Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:46, курсовая работа
Актуальность исследования определяет его цели и задачи, выбор объекта, предмета исследования.
Объект исследования – обучение иностранному языку.
Предмет – организация интерактивной деятельности.
Цель – изучить, выяснить и выявить организацию интерактивной деятельности.
Задачи курсовой работы:
– дать понятие интерактивной деятельности;
– изучить интерактивную деятельность учащихся как условие реализации целей обучения;
– рассмотреть пути и формы организации интерактивной деятельности учащихся, такие как, обучение в сотрудничестве, проектная работа и игровые методы;
– проанализировать учебник английского языка и задания в нем, предполагающих интерактивную деятельность учащихся.
Введение……………………………………………………….………….4
Глава I. Теоретические основы организации интерактивной деятельности учащихся………………………………………………………………..5
1.1.Понятие «интерактивная деятельность»………………………..…5-7
1.2. Интерактивная деятельность учащихся как условие реализации целей обучения…………………………………………………………………...……7-10
Глава II. Пути и формы организации интерактивной деятельности учащихся………………………………………………………………………11-12
2.1. Обучение в сотрудничестве………………………………………12-14
2.2. Игровые методы……………………………………………………14-20
2.3. Групповая работа………………………………………………….20-25
Глава III. Анализ учебника английского языка Афанасьева О.В. и Михеева И.В. “English” для 6 класса…………………………………..….26
3.1. Общая характеристика УМК……………………………………..26-29
3.2. Анализ заданий, предполагающих интерактивную деятельность учащихся……………………………………………………………..……………29-30
Заключение……………………………………………………..………31-32
Список использованной литературы…………………………..….…33-34
– фонетические. Например, игра «Слышу – не слышу». Цель: формирование навыков фонематического слуха. Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный, обучаемые поднимают левую руку. Если в названии есть также согласные звуки, все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
– орфографические. Например, игра «Пары слов». Цель: развитие орфографического навыка. Ход игры: играющим сообщается, что эту игру изобрел Льюис Кэрролл, автор книги «Алиса в стране чудес». На листе бумаги пишется любое слово. Ниже на том же листе пишется другое слово с точно таким же числом букв. Играющие должны постепенно превратить верхнее слово в нижнее. Для этого сначала нужно придумать другое слово, которое пишется так же, как первое, за исключением одной-двух букв, и написать его под первым словом. Затем точно так же это слово превращается в другое. Каждый раз можно изменить только одну-две буквы. Нужно продолжать до тех пор, пока не получится такое слово, которое можно изменением одной буквы превратить в нижнее слово.
Например,
score
scare
scale
whale train
while
smile
smell
– игры для работы с алфавитом. Например, игра «Кто быстрее?». Цель: контроль усвоения алфавита. Ход игры: обучаемым раздаются по 3–5 карточек с буквами и предлагается внимательно их рассмотреть. Затем преподаватель называет букву, а те, у кого есть карточка с названной буквой, быстро ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку.
Преподаватель проходит между рядами и собирает карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.
– лексические. Например, игра «Последняя буква». Цель: активизация лексики по изученным темам. Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т.д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово.
– грамматические. Например, игра «Изображение действия». Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи. Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое и пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.
Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом. Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельности обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц. Примером может являться игра «Чемодан». Цель: тренировка лексического материала. Ход игры: посмотрите на рисунок в течение одной-двух минут и скажите, какие вещи находятся в чемодане и какие следовало бы добавить (заменить) в зависимости от характера владельца, его профессии, увлечений и цели предстоящей поездки. Назовите предметы устно или запишите их названия и названия действий, которые можно совершить с этими предметами (положить, завернуть, заменить и т.п.).
Психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний. Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форму учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала. Примером может служить игра «Режиссеры и актеры». Цель: активизация лексических и грамматических навыков в речевом общении, в оформлении речевых высказываний. Ход игры: играющие делятся на две группы и выстраиваются в две шеренги (режиссеры и актеры). Режиссеры ставят позу актерам, которые объясняют ее, совершают различные действия, а затем описывают их, называя ситуации, в которые эти действия включены.
Игровые упражнения для обучения иноязычному общению позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в ее рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнеров по общению, формирования и формулирования многообразных функциональных типов высказываний (описания, сообщения информации, доказательства, выражения согласия, и т.п.). Они делятся на:
– игровые упражнения для речевой разминки (зарядки). Например, игра «Визитные карточки». Цель: активизация навыков и умений общения в ситуациях знакомства. Ход игры: каждый играющий получает визитную карточку, в которой указываются сведения о нем (имя, фамилия, семейное положение, количество детей, хобби и т.п.). После светского разговора обучаемые обмениваются визитными карточками.
– игры типа интервью для активизации навыков и умений в системе «диалог – монолог в диалоге». Например, игра «Групповое интервью». Цель: активизация вопросно-ответного взаимодействия в заданных условиях. Ход игры: все играющие интервьюируют одного из участников игры. Можно поставить условие, чтобы интервьюируемый избегал правдивых ответов. Затем следует обсуждение интервью.
– игры на догадку. Например, игра «Что это?». Цель: активизация использования средств выражения модальности в иноязычной речи. Ход игры: с помощью графпроектора даются нечеткий транспарант или неполные, без деталей, рисунки. Используя фразы «Я думаю…», «Может быть…», «Я не уверен, но…», играющие должны сказать, что они видят на экране.
–
игры на совместную речевую деятельность
и коммуникативное
Деловая
игра представляет собой практическое
занятие, моделирующее различные аспекты
профессиональной деятельности обучаемых
и обеспечивающее условии комплексного
использования имеющихся у них знаний
предмета профессиональной деятельности,
совершенствования их иноязычной речи,
а также более полное овладение иностранным
языком как средством профессионального
общения и предметом изучения.[9]
2.3.
Групповая работа
Способы деления на группы. При проведении деления необходимо учитывать некоторые принципы:
• группа работает лучше, если состоит из 4–6 учащихся, что позволяет наиболее оптимально распределить роли между ними, обеспечивает разнообразие мнений во время групповой дискуссии. Большая группа требует дополнительного времени на согласования, способна распадаться на более мелкие подгруппы;
• группа обучается лучше, если в ней работают учащиеся с различным уровнем подготовки;
• если учащиеся недостаточно знакомы с работой в малых группах, то лучше, чтобы процесс деления на группы организовал педагог. Это позволит выстраивать взаимодействие между учащимися не только на социально-психологическом уровне, но и на деловом. Если же учащимся предоставить право объединяться в группы по желанию, то чаще всего они выбирают в качестве партнеров своих друзей, что значительно увеличивает риск «разговоров не по теме». Когда учащиеся хорошо знакомы с работой в малых группах, то можно предложить им самостоятельно выбрать себе партнеров по учебе.
Приведем несколько способов деления на группы:
• Подготовьте карточки (их должно быть столько же, сколько учащихся) и напишите на них названия животных, птиц, насекомых. Раздайте карточки учащимся. Учащиеся ищут свою группу, издавая звуки тех животных, птиц, насекомых, названия которых написаны у них на карточке.
• На карточках напишите названия песен. Пусть учащиеся найдут свою группу, напевая мелодии указанных песен.
• На карточках изобразите геометрические фигуры. Попросите учащихся, не разговаривая и не показывая карточки друг другу, найти способ разделиться по группам.
• Нарежьте цветные бумажки и сделайте цвет основным признаком, по которому делятся группы. В качестве такого критерия можно также использовать длину, форму карточек, полосок.
• Приготовьте несколько геометрических фигур из бумаги разных цветов или разных открыток. Разрежьте каждую фигуру (открытку) на столько частей, сколько учащихся будет в малой группе. Затем раздайте эти части учащимся. Только правильно сложенная фигура позволит найти им свою группу.
• Раздайте учащимся конфеты с разными фантиками. Учащиеся делятся на группы по цвету фантиков. После образования малых групп конфеты можно съесть.
• Для деления на малые группы используйте нити разной длины.
• Попросите учащихся назвать их любимые цветы (сколько необходимо групп – столько учащихся спрашивайте). Повторяющиеся названия цветов попросите заменить. Затем поделите учащихся на группы, но порядковые номера замените названиями цветов. Затем предложите им разбиться на группы согласно тем цветкам, которые они «получили».
Нормы работы в группе. Определение и поддержание норм совместной работы на занятии являются одними из ключевых моментов в организации деятельности малых групп. Сложность состоит в том, что учащиеся вынуждены выстраивать взаимодействие без посредничества педагога, и поэтому важно сформировать механизмы их совместной деятельности, позволяющие малой группе эффективно работать на занятии.
Частично эту проблему позволят решить совместные усилия педагога и учащихся по определению норм работы.
Инструкции. Инструкция, как письменная, так и устная, должна быть:
• написана языком, понятным для каждого учащегося;
• проверена на практике (выполните сами или попросите об этом коллегу);
• подробной, чтобы группа могла справиться без помощи педагога;
• точно показывать, какие результаты ожидаются;
• дана на листе с заданием.
Задание. Педагог может использовать несколько вариантов заданий для малых групп.
Первый вариант предполагает, что каждая группа получает самостоятельное задание и, выполнив его, знакомит остальных с результатами работы. Второй вариант – все группы работают над одинаковым заданием, что обеспечивает возможность показать учащимся разность взглядов и подходов к решению задачи, обсуждению проблемы. Варианты можно совмещать.
К заданию необходимо предъявлять определенные требования. Оно должно способствовать созданию учащимися нового для них знания. Это крайне важно, так как простая сумма имеющейся у учащихся информации, сведенная вместе и скомпонованная новым образом, а затем представленная остальным учащимся, не есть результат работы малой группы.
Роли в группе. Роль может задаваться каждому учащемуся педагогом, методом или учащиеся ее выбирают сами. Например, в методе «Орфографический диктант» роли уже заданы самим методом, но учащиеся могут решить, кто какую роль будет исполнять.
Учащимся необходимо пояснять, в чем заключается и насколько важна их роль в группе, и предоставлять возможность при изменении задания сменить и роли.
Педагог в зависимости от поставленных задач и уровня развития учащихся может задавать такие роли, как «хранитель времени» – задача следить за временем; «контролер» – задача этой роли контролировать деятельность группы и давать оценку ее работы; «координатор» – учащийся, который регулирует взаимоотношения в группе, следит, чтобы все имели возможность высказаться, нацеливает группу на результат и т. д.
Информация о работе Организация интерактивной деятельности учащихся