Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приёмам психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Задачи исследования:
на основе анализа изученной психолого-педагогической литературы выявить профессиональные качества учителя
выявить методы и приемы диагностики профессиональных качеств учителя
выявление методик определения уровня сформированности профессиональных качеств учителя
разработка рекомендаций по диагностике профессиональных качеств учителя

Содержание

Введение
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя

Профессиональные качества учителя: сущность, классификация
Диагностика профессиональных качеств учителя как психолого-педагогическая проблема
Приемы и методы диагностики профессиональных качеств учителя

Глава 2 Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя
2.1. Описание первичной диагностики сформированности профессиональных качеств учителя
2.2. Педагогические рекомендации по повышению профессионального мастерства учителя
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (3).doc

— 182.00 Кб (Скачать)
  1. Я стремлюсь быть более открытым
  1. Не соответствует
  2. Скорее не соответствует
  3. И да и нет
  4. Скорее соответствует, чем нет
  5. Данное утверждение полностью соответствует действительности
  1. Я осознаю то влияние, которое оказывает на меня окружающие люди
  1. Не соответствует
  2. Скорее не соответствует
  3. И да и нет
  4. Скорее соответствует, чем нет
  5. Данное утверждение полностью соответствует действительности
  1. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты
  1. Не соответствует
  2. Скорее не соответствует
  3. И да и нет
  4. Скорее соответствует, чем нет
  5. Данное утверждение полностью соответствует действительности
  1. Я получаю удовольствие от освоения нового
  1. Не соответствует
  2. Скорее не соответствует
  3. И да и нет
  4. Скорее соответствует, чем нет
  5. Данное утверждение полностью соответствует действительности
  1. Возрастающая ответственность не пугает меня
  1. Не соответствует
  2. Скорее не соответствует
  3. И да и нет
  4. Скорее соответствует, чем нет
  5. Данное утверждение полностью соответствует действительности
  1. Я положительнее бы отнесся к моему продвижению по службе
      1. Не соответствует
      2. Скорее не соответствует
      3. И да и нет
      4. Скорее соответствует, чем нет
      5. Данное утверждение полностью соответствует действительности
  1. – 1 балл,
  1. – 2 балла,
  2. – 3 балла,
  3. – 4 балла,
  4. – 5 баллов.
 

Максимальное  количество баллов по анкете – 75

Общее количество, максимально  набранных  баллов - 246

 

246-220 –  высокий уровень компетентности  учителя;

219- 123–  средний уровень компетентности  учителя;

122 и  ниже – низкий уровень компетентности  учителя. 

Для определения  педагогической компетентности, так  же может быть использована, следующая  диагностика: 

Результативные  показатели профессиональной компетентности учителя

Вопрос Варианты  ответа(баллы)
1 Умение оценивать  реальное состояние обученности  и обучаемости детей 1 2 3 4 5
2 Умение осуществлять индивидуальные и дифференцированный подход к ним 1 2 3 4 5
3 Намечать перспективу  их индивидуального дальнейшего  продвижения 1 2 3 4 5
4 Умение оценивать  состояние воспитанности и воспитуемости  детей  
1
 
2
 
3
 
4
 
5
5 Использование индивидуального и дифференцированного  подходов 1 2 3 4 5
6 Проникновение во внутренний мир личности воспитанников  
1
 
2
 
3
 
4
 
5
7 Умение строить  планы  работы не только по дням, но и с учетом индивидуальных задач  развития детей 1 2 3 4  
8 Умение видеть свой труд в целом, в единстве его  задач, целей, способов, условий, результатов 1 2 3 4 5
9 Способностей  перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке результативности, эффективности своего труда в  целом  
1
 
2
 
3
 
4
 
5
10 Умение найти  «белые пятна» в своей компетентности 1 2 3 4 5
11 Умение осознать взаимосвязь между способами труда и результатами 1 2 3 4 5
12 Умение увидеть  истоки неудач в своих просчетах 1 2 3 4 5

Максимальный  балл – 60 

60 –  50 – высокий показатель компетентности;

49 –  30 – средний показатель компетентности;

29 и  ниже – низкий показатель компетентности.

Глава 2  Описание процедуры  диагностики профессиональных качеств учителя

    1. Описание первичной диагностики сформированности профессиональных качеств учителя

   Первичная диагностика служит опорой, на дальнейшее развитие учителя.

Определяется  первоначальный уровень сформированных качеств у учителя.

   Для определения первичной диагностики  сформированности профессиональных качеств  учителя, может быть использована диагностика  И.Г. Норенко. Педагогам предоставляется  вопросы, на которые нужно ответить, поставив «+» или «галочку»

Направления деятельности Владею  Знаю, но не использую Испытываю затруднения
Активизация познавательной деятельности учащихся      
Использование наряду с уроками организационных  форм обучения: семинаров, консультаций, зачетов, практикумов, общественных смотров знаний, деловых игр, др.      
Применение  лекционно-семинарской системы в  старших классах      
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными      
Организация самостоятельной  работы на уроке      
Техника и методика расчетных задач различных типов и сложности: демонстрационного, лабораторного, практических работ      
Организация систематического контроля и учета знаний учащегося      
Объективный учет и оценка знаний, умений и навыков(ЗУН)      
Выявление типичных ошибок и затруднений учащихся, причин неуспеваемости      
Развитие интереса к учению и потребности в знаниях      
Формирование  умений, навыков учебного труда (планирование, самоконтроль и т. д.)      
Использование методов развивающего обучения      
Использование новых педагогических технологий      
Соблюдение  логики поэтапного усвоения материала: - подготовка к восприятию – осмысление – предварительный учет – предварительное  совершенствование – закрепление  – итоговый учет – итоговое совершенствование      
Работа с  родителями      
Организация внеклассной  работы по предмету      
Использование ТСО      
Умение провести самоанализ педагогической деятельности      
 

Максимальное  возможное количество набранных  балов по таблице - 90

Шкала оценок:

Владею  – 5

Знаю, но не использую – 3

Испытываю затруднения - 1

Критерий:

90 –  75баллов -  высокий уровень сформированности  профессиональных качеств учителя;

74 –  45баллов – средний уровень сформированности профессиональных качеств учителя;

44 и  ниже – низкий уровень сформированности  профессиональных качеств учителя. 
 
 
 
 
 
 

    1. Педагогические  рекомендации по повышению  профессионального  мастерства учителя

    Составляя рекомендации нужно опираться, на пробелы и проблемы, которые возникают у учителя, в процессе обучения и воспитания.

   Квалификация  работника определяется тремя признаками:

1. психофизиологическая  и социальная пригодность,

2. образование,

3. стаж (опыт).

     Однако значимость их для различных профессий неодинакова.

Для учителя  решающее значение имеет соц. пригодность (мировоззрение) и уровень образования. Образование - это орудие педагогического  труда, его можно частично компенсировать опытом.

   Зависимость уровня квалификации от стажа и возраста педагога. 
Стаж оказывает существенное влияние на степень квалификации только в первые 10 лет, потом темп замедляется и прекращается.

 Роль  одаренности в становлении мастерства педагога (общие и специальные  способности). "Педагогического мастерство - не искусство, доступное немногим". Хорошо организованная система подготовки и повышения квалификации, учитывающая индивидуальные различия педагогов, может открыть путь к мастерству и для массового учительства. Особенное внимание - критериям оценки результатов педагогического труда учителя.

    Существует  много рекомендаций педагогам, для  повышения своего педагогического  мастерства.

    Мы  решили предложить свою.

  1. Нужно помнить, что любая деятельность начинается с планирования работы(составление плана, анализа)
  2. Терпение, выдержка и уравновешенность – залог успеха
  3. «Ученье – свет, а не ученье – тьма». Познавать что то новое всегда полезно и интересно. Может пригодится в дальнейшем. Необходимо стремится к непрерывному обогащению и углублению знаний
  4. Учитель всегда должен быть в курсе тех новшеств, творческих исканий, которые имеют место в педагогической науке, в психологии, методике преподаваемых дисциплин и, несомненно, самих этих дисциплин.
  5. Неся детям знания, помни, что « Ученик – это не сосуд который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь» т.е. дав материал урока  ученикам, нужно убедиться, что они все поняли.
  6. Учитель должен проводить самоанализ урока(что получилось, кто готов, кто из учеников принимал большее участие в разборе темы)
  7. Учитель – всегда исследователь. Никакие программы не могут охватить все положения и условия, в которых придется работать учителю. Он сам должен дополнять взятые им  программы.
  8. Необходимо проводить самоанализ (диагностику).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

   Что же должно быть объектом осознания  педагога в плане его психологической  профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.

   Л.Н. Толстой писал: «Если учитель  имеет только любовь к делу, он будет  хороший учитель. Если учитель имеет  только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя