Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:57, контрольная работа
Предмет – изучение важности значения организации природного участка в ДОУ.
Объект исследования – воспитательный процесс в ДОУ.
Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, применение различных методик создания живого уголка.
Введение
I. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников
1.1 Сущность, цели и задачи, развития экологической культуры ребенка
1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
1.4 Создание уголка природы в ДОУ
1.5 Экологическая тропа – как одна из форм воспитания
II. Практическая часть
2.1 Обобщение передового педагогического опыта
2.2 Создание зоны природы в дошкольном учреждении
Выводы
Заключение
Библиография
Приложение
Дети проявляют
интерес к жизни домашних животных,
охотно наблюдают за ними, за их поведением,
задают вопросы, слушают рассказы, сказки.
Понимают их желания, потребности, проявляют
готовность ухаживать ха ними, умеют правильно
обращаться с ними (гладить, играть, ласково
разговаривать), отражают эти впечатления
в игре, изодеятельности.
1.3 Личностно-ориентированный
подход в экологическом воспитании дошкольников
природа дошкольный
экологический культура ребенок
Чтобы развитие
мышления ребенка при ознакомлении
с природой достигло, возможно, более
высокого уровня, необходимо целенаправленное
руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель должен
уметь правильно отобрать познавательный
материал и продумать методы и
приемы, с помощью которых он сможет
лучше всего передать его содержание.
Красота и многообразие
природы во всякое время года, изменения
внутри каждого из них непосредственно
влияют на эмоциональное состояние детей,
вызывают у них желание наблюдать, спрашивать,
рассуждать, рассказывать. Наблюдая за
яркими, красочными явлениями (листопад,
снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь
их, задают вопросы и постепенно подходят
к их пониманию, могут объяснить, почему
осенью птицы улетают, почему сегодня
замерзли лужи, почему снег тает и т.д.
Это создает благоприятные условия для
развития логического мышления и речи.
За время пребывания
в детском саду ребенок должен научиться
замечать и выделять характерные особенности
сезона, устанавливать простейшие связи
и зависимости между предметами и явлениями,
приобрести достаточно систематические
знания о жизни животных и растений, то
общие задачи, которые конкретизируются
в зависимости от возраста детей: постепенно
расширяются и усложняются.
В средней группе
дети должны знать, какие явления
характерны для каждого времени
года, выделять некоторые признаки
сезона, например: осенью созревают
плоды, улетают птицы, опадают листья.
В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать
простейшие связи, например: между внешним
видом овощей и фруктов и степенью их зрелости,
между свойствами снега и состоянием погоды,
между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводит
ребят к пониманию зависимости жизни животных
от сезона, необходимости создания определенных
условий для роста растений.
Дети старшей
группы должны знать и самостоятельно
выделять несколько характерных
признаков сезона, особенности его
начала и конца, знать последовательность
времен года; устанавливать зависимость
между состоянием неживой природы, растительным
миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной
к школе группе ребята могут уже
объяснить некоторые причинные,
последовательные и временные связи;
сравнивать не только резко отличающиеся,
но и сначала похожие «смежные» сезоны,
находя отличительные, сходные и общие
признаки; давая характеристику сезона,
могут выделять признаки неживой природы,
растительного и животного мира, труда
и быта людей.
Нормальный воспитательный
процесс не возможен без личностно-ориентированного
подхода в воспитании дошкольников,
который подразумевает
К достоинствам
личностно-ориентированного обучения
относится прежде всего внимание
к внутреннему миру ребенка, развитию
личности, посредством учения; во-вторых,
поиск новых методов, форм и средств обучения.
Личностно-ориентированный
подход можно определить как методологическую
направленность в педагогической деятельности,
позволяющую посредством опоры на систему
взаимосвязанных понятий, идей и способов
действий обеспечивать и поддерживать
процессы самопроявления, саморазвития
и самореализации личности ребенка, развития
его индивидуальности.
С наблюдениями,
экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель
связывает другие занятия, углубляющие
и систематизирующие знания, требующие
применения их в активной умственной деятельности
ребенка (беседы, рассказывание, дидактические
игры). Воспитатель должен стремиться
не только и не столько к тому, чтобы дети
имели определенное количество представлений,
но чтобы представления эти были достаточно
глубокими и полными и чтобы дети умели
разумно применять их в различной деятельности.
Это достигается такой организацией педагогического
процесса, когда занятия, на которых дети,
используя свой чувственный опыт, рассказывают,
объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают,
сочетаются с разнообразной практической
деятельностью детей в повседневной жизни.
В программе
намеренно не дается распределения
материала по возрастам, что позволяет
начать ее реализацию в любой группе детского
сада. Кроме того, опыт существующих программ
показывает, что жесткая регламентация
нередко сдерживает инициативу воспитателя
в случае возможного опережения детьми
программы или вызывает у него беспокойство
по поводу отставания группы в целом. Отсутствие
жесткой регламентации позволяет воспитателю
осуществлять индивидуальный подход к
детям: «нагружать» новыми знаниями быстро
развивающихся ребят и не торопить с обязательным
усвоением материала дошкольников, развивающихся
в медленном темпе.
В любом случае
реализация программы (с какой бы
возрастной группы она не начиналась)
осуществляется по следующим принципам:
1) постепенное
в течение учебного года и
от возраста к возрасту
2) первоочередное
использование непосредственно природного
окружения, составляющего жизненное пространство
детей: систематическое изучение растений
и животных зеленой зоны детского сада,
а затем – объектов природы, которые можно
наглядно продемонстрировать;
3) постепенное
познавательное продвижение детей:
от единичных сенсорных впечатлений, от
объектов и явлений природы – к многообразию
этих впечатлений, конкретным, полноценным
представлениям, а затем к обобщению представлений
на основе объединения растений и животных
в группы по их экологическому сходству;
4) широкое использование
в работе с детьми разных
видов практической
5) подача познавательного
материала и организация
Технологии для
всех возрастных групп реализуют
материал программы через разные
виды практической деятельности: выращивание
растений, поддержание необходимых условий
для животных; зимнюю подкормку птиц, ведение
календарей природы, проведение опытов,
изготовление самодельных книг о природе,
участие в подготовке и проведении акций.
В них широко используются сказки, игры,
игровые обучающие ситуации, вызывающие
у детей положительные эмоции и чувства.
Отбор материала.
Большую часть элементарных сведений
о природе дети приобретают в
первые семь лет. В программу каждой
группы отбирается материал, который
доступен пониманию детей, ориентирует
их в окружающем мире. Программный материал
по объему и глубине освещения дается
с учетом возраста детей, но при обязательном
сохранении научности сообщаемых знаний.
Нужно, чтобы тех явлениях природы, с которыми
дети постоянно сталкиваются в жизни,
они видели проявление законов природы,
накапливали больше таких фактов, в которых
наглядно проявляются законы природы.
Учитывая особенности
природы различных регионов России
в содержание программы необходимо
вносить некоторые изменения. Так,
например, на юге ознакомление с деревьями
надо начинать не с ели и березы, как указано
в программе, а с сосны, акации, каштана
или мелковицы; вместо белки показать
детям суслика. Однако краеведческий принцип
не ограничивает изучения природы местным
материалом. С объектами, имеющими большое
значение в жизни людей (домашними животными,
культурными растениями), отсутствующими
в данной местности, детей знакомят при
помощи наглядных пособий – картин, диафильмов,
кинофильмов.
В группах старшей
и подготовительной к школе нужно знакомить
детей по картинам с природой и более отдаленных
мест.
Построение программы.
Учитывая возрастные особенности детей,
программа ознакомления с природой
составлена концентрически: с одним
и тем же предметом или явлением
дети знакомятся несколько раз за время
своего пребывания в детском саду, но каждый
раз шире и глубже. Пояснение это на примере.
Дерево –
объект изучения для всех групп. От
самых маленьких детей требуют
умения выделить его среди других
предметов и показать. Детей младших
групп знакомят с признаками дерева
– листьями, их цветом и величиной.
В средней группе дошкольники
узнают расположение частей дерева (от
ствола идут ветки, на ветках – листья),
учатся различать на своем участке деревья
двух-трех видов. В старшей группе дети
устанавливают связь между похолоданием
и опадением листьев. В подготовительной
к школе группе дети узнают, что листья,
цветки и ветки развиваются из почек. Получают
представление о листопаде, приобретают
навыки различения наиболее распространенных
деревьев по стволу, ветвям, листьям и
плодам.
Ознакомление
дошкольников с природой осуществляется
в определенной системе, которая отражает
доступные пониманию детей связи явлений
по времени и месту.
Программный материал
дается по временем года. В каждом сезоне
выделены наиболее яркие, характерные
явления в неживой и живой
природе, деятельности человека. Такое
расположение материала обеспечивает
чувственное восприятие происходящих
в природе изменений и установление связи
между отдельными явлениями, а также повторность
в наблюдении их.
Мы считаем
возможным представить методику
экологического воспитания следующую:
- Создание в детском
саду условий для экологического воспитания:
развивающей среды, фонда методических,
наглядно-иллюстративных материалов.
- Организация
«экологических пространств» в
помещении детского сада: групповые
уголки природы, зимний сад,
теплица, комната (салон) природы. Подбор
и размещение растений в соответствии
с их биологическими особенностями. Экологический
принцип содержания животных, оборудование
их помещений под естественные условия
жизни. Аквариум – модель пресноводного
водоема, искусственно созданная миниэкосистема.
Правильный уход – способ поддержания
ее равновесия.
- Организация
и оборудование «экологических
пространств» на участке
- Труд людей
как средообразующий фактор в
жизни растений и животных. Создание
условий для труда детей и
взрослых в природной зоне
детского сада. Выращивание и
заготовка кормов для животных.
- Наблюдение
– ведущий метод
- Сущность наблюдения
как чувственного метода
Психолого-педагогическое
обоснование экологического содержательного
подхода к наблюдению.
- Наблюдения
в повседневной жизни –
- Организация
и проведение опытнической
- Календари природы
и их роль в экологическом
воспитании. Недельная методика
ознакомления дошкольников с
сезонными явлениями природы;
работа с календарем в разных
возрастных группах детского
сада. Фиксация роста и развития растении
в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее
природоохранное значение. Календарь
наблюдении за зимующими птицами и работа
с ними в разных возрастных группах.