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные  явления в неживой и живой  природе, деятельности человека. Такое  расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в наблюдении их. 

Мы считаем  возможным представить методику экологического воспитания следующую: 

- Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. 

- Организация  «экологических пространств» в  помещении детского сада: групповые  уголки природы, зимний сад,  теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.  

- Организация  и оборудование «экологических  пространств» на участке детского  сада: площадки природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе. 

- Труд людей  как средообразующий фактор в  жизни растений и животных. Создание  условий для труда детей и  взрослых в природной зоне  детского сада. Выращивание и  заготовка кормов для животных.  

- Наблюдение  – ведущий метод экологического  воспитания. 

- Сущность наблюдения  как чувственного метода познания  природы. Ведущая роль, экологический  характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений  морфофункциональных особенностей  живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных. 

Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного  подхода к наблюдению. 

- Наблюдения  в повседневной жизни – ведущая  форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада. 

- Организация  и проведение опытнической работы  с объектами природы, модернизирующая  деятельность с ними. Наблюдение  за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания. 

- Календари природы  и их роль в экологическом  воспитании. Недельная методика  ознакомления дошкольников с  сезонными явлениями природы;  работа с календарем в разных  возрастных группах детского  сада. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах. 

Информация о работе Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников