Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:54, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приёмам психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Задачи исследования:
на основе анализа изученной психолого-педагогической литературы выявить профессиональные качества учителя
выявить методы и приемы диагностики профессиональных качеств учителя
выявление методик определения уровня сформированности профессиональных качеств учителя
разработка рекомендаций по диагностике профессиональных качеств учителя
Введение
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Профессиональные качества учителя: сущность, классификация
Диагностика профессиональных качеств учителя как психолого-педагогическая проблема
Приемы и методы диагностики профессиональных качеств учителя
Глава 2 Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя
2.1. Описание первичной диагностики сформированности профессиональных качеств учителя
2.2. Педагогические рекомендации по повышению профессионального мастерства учителя
Заключение
Список литературы
Максимальное количество баллов по анкете – 75
Общее количество, максимально набранных баллов - 246
246-220 –
высокий уровень
219- 123–
средний уровень
122 и
ниже – низкий уровень
Для определения
педагогической компетентности, так
же может быть использована, следующая
диагностика:
Результативные показатели профессиональной компетентности учителя
№ | Вопрос | Варианты ответа(баллы) | ||||
1 | Умение оценивать реальное состояние обученности и обучаемости детей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Умение осуществлять индивидуальные и дифференцированный подход к ним | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Намечать перспективу их индивидуального дальнейшего продвижения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Умение оценивать
состояние воспитанности и |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 | Использование
индивидуального и |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Проникновение во внутренний мир личности воспитанников | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 | Умение строить планы работы не только по дням, но и с учетом индивидуальных задач развития детей | 1 | 2 | 3 | 4 | |
8 | Умение видеть свой труд в целом, в единстве его задач, целей, способов, условий, результатов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Способностей перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке результативности, эффективности своего труда в целом | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 | Умение найти «белые пятна» в своей компетентности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Умение осознать взаимосвязь между способами труда и результатами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | Умение увидеть истоки неудач в своих просчетах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Максимальный
балл – 60
60 –
50 – высокий показатель
49 –
30 – средний показатель
29 и ниже – низкий показатель компетентности.
Глава 2 Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя
Первичная диагностика служит опорой, на дальнейшее развитие учителя.
Определяется первоначальный уровень сформированных качеств у учителя.
Для
определения первичной
№ | Направления деятельности | Владею | Знаю, но не использую | Испытываю затруднения |
Активизация познавательной деятельности учащихся | ||||
Использование наряду с уроками организационных форм обучения: семинаров, консультаций, зачетов, практикумов, общественных смотров знаний, деловых игр, др. | ||||
Применение
лекционно-семинарской системы |
||||
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными | ||||
Организация самостоятельной работы на уроке | ||||
Техника и методика расчетных задач различных типов и сложности: демонстрационного, лабораторного, практических работ | ||||
Организация систематического контроля и учета знаний учащегося | ||||
Объективный учет и оценка знаний, умений и навыков(ЗУН) | ||||
Выявление типичных ошибок и затруднений учащихся, причин неуспеваемости | ||||
Развитие интереса к учению и потребности в знаниях | ||||
Формирование умений, навыков учебного труда (планирование, самоконтроль и т. д.) | ||||
Использование методов развивающего обучения | ||||
Использование новых педагогических технологий | ||||
Соблюдение
логики поэтапного усвоения материала:
- подготовка к восприятию – осмысление
– предварительный учет – предварительное
совершенствование – |
||||
Работа с родителями | ||||
Организация внеклассной работы по предмету | ||||
Использование ТСО | ||||
Умение провести самоанализ педагогической деятельности |
Максимальное возможное количество набранных балов по таблице - 90
Шкала оценок:
Владею – 5
Знаю, но не использую – 3
Испытываю затруднения - 1
Критерий:
90 –
75баллов - высокий уровень
74 – 45баллов – средний уровень сформированности профессиональных качеств учителя;
44 и
ниже – низкий уровень
Составляя рекомендации нужно опираться, на пробелы и проблемы, которые возникают у учителя, в процессе обучения и воспитания.
Квалификация работника определяется тремя признаками:
1. психофизиологическая и социальная пригодность,
2. образование,
3. стаж (опыт).
Однако значимость их для различных профессий неодинакова.
Для учителя решающее значение имеет соц. пригодность (мировоззрение) и уровень образования. Образование - это орудие педагогического труда, его можно частично компенсировать опытом.
Зависимость
уровня квалификации от стажа и возраста
педагога.
Стаж оказывает существенное влияние
на степень квалификации только в первые
10 лет, потом темп замедляется и прекращается.
Роль
одаренности в становлении
Существует много рекомендаций педагогам, для повышения своего педагогического мастерства.
Мы решили предложить свою.
Заключение
Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.
Л.Н.
Толстой писал: «Если учитель
имеет только любовь к делу, он будет
хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец
и мать, он будет лучше того учителя,
который прочел все книги, но не имеет
любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель
соединяет в себе любовь к делу и ученикам,
он совершенный учитель».
Информация о работе Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя