Организация интерактивной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяет его цели и задачи, выбор объекта, предмета исследования.
Объект исследования – обучение иностранному языку.
Предмет – организация интерактивной деятельности.
Цель – изучить, выяснить и выявить организацию интерактивной деятельности.
Задачи курсовой работы:
– дать понятие интерактивной деятельности;
– изучить интерактивную деятельность учащихся как условие реализации целей обучения;
– рассмотреть пути и формы организации интерактивной деятельности учащихся, такие как, обучение в сотрудничестве, проектная работа и игровые методы;
– проанализировать учебник английского языка и задания в нем, предполагающих интерактивную деятельность учащихся.

Содержание

Введение……………………………………………………….………….4
Глава I. Теоретические основы организации интерактивной деятельности учащихся………………………………………………………………..5
1.1.Понятие «интерактивная деятельность»………………………..…5-7
1.2. Интерактивная деятельность учащихся как условие реализации целей обучения…………………………………………………………………...……7-10
Глава II. Пути и формы организации интерактивной деятельности учащихся………………………………………………………………………11-12
2.1. Обучение в сотрудничестве………………………………………12-14
2.2. Игровые методы……………………………………………………14-20
2.3. Групповая работа………………………………………………….20-25
Глава III. Анализ учебника английского языка Афанасьева О.В. и Михеева И.В. “English” для 6 класса…………………………………..….26
3.1. Общая характеристика УМК……………………………………..26-29
3.2. Анализ заданий, предполагающих интерактивную деятельность учащихся……………………………………………………………..……………29-30
Заключение……………………………………………………..………31-32
Список использованной литературы…………………………..….…33-34

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     1.      Коммуникативная: понимать речь  носителей языка, владеть устной диалогической и монологической речью, читать вслух и про себя неадаптированный текст без словаря, писать сочинение, реферат, конспект, тезисы, делать адекватный перевод на родной язык и на р.я. иностранного текста.

     2.      Филологические задачи: систематизация и углубление знаний по теории русского языка и методике его преподавания.

     3.      Профессиональная: развитие навыков  и умений, необходимых для будущей  профессиональной деятельности.

     4.      Мировоззренческие: реализуются  при изучении обществоведческих дисциплин, посещении музеев и т.п.

     5.      Страноведческие: углубленное знакомство  с российской действительностью.

     Общеобразовательная цель обучения заключается в осознании  учащимися многообразных способов выражения мысли, присутствующих в разных языках, что делает мыслительный процесс более гибким, развивает речевые способности учащихся, обогащает их речь языковыми средствами для выражения мыслей. Общеобразовательная цель – это также и использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка.

     Воспитательная  цель обучения проявляется в формировании личности учащегося, развитии чувства  взаимопонимания между народами, а также в формировании умения работать, усидчивости, работы со словарём.

     Единство  практической, общеобразовательной  и воспитательной целей позволяет  избежать односторонности в обучении, когда практические цели обучения решаются без учета общеобразовательной  и воспитательной или общеобразовательная цель решается за счет практической.

     Интерактивное обучение одновременно решает несколько  задач:

     - развивает коммуникативные умения  и навыки, помогает установлению  эмоциональных контактов между  учащимися; 

     - решает информационную задачу, поскольку  обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

     - развивает общие учебные умения  и навыки (анализ, синтез, постановка  целей и пр.), то есть обеспечивает  решение обучающих задач; 

     - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

     Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Пути и формы организации интерактивной деятельности учащихся 

     Нет, наверное, ни одного педагога, который  не задумывался над тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам. Очень важно так построить урок, чтобы каждый ребёнок испытывал успех и увлечение. При работе с учащимися, имеющимися разную мотивацию к учебно–познавательной деятельности, необходимо использовать интерактивные формы обучения. В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. Любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость.

     Практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции: от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы обучения повышают мотивацию и способствуют развитию интеллектуального потенциала каждого.

     Технологий  интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. 

     2.1. Обучение в сотрудничестве 

     Усейнова  Н.В. в своей статье «Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка» уделила большое внимание обучению в сотрудничестве.

     Обучение  в сотрудничестве (cooperative learning) использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м гг XX вв., но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 70-е гг.

     Главная идея обучения в сотрудничестве –  учиться вместе, а не просто выполнять  что-то вместе.

     На  современном этапе существует несколько  вариантов метода обучения в сотрудничестве.

     Student Team Learning (STL)

     STL сводится к трем основным принципам:

     – Награды (team rewards). Оценку получает вся группа за выполнение одного задания. Группы дифференцированы, между собой они не соревнуются.

     – Индивидуальная ответственность (individual accountability) каждого ученика: успех или неуспех всей группы зависит от удачи каждого ее члена. Учащиеся следят друг за другом, помогают друг другу. Учитель может предложить тест любому ученику.

     – Равные возможности всех учеников в  достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает утем улучшения своих предыдущих результатов.

     Jigsaw («ажурная пила, машинная ножовка»)

     Учащиеся  объединяются в группы по шесть человек  для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (основные и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

     Learning Together («Учимся вместе»)

     Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Роль учителя – контроль.

     Исследовательская работа учащихся в группах

     Акцент  делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще всего этот вариант работы используется в проектной технологии.

     Разница между предложенными вариантами не столь существенна. Главное, что основные принципы – одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей – соблюдаются во всех случаях.

     Совокупность  всех указанных вариантов решения  конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.[16] 

     2.2. Игровые методы 

     Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.[8]

     В своей книге «Урок иностранного языка в средней школе» Пассов Е.И. говорит о том, что главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

     Таким образом, игра – это: 

     1) деятельность,

     2) мотивированность, отсутствие принуждения,

     3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,

     4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,

     5) развитие психических функций  и способностей,

     6) «учение с увлечением».

     Основных  целей шесть:

     1) формирование определенных навыков,

     2) развитие определенных речевых  умений,

     3) обучение умению общаться,

     4) развитие необходимых способностей и психических функций,

     5) познание (в сфере становления  собственно языка),

     6) запоминание речевого материала.

     Формы игр чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. К обучению приспособлены и лото, и карты, и домино, и конкурсы, и т.д.

     Игра  может быть одноразовая и многоразовая, большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен и  такой урок, где проводится вся  большая игра. Для такой игры каждый получает свою роль. Если игра требует этого, то каждый получает свою «легенду» – биографические и характерологические сведения, определяющие поведение человека в игре.

     Профессиональные  игры могут сочетаться с ролями-типами, например, не доктор и пациент, а категоричный доктор и капризный пациент.

     Перед учащимися должна быть поставлена игровая  цель, объяснены условия игры; что касается программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлеченным и по возможности участвовать в игре. Когда проводится игра-соревнование, следует отметить победителей, утешить побежденных, подбодрить их.[13]

     Маслыко Е.А. в своей книге «Настольная  книга преподавателя иностранного языка» приводит примеры нескольких типов игр:

     – языковые;

     – игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом;

     – психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний;

     – игровые упражнения для обучения иноязычному общению;

     – деловые игры в обучении иноязычной речи.

     Языковые  игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Они делятся на:

Информация о работе Организация интерактивной деятельности учащихся